12:35 17 Апреля 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0222
  • EUR2.0331
Колумнисты
Получить короткую ссылку
240880

Широкий актерский диапазон позволял ему создавать образы драматического и трагедийного звучания. Но если в театре он достигал желаемого, то в кино, в большинстве своем, режиссеры продолжали эксплуатировать комедийный дар актера.

Он был невероятно талантлив и обладал потрясающим обаянием. Этот актер, которому сегодня исполнилось бы 80 лет, начиная со второй половины шестидесятых годов и до самой своей кончины в 1987 году, был невероятно популярен. Этого он добился своей искрометной игрой, как в театре, так и в кино. Более того, зрители с нетерпением ждали его сольных выступлений на телевидении, а грампластинки с песнями в его исполнении мгновенно раскупались.

Андрей Миронов - явление в советском театре и кинематографе. Он был исключительно талантлив, имея громадное количество поклонников, которые не пропускали ни единого его театрального спектакля и с нетерпением ждали каждый фильм с его участием. Если в картине был занят Андрей Миронов, то создатели фильма, еще до премьеры своего детища могли быть уверены в зрительском успехе.

При такой невероятной популярности, Миронов оставался скромным и светлым человеком. О его остроумии ходили легенды, но все люди, близко знавшие его, утверждали, что актер своими шутками и остротами никогда не наносил обид.

Андрей Миронов был начисто лишен зависти (такой частой в актерской среде), никогда не ставил себя в разряд богемных личностей и был удивительно светлым человеком.

Родился он в 1941 году - в самый канун войны, в семье известных артистов эстрадного жанра Александра Менакера и Марии Мироновой. Родители были большими оригиналами, и по рождению сыночка 7 марта, решили записать его на 8 марта, объяснив сей поступок тем, что Андрюша будет подарком для женщин. Можно сказать, что они предрекли большой успех Андрея Миронова среди представительниц прекрасного пола.

© Sputnik / V.Pischalnikov
Андрей Миронов в роли Дон Жуана в спектакле Театра Сатиры "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" по пьесе Макса Фриша (постановка В. Плучека)

Он был болезненным ребенком, но родителям все же удалось выходить сына. Болезнь, которая возникла у Андрея с самого его рождения, в конце концов привела к его ранней смерти. Но тогда, во времена детства, Андрюша Менакер чувствовал себя достаточно хорошо.

В 1948 году, когда Андрей пошел в первый класс, родители решили, что лучше будет, если он возьмет фамилию матери. Так он стал Андреем Мироновым.

Наверное, не стать актером он не мог. Андрей с самого детства, благодаря родителям, видел и слушал великих мастеров МХАТа. Мальчик вырос в творческой обстановке и вполне понятно, что в 1958 году, закончив школу, он поступил в знаменитое Театральное училище имени Щукина.

По окончании училища Миронов попытался попасть в вахтанговский театр, но его не взяли. Однако, молодого актера пригласил в Театр сатиры известный режиссер Валентин Плучек. Так до конца жизни Андрей Миронов служил в этом театре, сделав для его популярности среди театралов несравненно много.

Он был примой этого коллектива и создал на сцене театра много незабываемых образов. Мне довелось видеть Андрея Александровича на сцене в таких знаменитых спектаклях, как "Маленькие комедии большого дома" Арканова и Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, "Горе от ума" Грибоедова. На сцене Андрей Миронов был восхитителен, он все время импровизировал, был потрясающе убедителен и пользовался огромной любовью театральной общественности, и не только в Москве. В те времена Театр сатиры часто гастролировал и вдобавок наиболее выдающиеся спектакли этого коллектива демонстрировались по всесоюзному телевидению.

А в кино, которое сделало Миронова неслыханно популярным, он начал сниматься еще, будучи студентом. Выдающийся советский кинорежиссер Юлий Райзман пригласил Миронова на маленькую роль в знаковый фильм тех времен "А если это любовь?". В 1962 году он снимается у другого известно мастера - Александра Зархи в картине "Мой младший брат".

