Первый тур президентских выборов во Франции пройдет 10 апреля. Насыщенная политическая жизнь во Франции выявила новых амбициозных кандидатов на высший пост в стране, но основными претендентами остаются действующий президент Эммануэль Макрон и многолетний лидер "Национального объединения" Марин Ле Пен. Именно эти два политика занимают первые две строчки в предвыборном рейтинге.
Последние опросы отдают лидерство в первом туре Макрону (27%), второй результат показывает кандидат от партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен (23%). В середине марта поддержка Макрона была на уровне 31%, а Ле Пен - 16%.
На третьем месте лидеров социологических опросов прочно обосновался социалист Жан-Люк Меланшон (17% голосов). Он смог оторваться от лидера новой партии "Реконкиста" Эрика Земмура (11%) и кандидата "Республиканцев", главы столичного региона Иль-де-Франс Валери Пекресс (9,5%), кандидата от партии "Европа - Экология - Зеленые" Янника Жадо (6,5%) и национального секретаря Коммунистической партии Фабьена Русселя (3%).
Меланшон делает ставку на молодых избирателей: для них и специальное мобильное приложение, и голограммы на 12-ти митингах сразу. Но получится ли у 70-летнего политика обойти Ле Пен, покорив молодежь хай-теком – большой вопрос. Исследовательский центр Ipsos опубликовал прогноз, согласно которому 30% избирателей в возрасте от 18 до 34 лет не пойдут на избирательные участки 10 апреля. В случае, если он подтвердится, это будет самая низкая явка за всю новейшую историю президентских выборов.
Земмур и Пекресс, скорее, думают не о победе в первом туре, а о том, кого поддержать во втором, естественно, в обмен на будущие дивиденды.
Работа над ошибками Макрона
Макрон, став самым молодым президентом в истории послевоенной Франции, за время своей первой каденции не добился каких-либо выдающихся успехов. Многие не без веских обоснований называют его самым слабым президентом.
Сожалею, что в первый срок у меня не было того опыта, который я приобрел за минувшие пять лет. Мне, без сомнения, не хватало времени из-за непрерывности событий, тирании сиюминутности, порой ошибок и недисциплинированности. Возможно, я слишком много времени уделил второстепенным событиям. Теперь хотел бы сосредоточиться на важнейших проектах и меньше времени отдавать другим делам.
Но французы разочарованы. И дело не только в беспомощности властей перед злосчастной пандемией, но и в явных неудачах президента в экономике. Его политика взвинчивания цен вызвала бурю негодования и спровоцировала мощное движение "жёлтых жилетов". И если в начале на митингах звучали только экономические требования, то со временем они переросли в политические, вплоть до отставки президента.
Макрон пытался неудачи внутри страны компенсировать на внешней арене, но и здесь потерпел фиаско.
Хотел прослыть реформатором, предлагая сформировать европейскую армию, это очень не понравилось США, да и в Евросоюзе к этой идее отнеслись довольно скептически.
Вашингтон и Лондон при Макроне заставили Австралию отказаться от многомиллиардного контракта с Парижем на покупку подлодок, а затем организовали AUKUS - англосаксонскую альтернативу НАТО. Президенту Франции пришлось "съесть" и это, сделав вид, что ничего особенного не произошло. Но оппозиция и простые французы этого унижения не простили.
Макрон воспрял, когда Франция 1 января текущего года начала председательствовать в ЕС. Он начал проявлять гиперактивность: выступая на стороне антироссийской коалиции, с завидной регулярностью – 9 раз за последние недели - звонил президенту России Владимиру Путину и даже приезжал в Москву в начале февраля. Полностью поддерживая все антироссийские санкции, склонял ЕС отказаться от покупки нефти и газа в России.
Макрон в последние месяцы делал все возможное, чтобы понравиться всем основным игрокам мировой политики, но у него это явно не получилось.
Он надеялся, что во Франции его оценят как рьяного сторонника европейского единства, вместе с этим и миротворца, но на деле произошло иначе. Французы все эти лихорадочные метания восприняли, как желание добиться популярности перед своим электоратом. И Марин Ле Пен, несмотря на то, что ее правые идеи раздражают многих, значительно сократила отставание от Макрона.
Кстати, свою предвыборную кампанию лидер ультраправой партии "Национальное объединение" построила на разборе просчетов Макрона. Популярности Марин, как и другим кандидатам, добавило известие о начале расследования влияния консалтинговых компаний на государственную политику.
Но Макрон заявляет, что кризисы его закалили, а нерастраченная энергия позволит лучше, чем пять лет назад, решать вопросы. Последние опросы отдают ему лидерство и во втором туре (54% голосов), однако с заметно меньшим преимуществом над Ле Пен по сравнению с мартом.
Макрон имеет все шансы стать первым со времен Жака Ширака президентом, избранным на второй срок. Если, конечно, до 24 апреля нынешний хозяин Елисейского дворца не потерпит еще одно фундаментальное фиаско.