На сегодняшний день 172 государства официально отказались от использования, производства и накопления биологических агентов и токсинов в военных целях.
Но на повестке дня остро стоит вопрос о непрекращающихся в США научных опытах по созданию бактериологического и биологического оружия.
Реализация этого проекта позволит им в самом близком будущем поставить "под ружьё" так называемые патогены, невидимые человеческому глазу микроорганизмы (вирусы, бактерии и т.д.), первопричину массовых эпидемиологических заболеваний, неподдающихся никакому лечению и вызывающие необратимые патологические изменения в человеческом организме.
Многие аналитики в целом ряде стран называют вспыхивающие по всему миру эпидемии странными, акцентируя внимание широкой общественности на их искусственном, то есть рукотворном, происхождении.
Вспомните разговоры о том, что штамм вируса иммунодефицита "выращен" в одной из секретных американских лабораторий. Потом то же самое можно было прочитать и по поводу лихорадки Эбола. А два года назад разгорелись жаркие споры о происхождении коронавируса, который изменил жизнь многих стран и народов. Может, нет дыма без огня?
Немного истории
Первый факт применения биооружия относится к периоду Семилетней войны 1756-1763 годов и связан с именем британского генерала Джеффри Амхерста, командовавшего группировкой английских войск в Северной Америке, действовавших против французских колониальных владений в Канаде.
Под занавес боевых действий, в 1763 году вспыхнуло восстание целого ряда индейских племён во главе с вождем оттавов Понтиака. Краснокожие повстанцы доставили "просвещённым мореплавателям" немало беспокойных дней и ночей.
Чтобы "уменьшить их", а именно пресечь рост численности индейских племён, цивилизованный дикарь в генеральском мундире в своём письме на имя коменданта форта Питт полковника Генри Буке настойчиво рекомендовал "использовать любую уловку".
В качестве таковой были использованы личные вещи больных оспой, которые были вручены двум индейцам-парламентёрам из племени делаваров, прибывших в форт для переговоров. С эпидемией оспы европейцы к тому времени научились бороться, посредством прививок. А коренные американцы перед ней оказались бессильны.
Пришедшие на смену англичанам практичные янки впоследствии поставили подобную практику на поток. И с годами вошли в настоящий раж. Отчего от многих индейских племён остался лишь след в топонимике США.
Следующим этапом в истории создания американцами бактериологического и биологического оружия стали материалы, полученные от японского микробиолога генерал-лейтенанта Исии Сиро, руководителя печально известного "отряда 731", располагавшегося неподалёку от Харбина.
Его по праву называют творцом современного биологического оружия. В Маньчжурии японскому генералу удалось развернуть целую индустрию по его производству.
Точку в его деятельности поставили советские войска, стремительным ударом разгромившие японскую Квантунскую армию в августе 1945 года. Сам военный преступник, уничтожив свою лабораторию, ушёл от правосудия. Он был перемещён в США, где занимался исследованиями по своей специальности.
Этим объясняется тот факт, что имя Исии Сиро для широкой публики всплыло сравнительно недавно, а некоторые детали деятельности "отряда 731" по-прежнему засекречены.
Первые известия об испытаниях нового вида оружия в США относятся к середине 60-х годов прошлого века. Так в 1967 году была зафиксирована вспышка так называемой Марбургской лихорадки. Когда подопытные обезьяны, привезенные из Уганды, покусали учёных. Причём случаи заражения этой вирусной болезнью были зафиксированы в Анголе, Конго, Уганде и ЮАР.
Анализ фактов вкупе с изучением карт местностей, где были обнаружены вспышки инфекции, свидетельствуют о том, что лихорадка возникла там не случайно. Между прочим, то же самое время и те же места фигурируют в журналистских расследованиях, посвященных СПИДу. Совпадение?..
Остановить биоугрозу: кто "за", кто против"?
В 1972 году была принята Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО). Её 1-я статья запрещала разработку, производство, и накопление биологических агентов и токсинов, не предназначавшихся для профилактических и иных мирных целей, а также оборудования и средств доставки для их использования.
СССР и США подписали КБТО 10 апреля 1972 года в числе прочих двух десятков стран. На данный момент к Конвенции присоединилось чуть менее 200 государств мира.