Но узнаваемым Миронов стал после триумфального успеха комедии "Три плюс два". В этом фильме, он вместе с Натальей Фатеевой, Натальей Кустинской, Евгением Жариковым и Геннадием Ниловым составили незабываемый актерский квинтет, который надолго остался в памяти зрителей.

© Sputnik / V. Bondarev
Актер театра и кино Андрей Миронов

Несмотря на то, что после этой комедии, Миронов в фильме "Год как жизнь" сыграл Фридриха Энгельса, великий Эльдар Рязанов рискнул пригласить актера, недавно сыгравшего одного из классиков марксизма-ленинизма, на роль деляги Димы Семицветова в свой знаменитый фильм "Берегись автомобиля". Дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова в этом фильме был неимоверно удачен и сделал немало для триумфа картины.

Актер продолжает свою работу в кино и привлекает к себе внимание еще одного великого комедиографа советского кинематографа - Леонида Гайдая. Режиссер приглашает Миронова на роль Геши Козадоева в свой шедевр - "Бриллиантовую руку". Гайдаю было важно, чтобы, несмотря на всю отрицательность этого образа, Геша выглядел бы все же довольно обаятельным. Миронов с блеском справился с задачей, а его партнерами были великие Юрий Никулин и Анатолий Папанов.

В этой же картине Миронов дебютировал как певец. Он исполнил песню "Остров невезения", при этом продемонстрировав с экрана блистательную ритмику танцора. В те времена эта песня была невероятно популярной - вышла пластинка с песнями из "Бриллиантовой руки", где впервые с грампластинки звучал голос Миронова.

Актер неоднозначно относился к этой роли. Он никак не мог смириться с тем, что зрители считают его главной работой в кино именно Гешу Козодоева. 

Миронов действительно был разносторонним актером, его профессиональный диапазон позволял создавать образы не только комедийные, но и драматического и трагедийного звучания. Если в театре он достигал желаемого, то в кино, в большинстве своем, режиссеры продолжали эксплуатировать комедийный дар актера.

Неизвестно, по какой причине Гайдай не пригласил Миронова на роль Остапа Бендера в своей версии "12 стульев", но на пробы Миронов был приглашен. Однако роль Бендера отдали Гомиашвили. Этот факт, и еще то, что Миронов твердо решил не повторяться, сыграл, наверное, важную роль в том, что он отказался создавать образ Жоржа Милославкого в очередном шедевре Гайдая - фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Жаль… При всем уважении к Леониду Куравлеву, если бы Милославского сыграл Миронов, то этот образ наполнился бы более сочными красками и искрометностью. Но Миронов отказался, и больше у Гайдая не снимался.

© Sputnik / V.Pischalnikov
Советский актёр театра и кино, артист эстрады Андрей Миронов

К началу 70-х популярность Андрея Миронова была невероятной, а актер продолжал оставаться необыкновенно скромным, интеллигентным. На мой взгляд, именно в первой половине 70-х годов, Миронов создал один из главных своих актерских шедевров: учителя фехтования Шиловского по прозвищу Маркиз в фильме Владимира Бычкова "Достояние республики".

Его партнером по фильму был Олег Табаков. Я не припомню другой какой-либо картины, где бы Табаков оставался в тени другого актера. Но в "Достоянии республики" Миронов был бесподобен, он был великолепен и даже такой гигант актерской игры, как Табаков, не смог солировать рядом с ним.

Миронов в картине фактически играл самого себя. Красивый, добрый, справедливый и азартный Маркиз, полностью соответствовал внутреннему содержанию актера. А как он пел в этом фильме! Помните "Бжик-бжик-бжик, уноси готовенького…"? Эта его "Песенка о шпаге" моментально стала шлягером и исполняется до сих пор.

