Азербайджан – лидер проекта "Север-Юг" по качеству транспортной инфраструктуры

Основными приоритетами для Азербайджана при развитии проекта "Север–Юг" являются увеличение объемов транзитных перевозок и вклад в развитие внешней торговли страны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Азербайджан занимает лидирующие позиции как по качеству транспортной инфраструктуры, так и по объемам торговли в процентах от ВВП среди стран-участниц международного транспортного коридора "Север–Юг". Об этом говорится в отчете Евразийского банка развития (ЕАБР) о работе МТК "Север-Юг".
В отчете указывается, что Азербайджан является одной из заинтересованных в развитии проекта "Север–Юг" стран. В настоящее время МТК "Север–Юг" обслуживает преимущественно российско-азербайджанские транспортно-экономические связи, что составляет более 90% от объемов международных перевозок грузов по коридору, говорится в отчете ЕАБР.
"В течение первых двух десятилетий XXI века Азербайджанская Республика реализовывала активную стратегию по развитию транспортной инфраструктуры страны, включая масштабную реконструкцию и новое строительство четырехполосных автомагистралей первой технической категории на направлениях от границы с Россией до границы с Ираном, строительство и ввод в эксплуатацию в 2018 году новой железнодорожной линии "Астара азербайджанская–Астара иранская", реконструкцию автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границе с Россией, строительство нового морского торгового порта Алят и одноименного логистического центра, крупнейшего в регионе", - говорится в отчете ЕАБР.
Обсуждено привлечение новых видов грузов к перевозкам по Баку-Тбилиси-Карс
Сегодня Азербайджан финансово участвует в строительстве недостающей железнодорожной линии Казвин–Решт–Астара на территории Ирана, первая часть которой между Казвином и Рештом была сдана в эксплуатацию 6 марта 2019 году.

Приоритеты Азербайджана в развитии проекта "Север-Юг"

В отчете указывается, что основными приоритетами Азербайджана при развитии МТК "Север–Юг" выступают увеличение объемов транзитных перевозок, вклад в развитие внешней торговли страны, а также привлечение грузопотоков на железнодорожную линию Баку–Ахалкалаки–Карс, стыкующуюся с МТК "Север – Юг" и связывающую его с другим евразийским коридором – "ТРАСЕКА".
"Уникальное направление международного транспортного коридора "Север–Юг" создает возможности для стыковки с другими глобальными и региональными широтными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад", - указывается в сообщении ЕАБР.
На территории Азербайджанской Республики участки МТК "Север–Юг" от Баку по берегу Каспийского моря до российской Махачкалы, а также Баку–Алят являются двухпутными и электрифицированными.
В настоящее время реализуется проект по модернизации железнодорожной линии Алят–Астара. На линии протяженностью 244,4 километра будет уложен второй главный путь и проведена электрификация всего участка. Указанные линии спроектированы под скорость 80 км/ч для грузовых перевозок и 100 км/ч для пассажирских перевозок, оборудованы полной автоматической системой блокировки, обеспечивающей высокую пропускную способность, говорится в обзоре ЕАБР.
Азербайджан и Россия могут создать регулярный сервис доставки агропродукции – РЖД
Согласно отчету, в 2012 году в Казахстане и Азербайджане Азиатский банк развития (АБР) провел обследования состояния дорог, являющихся частью коридоров ЦАРЭС (Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества - CAREC), проходящих по территории этих стран. По результатам обследований, доля дорог коридоров ЦАРЭС в хорошем состоянии составляет 20% в Казахстане и 100% в Азербайджане, где в последние несколько лет правительство выделяло значительные средства на улучшение дорожной инфраструктуры.

Преимущества проекта "Север-Юг" - сокращение времени и затрат

В отчете ЕАБР указывается, что главным преимуществом МТК "Север – Юг" перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, является значительное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Так, срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней. При том что срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту МТК "Север–Юг" может варьироваться от 15 до 24 дней.
"Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок доставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию железнодорожного участка Астара–Решт на территории Ирана время доставки грузов по МТК "Север–Юг" дополнительно сократится", - говорится в сообщении банка.
Новости
"Агроэкспресс": между Россией и Азербайджаном запустят логистический коридор
При этом, указывается, что сокращение срока доставки является критичным для целого ряда товаров, которые могут перевозиться по коридору: продовольствия, изделий из текстиля, бытовой техники, электроники и так далее. Для производителей дорогостоящих товаров важным фактором является повышение оборачиваемости капитала - снижение стоимости грузовой массы в пути.
"МТК "Север–Юг" является важной составляющей сети широтных и меридианных торговых маршрутов, в том числе планируемых в рамках реализации китайской инициативы "Один пояс, один путь", и его развитие напрямую содействует формированию макрорегиональной транспортно-логистической системы – "евразийского транспортного каркаса", который, в свою очередь, выступает основой для развития торгового и инвестиционного партнерства внутри Евразии и может стать драйвером Большой Евразии", - сообщается в отчете ЕАБР.
Развитие контейнерных перевозок по МТК "Север–Юг" представляет значительный интерес для государств – членов ЕАЭС. Основной вклад в потенциальный объем контейнерных перевозок вносят грузовые потоки ЕАЭС с Азербайджаном, Ираном, Индией и Пакистаном. Значительным для стран ЕАЭС является также благоприятный эффект сопряжения МТК "Север–Юг" с широтным железнодорожным маршрутом Баку – Тбилиси–Карс. В результате данной стыковки возможным становится развитие контейнерных перевозок между ЕАЭС, Грузией и Турцией, говорится в отчете банка.