Новости

Лондон и регионы: противоречия перед региональными выборами

Если завтра ШНП одержит победу на региональных выборах, то у шотландских националистов появится козырь в переговорах с Лондоном.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Итак, в Великобритании завтра пройдут региональные выборы. В последние годы население Соединенного Королевства было озабочено в основном одной важной проблемой: отделением Британии от Евросоюза. И, казалось бы, когда эта проблема была решена, грянула еще одна напасть - COVID-19.

Джонсону надо минимизировать ущерб, нанесенный Северной Ирландии из-за Brexit

Борьба с пандемией в Туманном Альбионе шла с переменным успехом. Вначале премьер-министр правительства Её Величества Борис Джонсон отнесся к коронавирусу несколько пренебрежительно. Он утверждал, что британцы по ходу пандемии обязательно выработают общий иммунитет против этой болезни. Однако после того, как сам Джонсон переболел ковидом и на своем собственном опыте познакомился со всеми "прелестями" вируса, отношение к пандемии в британском правительстве в корне изменилось. Началось решительное противостояние болезни, включая строгие ограничения для жителей страны. Но в конце концов, сейчас в Британии ситуация с коронавирусом в разы лучше, чем в других европейских странах.

Но последствия выхода Великобритании из ЕС (Brexit) оказались куда серьезнее, чем предполагалось. Если с ковидом Лондон борется благодаря успешной вакцинации населения, то панацеи от недовольства жителей некоторых регионов страны последствиями Brexit Борис Джонсон вместе с командой еще не обрели. Именно Brexit послужил толчком для подъема сепаратистских настроений в различных регионах Соединенного Королевства.

Сепаратизм в Великобритании был всегда, но Лондон мог как-то управлять этим и успокаивать националистов в том или ином регионе. Экономическое положение Великобритании устраивало население и потому сепаратисты не пользовались поддержкой большинства населения в регионах.

В Германии разгорелся скандал вокруг махинаций компании Wirecard

Однако после Brexit началось противостояние в Северной Ирландии, о чем я неоднократно писал. Прибавлю только, что с каждым днем ирландские националисты наращивают свою популярность, и основным стимулом здесь является желание Белфаста не терять тех преимуществ, которые там имеются благодаря соглашению о Brexit между британским правительством и ЕС. Ирландские лоялисты, которые стоят за единую Великобританию, опасаются, что эти привилегии приведут к росту сепаратистских настроений. Что собственно и происходит, в Северной Ирландии уже довольно серьезно говорят о проведении референдума за отделение.

В относительно спокойном Уэльсе тоже наблюдается некоторое оживление сторонников независимости. Здесь, однако, Brexit не очень изменил расклад сил. Как известно, в 2018 году в Уэльсе был проведен опрос Sky Data, где выяснилось, что 17% валлийцев желают отделения от Великобритании. По мнению британских экспертов, в настоящее время расклад сил в Уэльсе примерно такой же.

США: демпартия хочет установить в стране однопартийную систему

Но все же больше всего Лондон озабочен положением дел в Шотландии. Там у власти находятся националисты и они с некоторого времени начали призывать ко второму референдуму. Первый плебисцит о независимости Шотландии состоялся в 2014 году. Тогда националисты потерпели фиаско, поскольку 55% населения проголосовало против отделения Эдинбурга от Лондона. Но Brexit дал националистам возможность еще раз поднять этот вопрос, и при этом иметь серьезные шансы на успех. Почему?

Да потому что большинство шотландцев голосовало против отделения Великобритании от европейского альянса. Это дало возможность третьей по числу членов партии в Великобритании и крупнейшей политической структуре в шотландском парламенте - Шотландской национальной партии (ШНП) - вновь поднять вопрос проведения референдума о независимости от Лондона. Они объясняют свой шаг тем, что на данный момент ситуация в Великобритании из-за Brexit изменилась. Уже в начале текущего года в Twitter лидер ШНП и первый шотландский министр Никола Стерджен весьма уверенно провозгласила, что Шотландия скоро вернется в состав ЕС и сделает это в качестве независимого государства.

Однако такое настроение в ШНП совершенно не устраивает Лондон. Борис Джонсон также посредством Twitter пристыдил Стерджен, напомнив ей, что она и ее предшественник Алекс Салмонд дали личные обещания, что референдум 2014 года будет единственным плебисцитом по этому вопросу за поколение. Джонсон призвал Стерджен и ШНП уважать результаты референдума 2014 года.

Уйти спокойно Меркель не удалось: коалиция ХДС/ХСС вступает в предвыборную борьбу

Но если завтра ШНП одержит победу на региональных выборах, у шотландских националистов появится козырь в переговорах с Лондоном. Стерджен и ее соратники будут утверждать, что они имеют полное демократическое право провести еще один референдум.

Тем не менее, если даже ШНП одержит победу на выборах, для Лондона эта ситуация далеко не катастрофическая. Джонсон имеет достаточно рычагов, чтобы не допустить повторного референдума в Шотландии. Вместе с этим, думается, для успокоения сепаратистских настроений в стране продуктивнее всего будут те шаги правительства Джонсона, которые убедят население - как всей страны, так и беспокойных регионов - в экономической стабильности, а в перспективе и в безусловном развивающемся благосостоянии Соединенного Королевства.