Идея создания общего ядерного щита над Европой обсуждалась давно. Так, предлагалось обобществление французского арсенала для укрепления обороноспособности ЕС. Особое внимание этому вопросу уделялось в Германии, на которую после Второй мировой войны были наложены серьезные ограничения в военной сфере. В последние годы Берлин систематически игнорирует запреты и постепенно превращается в полноценного военного игрока на международной арене. Многие эксперты обращают внимание на ужесточившуюся внешнюю политику Германии, которая и сегодня выступает инициатором дискуссий относительно создания общеевропейского ядерного щита.
Однако после заявления Франсуа Олланда в бытность руководителем Пятой республики о том, что французские силы сдерживания принадлежат Франции и именно там принимаются решения об их применении, направленность обсуждений в этом контексте несколько изменилась. В Германии посчитали, что Париж в обмен за ядерные гарантии может попросить у других стран ЕС софинансирования своих стратегических сил, что послужит усилению позиций Франции и ударит по немецким интересам.
ФРГ не прочь обзавестись собственным арсеналом
Судя по всему, Германию не очень устраивает нежелание Франции делиться контролем над ядерными силами. Именно этим можно объяснить отсутствие подвижек в этом направлении, несмотря на почти десятилетние дискуссии о возможности создания единых европейских ядерных сил на базе французского арсенала. Напротив, в последнее время все чаще раздаются призывы к созданию ЕС собственного ядерного оружия.
Дискуссии на эту тему получили “второе дыхание” после высказываний 45 президента США Дональда Трампа о том, что он, будучи президентом, не дал бы указание защищать страну-члена НАТО от возможной агрессии, если эта страна не выполняет своих обязательств по выплате членских взносов. То, какой резонанс слова Трампа вызвали в Европе свидетельствует, что европейцы и раньше задумывались об этом. Ведь в своем высказывании бывший хозяин Белого дома не говорил об отказе защищать ЕС, а заявил лишь о том, что страны Евросоюза и НАТО, требуя от Вашингтона выполнения партнерских обязательств, сами должны выполнять взятые на себя финансовые обязательства.
Тем не менее, заместитель председателя Европарламента Катарина Барлей уже сообщила, что вопрос создания собственной программы ядерных вооружений может быть рассмотрен на заседаниях Евросоюза. Данный вопрос нашел свое отражение и в одном из отчетов Бундестага, где говорится, что в случае создания общих ядерных сил ЕС на базе французских не будут нарушены никакие международные договоренности по нераспространению ядерного оружия. Более того, в федеральном собрании считают абсолютно легальным и размещение французского ядерного вооружения на территории Германии.
И как тут не вспомнить о том ажиотаже, который был поднят западными правительствами по поводу размещения российского тактического ядерного оружия на территории Беларуси, которая является союзным России государством. Тем не менее, после этого совместного шага Москвы и Минска последовала мгновенная реакция президента США Джо Байдена, который объявил это "безответственным решением". А американский госсекретарь Блинкен и вовсе назвал это провокационным выбором Лукашенко "вопреки воле народа". При этом источником воли белорусского народа в США считают представителей прозападных оппозиционеров, игнорируя при этом большинство населения, поддерживающее действующие власти.
Для особо одаренных западных политиков ситуацию прояснили в генеральном штабе ВС Беларуси. Военное руководство страны объявило, что размещение на территории республики тактического ядерного оружия является ответным шагом на действия Вашингтона и его союзников в Европе. Заместитель начальника генерального штаба белорусских вооруженных сил Виктор Тумар подчеркнул, что Беларусь не собирается ни на кого нападать. А та структура ВС, которая есть в республике, обеспечивает мероприятия стратегического сдерживания.
Для Запада закон не писан?
Возможное создание единых ВС ЕС и общеевропейского ядерного щита уже никого не удивляет. Но привлекает внимание беспринципная подгонка существующих международных договоров под желания еврочиновников. В случае, когда европейцы под предлогом мнимой угрозы желают создать общую армию, или того паче, намереваются наладить производство ядерного оружия, то для этого находится и повод, и юридическое обоснование. А когда кто-то третий желает обезопасить себя от возможных нападок западных держав, то вступают в силу все существующие международные соглашения, которые могут быть истолкованы Западом в соответствии с его пожеланиями.
Тут и за примерами далеко ходить не надо. Начнем с участи Ирака и его бывшего президента Саддама Хусейна. После первой войны против Ирака США посчитали свою миссию лишь наполовину выполненной: Хусейн освободил ранее захваченную территорию Кувейта, взял на себя определенные обязательства, однако сумел сохранить суверенитет своей страны, хоть и с определенными ограничениями. Реальная ситуация фактически исключала возможность Ирака угрожать соседним странам. Но США хотелось большего. Ведь простое "восстановление верховенства международного права" не давала американцам тех дивидендов, которые она жаждала получить.
Попутно велись переговоры об уничтожение химического и биологического оружия, которое имелось в арсенале иракской армии. Для инспекции выполнения этого обязательства, представители коалиционных сил Запада получили доступ практически ко всем объектам страны. Правительство Ирака впоследствии заявило об уничтожении всего запаса данного оружия и производственных мощностей. Но удар все равно последовал.
Вывод о результатах инспекции представили не специалисты, а тогдашний госсекретарь США Колин Пауэл, который на заседании СБ ООН махал пробиркой с белым порошком, утверждая, что это обнаруженный в Ираке компонент химического оружия. Этим США оправдали вторжение и оккупацию ближневосточной страны. Но ни тогда, ни потом так и не было объявлено, какое конкретно химическое вещество было в пробирке. Зато таким образом американцы на долгое время получили контроль над энергоресурсами Ирака, а также дополнительный плацдарм для проведения своей политики в регионе.
Уже через несколько лет практически весь арабский мир столкнулся с волной цветных революций. Именно с территории Ирака начало свое движение пресловутое "Исламское государство Ирака и Леванта"* (ИГИЛ*), после чего в регионе воцарился управляемый Западом хаос, который длится до сих пор. Во имя исполнения плана США не считаются ни с правами и свободами местного населения, ни с международными правилами.
В настоящее время западные страны продолжают давление на КНДР, которая после событий на Ближнем Востоке ускорила разработку ядерного оружия и смогла произвести и испытать его, и Иран, который облагают санкциями, несмотря на его согласие допустить специалистов на свои ядерные объекты. В Тегеране явно учитывают трагический опыт иракского лидера, который поплатился за свое доверие Западу, и успешную политику Пхеньяна, который благодаря своей настойчивости и целеустремленности спас республику от западного военного вмешательства.
Сегодня западная коалиция во главе с США постоянно упрекает Пхеньян и Тегеран в том, что они якобы нарушают международные соглашения по нераспространению ядерного оружия. И если КНДР де-факто можно считать уже состоявшейся ядерной державой, то этого нельзя сказать об Иране. Тем не менее, Тегеран продолжают обвинять в том, чего не могут доказать. Для прояснения ситуации Запад требует полного доступа практически ко всем объектам ядерного и военного назначения Ирана. Наивно полагать, что обладающий тысячелетней дипломатической историей Иран подастся на уловки Запада.
Что же о ситуации в Европе, то напомним, что европейские политики считают свое желание создать общий ядерный щит над регионом абсолютно соответствующим международным нормам. Ведь речь идет ни о каких-то КНДР или Иране, а о самой западной цивилизации во главе с США, которая, по их разумению, сама создает правила международного поведения, а значит вправе произвольно их интерпретировать. Проще говоря – нарушать.
* Запрещенная в России террористическая группировка