Михаил Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде. Его отец, мать, дядя с супругой, все ближайшие родственники посвятили себя сцене. Они были актерами ведущих театров СССР. Детство Боярского прошло в окружении друзей и коллег отца, дяди и в такой обстановке, очень трудно было себе представить, что он не пойдет по стопам родителей. Однако, отметим, что они не хотели, что сын был актером и мечтали видеть Михаила музыкантом. Они отдали его в музшколу (и за это им отдельное спасибо от поклонников музыкального таланта Боярского), но юноша все сделал по-своему.
Когда пришло время выбирать вуз, Михаил поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, который успешно окончил в 1972 году. Он был принят в труппу театра имени Ленсовета, художественным руководителем которого был известный режиссер и актер Игорь Владимиров.
Конечно же молодому актеру никто не предлагал большие роли, но Боярский не чурался эпизодических ролей и даже массовки. Главные роли в театре для него были еще впереди.
В Баку юные актеры с успехом представили премьеру спектакля "Насими" >>
В кино мы впервые увидели (если не считать одной детской коротметражки) Боярского в знаменитом водевиле режиссера Леонида Квинихидзе "Соломенная шляпка", где он играл роль итальянского тенора Минарди. Почти параллельно с этим фильмом он сыграл в картине "Мосты" роль Гицу-молдаванина.
Однако, эти роли остались незамеченными зрителем, но актера заприметил известный кинорежиссер Виталий Мельников, который пригласил молодого Боярского в свой фильм "Старший сын" по известной пьесе Вампилова. Боярский должен был сыграть Семена-Сильву и он прекрасно справился с этой задачей. Его партнерами были Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Николай Караченцов, и в таком блистательном окружении, Боярский настолько точно сыграл образ симпатичного мерзавца, что не затерялся среди своих именитых партнеров и запомнился многочисленным поклонникам этой картины.
Лично для меня, роль в этом фильме Боярского познакомила меня с ним, как зрителя с актером, и наблюдая следующие его работы, я, как и многие зрители, частенько говаривал, мол? в этом фильме играет Сильва из "Старшего сына".
А работал Боярский плодотворно. Режиссеры, узнав о блестящей пластичности актера и его вокальных данных, начали приглашать Михаила в музыкальные фильмы. Старшее поколение помнит киносказку "Новогодние приключения Маши и Вити" режиссеров Усова и Казанского, где Михаил Боярский сыграл дикого кота Матвея. Уверяю тех, кто его не видел в этой роли - сделал он это чудесно! Если говорить о котах в советском кино, то мне лично, запомнились два кота - Матвей Боярского и кот Базилио Ролана Быкова.
А в следующей своей работе Михаил Боярский меня буквально покорил своими вокальными данными. Речь идет о великолепном, советско-румыно-французском фильме "Мама". Этот фильм был снят прекрасно. Великолепная музыка Жерара Буржоа и Темистокле Попа, чудная операторская работа и наконец чудесные в своей пластичности на льду, Людмила Гурченко и Михаил Боярский, которые играли Маму-Козу и Волка. Как они пели! Этот фильм можно с интересом смотреть и сейчас. Боярский и Гурченко показали в этой картине высший класс своих вокальных данных. Если о талантах Гурченко зритель был осведомлен еще со времен "Карнавальной ночи", то блистательные способности Боярского покорили любителей кинематографа. Фильм был по достоинству оценен и на Венецианском кинофестивале получил "Серебряный кубок".
Российский актер приготовил в Баку знаменитые гутабы с мясом - видео >>
Успехи Михаила в кино не остались незамеченными в театре. Ему стали доверять главные роли. Он стал прекрасным исполнителем роли Трубадура в постановке "Трубадур и его друзья". Роль Принцессы в этом спектакле сыграла молодая актриса Лариса Луппиан, вскоре ставшая верной спутницей жизни Боярского. Их дочь Елизаветта Боярская ныне является одной из самых востребованных актрис России.
Боярский, работая в театре Ленсовета, создал множество запоминающих образов. Во многих спектаклях его партнершей была бесподобная Алиса Фрейндлих. С 1986 года Боярский - руководитель театра "Бенефис" в родном Санкт-Петербурге.
