Инцидент с контейнеровозом Ever Given далеко не первый в истории Суэцкого канала – в 2017 году на мель сел японский контейнеровоз, который, впрочем, быстро удалось снять, но уже тогда на ум приходил вопрос: где гарантия, что подобный инцидент не повторится и не приведет к еще большим экономическим последствиям? Страхи подтвердились на опыте с застрявшим Ever Given, что подтолкнуло мировые логистические компании искать альтернативу Суэцкому каналу.
Проливы и каналы, через которые проходят торговые суда, всегда становились объектом манипуляций и шантажа. Вспомнить хотя бы периодически звучащие угрозы Ирана закрыть Ормузский пролив, через который транспортируется 90% нефти и сжиженного газа из стран Персидского залива на мировые рынки. Или другую точку мировой торговли - Баб-Эль-Мандебский пролив на юге Йемена в Аденском заливе, на котором периодически происходят вооруженные конфликты с участием йеменских хуситов.
Опасения насчет судьбы Суэцкого канала звучали с приходом к власти в Египте исламистов "Братьев-мусульман" (запрещенная организация - ред.) во главе с президентом Мохаммедом Мурси, от которого все ожидали "Второго Суэцкого кризиса". Однако после прихода к власти военного руководства во главе с Абдель-Фаттахом Сиси опасения манипуляций Суэцким каналом сошли на нет. Военное руководство Египта начало реализовывать проект по расширению торгового маршрута. В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра с тем, чтобы обеспечить двусторонние движение судов. Дублированный Суэцкий канал был сдан в эксплуатацию уже в 2015 году.
Затем власти Египта озвучивали необходимость в расширении канала в более узких местах, видимо, предвидя сценарий, сходный с блокировкой пути Ever Given. Однако это очень дорогой проект для и так ослабленной экономики страны, тем более, что Египет уже потратил 8,5 миллиарда долларов без привлечения спонсора на строительство дублера канала. Ввиду этого проект по расширению узких мест был временно отложен в "долгий ящик".
Так как расширение канала пока не рассматривается, а последний инцидент уже напугал мировую торговлю, рассматриваются варианты альтернативного Суэцкому каналу маршрута поставок, связывающего Азию с Европой.
Первой альтернативой Суэцу всегда называется российский проект Северного морского пути (СМП), который проходит через Арктику. Такой маршрут грузоперевозок короче маршрута Суэцкого канала почти в два раза и не имеет проблем с географической узкостью проходов, что позволяет крупным судам с легкостью преодолевать маршрут. Однако и тут не все так просто: серьезной проблемой Северного морского маршрута называют сезонность его использования. Так, даже с мая по октябрь вода на большей части пути покрыта льдом, и часто проход через маршрут без ледокола является невозможным. Использование ледокола для прохождения судов увеличивает цену за фрахт, что делает маршрут сравнительно менее рентабельным.
Доля ГЭС в производстве электроэнергии в Азербайджане возрастет – эксперт>>
Однако, несмотря на некоторые неудобства, с 2013 года китайские контейнеровозы используют маршрут Северного моря для доставки грузов в Роттердам. В сезонный период контейнеровоз проделывает дорогу от китайских портов до Роттердама за 35 дней, вместо 48-дневного пути через Суэцкий канал.
Даже несмотря на интерес китайских контейнеровозов, объемы грузоперевозок по Северному морскому пути все еще довольно скромные - в 2020 году по этому маршруту перевезли 32 миллиона тонн грузов против 1,17 миллиарда тонн в том же году через Суэцкий канал.
Второй альтернативой называют не морской, а наземный проект транспортировки грузов из Азии в Европу - транспортный проект "Север-Юг", который призван связать Индию с Россией через иранские порты, территорию Ирана и Азербайджан. "Север-Юг" доставляет грузы из индийских портов до европейских рынков почти в три раза быстрее, чем по Суэцкому каналу.
Альтернативой Суэцу может стать также направление "Восток-Запад", в котором Бакинский международный порт способен сыграть роль логистического хаба, связав азиатских производителей с европейскими рынками. Частью маршрута "Восток-Запад" может стать и коридор Ляпис-Лазурь, расширение и активизация которого в январе текущего года обсуждались на трехсторонней видео-конференции руководителей межведомственной группы Азербайджана, Туркменистана и Афганистана.
Таким образом, альтернативные Суэцкому каналу проекты существуют, хотя и имеют некоторые неудобства или недоработки. Но в условиях, когда мировая экономика и так пострадала от пандемии коронавируса, продолжать сохранять зависимость от единственного транспортного маршрута между Европой и Азией, является, как минимум, рискованным.