БАКУ, 16 мар — Sputnik, Александра Зуева. В последнее время как в азербайджанском, так и грузинском обществе ходит много разговоров о том, что в случае реализации Турцией железнодорожного проекта Карс-Игдыр-Нахчыван, о котором еще в ноябре заявил турецкий министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмаилоглу, отпадет необходимость в железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК). О том, какова вероятность развития такого сценария, Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов.
Так, аналитик Центра политической информации Иван Пятибратов считает, что рассматривать коридор Карс-Игдыр-Нахчыван в качестве прямого конкурента Баку-Тбилиси-Карс не стоит, так как у них изначально разные задачи.
БТК задумывался как потенциально часть "Нового шелкового пути" - своего рода предложение Азербайджаном, Грузией и Турцией своих услуг по транспортировки товаров из Китая на Запад, пояснил он.
В свое время данный проект аналитики даже рассматривали как ответ российскому Транссибу. В этом качестве БТК себя пока не проявил, но при этом сыграл большую интеграционную роль в регионе, сблизив страны-участницы, рассказал собеседник Sputnik Азербайджан, добавив, что недавно в проекте стала участвовать и Россия.
"Но, как бы то ни было, это был и есть в первую очередь торговый коридор, который создавался для реализации экономического потенциала участников", - отметил Пятибратов.
Что же до Карс-Игдыр-Нахчыван – это совсем другое дело. У него первоочередная задача геополитическая. Данный коридор еще сильнее скрепляет партнерство между Турцией и Азербайджаном, о которых на сегодняшний день можно говорить, как о ближайших союзниках, отметил эксперт.
Открытие охраняемого Нахчыванского коридора и строительство железной дороги до Турции закрепляет позиции обеих стран в регионе. Действительно, планируется использование данного маршрута и для транспортировки товаров, но это не первичная его задача. Поэтому по критерию целеполагания данный проект с БТК не конкурирует, пояснил он.
Кроме этого, если рассматривать оба коридора с точки зрения транспортировки товаров, то Карс-Игдыр-Нахчыван опять же не снижает значения БТК, а напротив – дает синергетический эффект, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
По его словам, за счет развития данного коридора возможна диверсификация поставок, которая в свою очередь способствует более интенсивной торговле, а значит и более интенсивному использованию обоих коридоров.
Турецкий эксперт: сотрудничество России, Турции и Ирана - гарантия стабильности в регионе >>
"Это не игра с нулевой суммой – Карс-Игдыр-Нахчыван будет интегрирован с путями в Иран и далее, а значит, речь идет о росте числа участников экономических отношений", - отметил эксперт.
Понятно, что торговля между Азербайджаном и Турцией будет реструктуризирована, все-таки по новому коридору товары везти будет банально ближе. Но это не нанесет прямого ущерба БТК в целом, так как потенциал данного маршрута еще до конца не реализован, считает Пятибратов.
Если что-то и может пострадать, то это, по мнению эксперта, среднесрочные интересы Грузии и Ирана. Грузия выигрывала от того, что товаропоток между Азербайджаном и Турцией идет по ее территории. Упомянутая реструктуризация снизит данную роль Грузии.
Но если играть "в долгую", то понятно, что развитие нового коридора по вышеописанным причинам принесет экономические бонусы и Грузии, отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Иран, в свою очередь, теряет роль связующего звена между основной частью Азербайджана и Нахчываном, не говоря уж о том, что из Турции в Нахчыван строится еще и газопровод. Но здесь опять же компенсаторную роль играет наращивание за счет нового коридора торговых отношений между, например, Ираном и Турцией, считает Пятибратов.
Так что в действительности речь идет о серьезных изменениях. Но дело вовсе не в значении БТК – он продолжит развиваться, и отказываться от него не станут. В конце концов, в оба проекта очень серьезно вложились Турция и Азербайджан. Дело в изменении баланса сил в регионе и конкретно в росте экономического и политического значения Турции и Азербайджана, заключил эксперт.
В свою очередь, экономист Ильгар Велизаде также согласен с тем, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс не потеряет своей привлекательности. С одной стороны, с недавних пор данный маршрут стал интересен и России - по нему обеспечивается транспортировка грузов, идущих в Турцию. Для российской стороны это наиболее удобный и менее затратный путь. А с другой - по нему проходят грузы, идущие по транскаспийскому транспортному коридору.
"Поэтому даже в случае разблокирования коммуникаций в регионе и запуска железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван актуальность Баку-Тбилиси-Карс не потеряется", - отметил он.
Кроме этого, собеседник Sputnik Азербайджан напомнил, что для разблокирования транспортных путей в регионе и строительства новых железных и автомобильных дорог нужно время - по разным оценкам, от пяти до семи лет. Так что в ближайшем будущем актуальность БТК точно сохранится.