Конец шестидесятых годов прошлого столетия. Баку живет полнокровной культурной жизнью. Расцвет музыки, литературы, театра.
Поэзия на особом счету. Современные азербайджанские поэты конкурируют по популярности как с известными зарубежными классиками, так и со многими советскими поэтами, в том числе московскими. Многие в стране знают наизусть произведения своих и зарубежных классиков.
Наша семья также отдавала должное великой азербайджанской поэзии. Родители частенько декламировали великих поэтов, а когда у нас были гости, то они также присоединялись к поэтическому пиршеству.
В один из весенних дней 1969 года у нас собрались друзья родителей, и после ужина, когда отец показал друзьям только что купленный "с рук" (кто-то ему привез из зарубежной командировки) японский магнитофон "Панасоник" (для того времени большая редкость), все изъявили желание записать свои голоса. Поступило предложение прочитать несравненную пьесу "Вагиф" великого Самеда Вургуна, благо основная часть присутствующих знала это произведение наизусть. Началось…
Мама читала за Хураман. Когда она произносила ее предсмертные слова, все замерли. Потом раздались возгласы одобрения. Мама, поблагодарив всех, ответила: "Навсегда в памяти народной останется пьеса "Вагиф", поставленная Аздрамой! Не знаю, будет ли в будущем постановка, подобно этой. А как передала все чувства несчастной Хураман Фатма Кадри! Несравненная актриса!" Так в первый раз в десять с небольшим лет я услышал имя великой актрисы азербайджанского театра.
К сожалению, в силу своего возраста мне не довелось увидеть Фатму Кадри на сцене. Но по рассказам старшего поколения нашей семьи (заядлых театралов), я мог составить определенное мнение о мощи актерской игры многих творцов азербайджанской сцены, в том числе и несравненной Фатмы Кадри.
Родилась актриса в Одессе на заре двадцатого века в многодетной и бедной семье сто десять лет тому назад, а именно 14 апреля 1907 года. Безвыходное положение семьи вынудило родителей отдать девочку на попечение одной даме с весьма стойкими религиозными устоями. После того как Фатма получила некоторое религиозное образование, она в 11 лет начинает учиться в русской народной школе. По воле судьбы девочка в 14 лет переезжает на постоянное жительство в Баку.
Именно в Баку жизнь связала Фатму с театром. Она поступает в недавно созданный государственный театральный техникум. Тогда ее преподавателями были выдающиеся мастера сцены Туганов, Мурадов и другие, а первым директором являлась легенда азербайджанской искусства Шовкет Мамедова. Кадри свою сценическую деятельность начала, еще учась в техникуме, и стала первой азербайджанской актрисой, получившей профессиональное образование.
Отмечу, что Кадри отличалась большой тягой к знаниям, к образованию и параллельно с учебой в театральном техникуме училась в педагогической школе. По окончании техникумов Фатма Кадри в 1926 году начала выступать в тюркском Рабочем театре. В 1932-1935 годах работала в Бакинском русском театре, с 1935 года — одна из ведущих актрис Азербайджанского театра имени Азизбекова.
Созданные ею образы вошли в историю азербайджанского театрального искусства: Гюльтекин, Солмаз, Сона ("Айдын", "Невеста огня", "В 1905 году" — Джафар Джабарлы), Мухаббет ("Мухаббет" Ибрагимова), Хураман ("Вагиф" Самеда Вургуна), Лариса, Катерина ("Бесприданница", "Гроза" Островского), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира). Преподавала в театральном техникуме, затем в Азербайджанском театральном институте имени Алиева.
Фатма Кадри по праву стала одной из любимых народом азербайджанских актрис. Великая азербайджанская актриса Насиба Зейналова как-то отметила, что пройденный Кадри жизненный путь напоминает судьбу сказочных персонажей. Насиба ханум была права. Из "гадкого утенка", родившегося в Одессе, в Баку Фатма превратилась в очаровательную женщину и потрясающую актрису.
Кадри всегда вдумчиво относилась к созданию образов. Она, скрупулезно выстраивая роль, заполняла ее множеством деталей, обращая внимание на самые тончайшие нюансы.
Ее партнерами по сцене были великие актеры азербайджанского театра Аббас Мирза Шарифзаде и Ульви Раджаб. По рассказам старшего поколения можно судить о том, что роль Джульетты актриса создала филигранно. В "Вагифе" она играла вместе с несравненным Алескером Алекперовым. Блестящий дуэт! Кадри высоко отзывалась о своем великом партнере и говорила, что в сцене последней встречи Хураман с Вагифом Алекперов с таким убийственным сарказмом и презрением вел диалог с Хураман (Кадри), что можно было на эмоциональной волне самой окончить жизнь самоубийством. Конечно же, слова актрисы были метафоричны, однако в дальнейшем судьба привела ее к схожему жизненному финалу.
Актриса до самого своего последнего дня трудилась на благо азербайджанского театрального искусства, была любимым и авторитетным наставником для многих будущих мастеров национальной сцены. Память об этой потрясающей женщине и актрисе бережно хранится в памяти и в сердцах поклонников театра.
Народная артистка Азербайджана Фатма Кадри ушла от нас 29 февраля 1968 года. Ей было всего 60 лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.