После многолетних усилий Евросоюзу и Великобритании наконец удалось достичь относительного согласия в вопросе Brexit. С начала текущего года Великобритания вне европейского альянса.
По поводу того, как Brexit повлияет на Великобританию, было много прогнозов. Одни предполагали экономический подъем и действенную независимость в решениях Лондона, а другие были настроены пессимистично и, предрекая Туманному Альбиону серьезные экономические проблемы, советовали британцам потуже затянуть пояса.
Конечно, говорить в настоящий момент о воздействии на британскую экономику осуществленного Brexit довольно рановато, но хотим указать на один очевидный факт: Британия лучше всех в Европе справляется с вакцинацией от COVID-19, чего не скажешь о Брюсселе, который кампанию вакцинации с треском провалил.
Однако, если говорить о экономических проблемах Британии, вызванных Brexit, преждевременно - то с политическими трудностями в регионах Соединенного Королевства Лондон уже столкнулся.
После Brexit возникли проблемы в Северной Ирландии и Шотландии. В этих двух регионах всегда были живучи сепаратистские настроения, и если в Северной Ирландии все еще сильны политические силы, которые видят будущее своей родины в составе Великобритании, то в Шотландии ситуация несколько иная.
Как известно, в 2012 году между премьер-министром Великобритании того периода Дэвидом Кэмероном и первым министром правительств Шотландии Алексом Сэлмондом было достигнуто соглашение, определившее порядок референдума о независимости Шотландии. Плебисцит этот был проведен осенью 2014 года и стал разочарованием для сторонников независимости Эдинбурга. Около 55% шотландцев проголосовали против отделения и почти на 10% опередили сторонников независимости.
Но данный факт не успокоил националистические силы, к которым относится и ныне правящая Шотландская национальная партия (ШНП). Они любыми средствами аккумулировали вопрос независимости Эдинбурга от Лондона. Перед предстоящими в мае выборами в местный парламент, скорее всего, ШНП сделает своим главным козырем именно вопрос о проведении еще одного референдума о независимости.
В феврале этого года стало известно, что ШНП намерена представить на суд шотландцев предварительный план проведения плебисцита, где будут раскрыты дата проведения референдума и формулировка, указанная в бюллетенях. Была информация о том, что всеобщее голосование пройдет до конца текущего года, но более точная дата не называлась. Ныне в СМИ появились сведения, что точная дата может быть объявлена буквально на днях.
Многие в Великобритании уверены, что ШНП спешит с проведением референдума о независимости в связи с недовольством населением Brexit, и на этой волне добиться желаемого большинства. Такие версии недалеки от истины, поскольку в начале этой недели были опубликованы результаты соцопроса, проведенного компанией BMG Research, где выяснилось, что на данный момент за независимость выступают 52%.
Однако это еще ничего не значит: опросы в Шотландии проводятся регулярно и основываясь на них, можно твердо сказать одно – шотландцы колеблются. Соцопросы последних месяцев показывают - то больше половины граждан настроены за независимость, то меньше. Однозначно шотландцы еще ничего не решили. Да, они боятся за свое экономическое будущее вне состава ЕС. Они не очень жалуют эпатажного премьер- министра правительства Её Величества Бориса Джонсона, недовольны результатами переговоров с Евросоюзом относительно рыболовецкой отрасли Шотландии.
Однако вместе с этим шотландцы наблюдают, как Лондон успешно проводит вакцинацию, опережая далеко отставший Брюссель, а также слышат уверения Джонсона в том, что без Европейского союза экономика Великобритании будет намного эффективнее.
Так что простые шотландцы еще не определились. Думаю, что это знают как в Лондоне, так и в Эдинбурге. Повторюсь, что, поднимая вопрос о проведении референдума о независимости и раскрытия его деталей, ШНП первым делом думает о предстоящих майских выборах. Этим самым ШНП надеется на голоса тех шотландцев, для которых очень важен вопрос национальной идентичности, а также и тех, которые не хотели выхода Британии из состава ЕС.
Несмотря на то, что Шотландию в случае выхода из Великобритании ждут финансовые потери и экономические трудности, ШНП все же стоит на своих позициях. Правда, партия сейчас несколько тормозит процесс раскрытия деталей референдума, из-за того, что у лидера ШНП Николы Стерджен есть проблемы. Её обвиняют в том, что она пыталась повлиять на парламентское расследование в отношении ее предшественника Алекса Сэлмонда. Против него, как известно, были выдвинуты модные нынче обвинения сексуального характера, но спустя некоторое время обвинения были сняты. Во всяком случае, разбирательство того, воздействовала ли Стерджен на расследование или нет, продолжается и это связывает руки ШНП.
Что касается Лондона, то можно быть уверенным, что правительство Её Величества и лично Борис Джонсон очень постараются не допустить проведения референдума или, если он все же пройдет, сделать все возможное, что он не имел юридической силы.