Новости

Тюркские страны и энергетика: нужны новые идеи

Тюркские страны в вопросе энергетического сотрудничества объединяются скорее по географическому признаку, нежели по этническому: многие так или иначе взаимодействуют в рамках прикаспийского региона.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Страны-участники Тюркского совета, сотрудничающие во многих областях, провели первое заседание министров энергетики в рамках организации. В видеоконференции приняли участие представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и Венгрии. Стороны обсудили в том числе возможности сотрудничества по улучшению инвестиционного климата, обмена опытом по обеспечению энергоэффективности. Однако ограничиваться этим, не заглядывая в будущее, было бы неверно - тем более что существует несколько крайне интересных идей для совместной работы.

Сможет ли Южный газовый коридор помирить противников?

Интерес к сотрудничеству в энергетике именно в формате Тюркского совета вполне объясним, особенно учитывая тот факт, что данное заседание прошло в свете состоявшейся накануне встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана, главной темой которой было сотрудничество на Каспии и привлечение туркменского газа к Южному газовому коридору (ЮГК).

Можно сказать, что тюркские страны, сотрудничая в энергетической сфере, взаимодействуют скорее на основе географической составляющей, нежели этнической: многие государства-участники совета так или иначе объединены в рамках прикаспийского региона, богатого энергоресурсами.

Одним из самых ожидаемых проектов для данного региона является Транскаспийский газопровод, призванный доставлять туркменский газ в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турцию. К проекту в дальнейшем может присоединиться и Казахстан: рассматривались варианты подключения к Транскаспию трубопровода из месторождения Тенгиз в Казахстане до Туркменбаши, и дальнейшие транспортировки "голубого топлива" по дну моря в Азербайджан.

Как Азербайджан свяжет российский Север с индийским Югом>>

Также необходимо учитывать тот факт, что страны в последнее время развивают сотрудничество также в сфере транспорта и логистики: налажена инфраструктура сухопутных, морских и железнодорожных перевозок, учитывая частичную реализацию "Железного Шелкового Пути".

Транскаспийский газопровод – когда, если не сейчас?

Ранее сторонами-участниками Совета не раз высказывалась идея создания совместной судоходной компании - для увеличения эффективности грузоперевозок по Транскаспийской магистрали в направлении "Восток-Запад".

Развитие сотрудничества в транспортной и логистической сфере положительно отразится и на энергетическом сотрудничестве прикаспийских стран.

Так, ожидается, что начнется реализация проекта транспортировки готового сжиженного природного газа (СПГ) из Туркменистана и других стран Центральной Азии в Азербайджан по Каспию и его дальнейший транзит по железной дороге в Европу. Подобные проекты уже рассматривались в прошлом, но тогда еще не было налаженной железнодорожной связи. Однако запуск маршрута Баку-Тбилиси-Карс, а также открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчываном, могут ускорить продвижение такого проекта.

Перевозка сжиженного газа по железной дороге выгоднее, чем поставки СПГ по морю - поставки по морю обходятся дороже, да и объемы и частота перевозок по железной дороге значительно выгоднее, чем по морскому пути. Кроме того, транспортируя сжиженный газ цистернами по железной дороге, можно удовлетворить потребности в СПГ во многих точках по маршруту.

TAP увеличивает авторитет Азербайджана: экономист о начале транспортировок

Помимо этого, в дальнейшем поступающий по Транскаспийскому газопроводу газ из западной части Каспия (месторождения Туркменистана и Казахстана) мог бы также доставляться по имеющимся трубопроводам в Турцию, а там обрабатываться на местных заводах по сжижению и дальше, морским путем, поставляться на рынки сбыта. Благо, пропускная способность TANAP позволяет поставлять по нему значительные объемы. Кроме того, его пропускную мощность планируется увеличить (путём добавления параллельных циклов и компрессорных станций) до 31 миллиарда кубометров с ныне существующих 16 миллиардов.

Учитывая это, становится понятным стремление Турции нарастить объемы газовых хранилищ. Так, министр энергетики страны Фатих Донмез заявил недавно, что Анкара планирует увеличить объем газохранилищ с нынешних 4,5 миллиарда до 11 миллиардов кубометров к концу 2023 года.

 

Таким образом, можно смело заявить, что наряду с традиционными и существующими энергетическими проектами странам Тюркского совета нужно обсудить и новые, ранее не затронутые идеи, а также рассмотреть вариант проведения подобных энергетических конференций в более широком составе, отталкиваясь от географических особенностей региона.