Отказавшись играть у Гайдая, тем не менее, Миронов продолжат сотрудничать с другим создателем великих комедий - Эльдаром Рязановым. Он снялся у него в маленькой роли в "Стариках-разбойниках", а потом - в главной роли в совместной советско-итальянской комедии "Невероятные приключения итальянцев в России". Актер сам исполнял опасные трюки, которыми был насыщен фильм. Миронов и Евстигнеев были в этой картине более органичными, чем их итальянские коллеги. Именно за этот фильм он получил звание заслуженного артиста РСФСР.

И, наконец, "Ирония судьбы". В этот фильм Миронов был приглашен на роль Ипполита, но очень хотел сыграть Лукашина. Рязанов не мог отказать любимому актеру. Но пробы убедили режиссера, что Миронов не подходит. А он смог убедить актера в том, что зритель не поверит, что Лукашин не пользовался успехом у женщин, если играть эту роль будет дамский любимец Миронов. В конце концов Андрей вынужден был с этим согласиться.

Работал он с Рязановым еще в "О бедном гусаре замолвите слово", где читал текст от автора и являлся исполнителем нескольких песен.

© Sputnik / Lev Ivanov
Артист Московского театра сатиры Андрей Миронов

Миронов создает один актерский шедевр за другим. Вспомним дирижера в водевиле "Лев Гурыч Синичкин", Фадинара в "Соломенной шляпке" и Флоридола в "Небесных ласточках". А фильмы его друга, великого режиссера Марка Захарова? Миронов, сыграв Остапа Бендера в "12 стульях" версии Захарова, просто покоряет зрителей своей трактовкой образа великого комбинатора.

Великолепен его министр-администратор в другом шедевре Марка Анатольевича - "Обыкновенное чудо"!

Миронов, вкупе со своими друзьями и коллегами по театру Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным, с большим успехом снимается в телефильме Наума Бирмана "Трое в лодке, не считая собаки".

Особняком в творчестве актера стоит роль Ханина в картине великого режиссера Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Эта роль была чуть ли не единственной возможностью для Миронова, сломать сложившиеся стереотипы его восприятия кинорежиссерами. Он сделал это великолепно - был в роли Ханина потрясающе убедителен и, наверное, со временем ему бы удалось получать роли, наполненные глубочайшим внутренним содержанием. Он множество таких образов создавал на сцене, но в кино режиссеры ему таковых не предлагали.

Миронов успешно сотрудничал и с Аллой Суриковой. Как он прекрасно, нежно и очень по-доброму сыграл детского врача Виктора в "Будьте моим мужем"! Блистательная когорта актеров была занята в этом фильме, но солировал все же Андрей Миронов.

Последний фильм актера был снят также Аллой Суриковой – "Человек с бульвара Капуцинов". Притом, режиссер согласилась снимать этот фильм, только при условии, если главную роль Фёста будет играть Миронов. Караченцов, Табаков, Мишулин, Фатеева, Боярский, Ярмольник, Яковлева, Польских - это еще не полный перечень выдающихся актеров, которые снимались в этой искрометной вестерн-комедии. Андрей Миронов был в своей роли просто неповторим, и как всегда играл первую скрипку в этом бесподобном актерском ансамбле. Фильм произвел фурор и собрал громадное количество зрителей. Такого успеха не было у фильмов, где снимался Миронов, со времен "Бриллиантовой руки". Но, к сожалению, актер этого не увидел.

Ольга Аросева: незабываемая и обаятельная пани Моника >>

Миронова все чаще начали беспокоить болезни. Он лечился, но одна болезнь сменялось другой. 14 августа во время гастролей в Риге, прямо на сцене, когда актер в очередной раз играл Фигаро, ему стало плохо. Александр Ширвиндт увел Миронова со сцены, актеру вызвали скорую. Миронов сказал Ширвиндту: "Шура, голова болит". Это были последние слова Андрея Миронова.

Через два дня, великий актер и светлый человек Андрей Александрович Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет.

Главные темы

Орбита Sputnik