Но вернемся к работам актера в кинематографе. Многие считают, что главной ролью Боярского была роль неистового гасконца, но я считаю, что роль Теодоро, которую артист сыграл ранее в фильме Яна Фрида "Собака на сене", поставленного по пьесе великого испанского драматурга Лопе де Вега, была ничуть не хуже исполнена Боярским. Фильм этот получился изумительным. Все актеры прекрасно исполнили свои роли. Однако, Маргарита Терехова и Михаил Боярский были на высоте! И, учитывая тот факт, что Михаил сам исполнял вокальные партии, то уже после "Собаки на сене", стало понятно, что в советском кинематографе появился неординарный и талантливейший актер.
Это поняли не только зрители, но, как оказалось позднее, и режиссер-постановщик Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он начинал снимать свой будущий шедевр "Д'Артаньян и три мушкетера", и справедливо посчитал, что с такой внешностью и голосом Михаил Боярский обязательно должен быть занят в этой картине. Но, вначале, режиссер видел его в роли Рошфора, а гасконца должен был играть Абдулов. Через некоторое время, режиссер поменял свое мнение и утвердил Боярского на главную роль.
Время показало, что постановщик не ошибся. Боярский сыграл д'Артаньяна так, что невозможно представить кого-либо другого в этой роли. Я видел достаточное количество постановок "Трех мушкетеров", но даже именитые французские актеры, игравшие своего соотечественника-мушкетера, не смогли быть убедительнее Боярского. Превосходная работа актера!
А как изумительно он исполняет свои вокальные партии! Безусловно, что в этом фильме был великолепный актерский ансамбль - такие бесподобные мастера своего дела, как партнерша Боярского по театру Алиса Фрейндлих (Королева Анна), Олег Табаков (Король Людовик ХШ), Маргарита Терехова (Миледи), Лев Дуров (Тревиль), Леонид Каневский (Бонасье), молодые Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос), Игорь Старыгин (Арамис), но первой скрипкой этого бесподобного оркестра был именно он, Михаил Боярский!
После оглушительного успеха "Мушкетеров", актер стал невероятно популярен. Боярский признавался, что у него есть роли, которые он любит больше, чем роль в этом фильме, но тем не менее, именно ей он обязан своей оглушительной славой.
В трудные 90-е годы были сняты еще две картины – "Мушкетеры двадцать лет спустя" и "Тайны королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя", а потом в 2007 году - "Возвращение мушкетеров". Фильмы были достаточно хорошо сняты, но такого огромного успеха, как первая часть, заиметь не смогли.
Боярский сыграл в еще одном фильме Юнгвальда-Хилькевича "Узник замка Иф", где с блеском сыграл графа де Морсера. Мне версия Юнгвальда-Хилькевича о графе Монте-Кристо не понравилась и только граф Морсер в исполнении Боярского был достоверен и достаточно убедителен.
Режиссер Ян Фрид также в дальнейшем сотрудничал с Боярским. Актер блистательно сыграл свои роли в фильмах "Дон Сезар де Базан" и "Тартюф"
Конечно же нельзя не отметить изумительно точное исполнение актером роли шевалье де Брильи в фильмах Светланы Дружининой о гардемаринах. В первый раз у Дружининой Боярский снялся еще в 1979 году, прекрасно сыграв влюбленного гусара в музыкальной кинокартине "Сватовство гусара".
Стоит отметить и широкий актерский диапазон Боярского. Он великолепен в роли злодея в комедии Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов", убедителен в роли Келлера в многосерийном фильме Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского, а также в роли запорожского казака Мосия Шило в экранизации того же Бортко гоголевского "Тараса Бульбы".
Михаил Боярский в последнее время не часто снимается и объясняет это недостаточным качеством предлагаемых сценариев. Но он частый гость на телевизионных каналах. Телезрители видят его на экране, как ведущего, как гостя различных телепередач, а также, как члена жюри в популярных телепроектах.
В этот праздничный для актера день, желаем великому мушкетеру советского кинематографа крепкого здоровья и долгой, активной жизни!