Правда, в документах Конвенции не прописан механизм контроля за обязательным исполнением КБТО, что позволяет многим странам-подписантам регулярно уклоняться от ежегодного предоставления соответствующей информации о своей биологической деятельности.
Разработка механизма контроля началась уже после крушения СССР в 1995 году. Однако США в июле 2001 года в одностороннем порядке прекратили свое участие в переговорном процессе по подготовке соответствующего протокольного документа, регламентирующего порядок взаимных проверок в рамках КБТО, тем самым полностью парализовав эту работу.
В условиях складывавшегося тогда однополярного мира, в виду отсутствия равноценного геополитического противовеса, каким был СССР, военное ведомство США уже не таясь приступило к существенному наращиванию своего военно-биологического потенциала в виде разветвленной сети закрытых объектов-лабораторий, в том числе и за рубежом.
Особенно это наглядно стало проявляться после известных событий 11 сентября 2001 года и принятию в США так называемого "Патриотического акта". Террористические атаки на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке стали долговременной страшилкой для американского обывателя.
Одновременно Пентагон приступил к масштабному расширению системы закрытых военных биологических объектов, в том числе — за рубежом. Свои действия Вашингтон объяснил ростом угрозы биотерроризма после рассылки писем со спорами сибирской язвы осенью 2001 года. При этом многие эксперты ставят под сомнение версию о том, что это – дело рук исламистов.
После этого Соединенные Штаты, которые и ранее имели опыт создания военно-биологических объектов в Африке (Кения, Египет), Латинской Америке (Бразилия), Юго-Восточной Азии (Таиланд) стали открывать их в непосредственной близости от границ России.
Базовые референс-лаборатории США, дополненные сетью менее крупных зональных станций, появились на Украине, в Грузии, ряде других странах бывшего СССР. Некоторые из них в прямом смысле слова превращены в плацдарм для создания и испытания американского бактериологического оружия нового поколения.
Еще в начале 2019 года Совет безопасности Российской Федерации устами своего секретаря Николая Патрушева не исключил эту вероятность. В пользу данного утверждения свидетельствует наличие около 400 биологических лабораторий, которые создали США по всему миру в 25 странах, в том числе и на постсоветском пространстве.
Биологическое оружие — это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, заражающие людей и животных, предназначенные для массового поражения живой силы и населения противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, заражения продовольствия и источников воды, а также порчи некоторых видов военного снаряжения и военных материалов.
Является оружием массового поражения и запрещено согласно Женевскому протоколу 1925 года.
Эксперты отнюдь не заблуждаются на счет истинных намерений заокеанских визитёров. Вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков так прямо и заявил: "Лаборатории на постсоветском пространстве существуют для решения двух задач: разработки новых видов биологического оружия и изыскания новых средств защиты от вирусов". Ему вторит главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко считающий, что "лаборатории могут работать над заражением сельскохозяйственных полей и скота".
О биологическом оружии и биолабораториях во всем мире вновь заговорили с началом пандемии COVID-19. Причем эту тему поднимали не только сторонники теории заговора, но и правительство многих крупных стран, таких как США. Более того, спецслужбами на этот счет проводились серьезные расследования. Версия о рукотворном происхождении вируса не подтвердилась. Или пока не подтвердилась?
"Пандемия COVID-19 напоминает нам о том, насколько важна биологическая безопасность, которая не имеет границ. Поэтому любой информации о военно-биологической деятельности должно уделяться большое внимание. Китай призывает международное сообщество изучить обнародованные документы", – заявил недавно заместитель постоянного представителя Китая при ООН Дай Бин.
Вместо вывода
Для мирового сообщества в целом альтернативы продолжению поиска компромисса и взаимоприемлемых решений на площадке конвенции, которой исполняется полвека, попросту нет, следовательно, необходимо продолжать такую работу.
Важно понимать, что в борьбе с угрозой появления и распространения биооружия не будет победителей и проигравших, поскольку патогенные биоагенты в силу своей неподконтрольности и неизбирательности, по всей вероятности, не могут принести ни военных, ни политико-экономических преимуществ. Все, что они могут принести человечеству - это боль и страдания. Выпускать такого "джинна" из бутылки слишком опасно.
Для того чтобы исключить "бактериологические войны", требуются совместные продуманные действия. Конкретные и тщательно выверенные решения на этот счет Россией предложены давно. Очень хочется, чтобы они были услышаны.