Александра Зуева, Sputnik
Иран обогатил уран до 20% на ядерном объекте в Фордо. США назвали действия Тегерана "ядерным шантажом". О том, каким видится дальнейшее развитие событий вокруг Ирана и как происходящее может отразиться на России и Азербайджане, Sputnik Азербайджан поинтересовался у аналитика Института международных исследований МГИМО, ираниста Адлана Маргоева.
- Какого развития событий ждать в ближайшем будущем, особенно, учитывая смену хозяина Белого дома?
- Байден и его команда несколько раз подтвердили свое намерение вернуться к ядерному соглашению с Ираном, но лишь для того, чтобы заключить более совершенную "сделку", которая продлит некоторые ограничения на иранскую ядерную программу и введет другие на ракетную программу и региональную политику.
Хотя в Тегеране и ждали прихода демократической администрации, иранцы также прекрасно понимали, что переговоры с США не ограничатся только возвратом в 2016-й год – обсуждение новых условий взаимодействия будет неизбежно. Поэтому сейчас Иран аккуратно накапливает "карты" в ядерной сфере, чтобы обменивать их на уступки с американской стороны и в меньшей степени уступать по другим сферам, которые иранцы изначально противились обсуждать.
Как только пройдет инаугурация Байдена, его команде придется срочно вести переговоры по продлению Договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) и по возвращению в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Последний, кстати, был заключен в 2015 году именно в бытность Байдена вице-президентом.
Эксперт: американцы продолжат делать пакости в отношении Китая>>
Действия иранцев по усиленному обогащению урана рассчитаны на то, чтобы иранский вопрос в Вашингтоне не откладывали "в долгий ящик": страна в трудном экономическом положении, а в июне ее ждут президентские выборы – необходимо принимать срочные меры по ослаблению санкционного режима. Если Трамп покинет президентское кресло без сюрпризов, расчет иранского руководства в отношении Байдена окажется верным.
- Может ли ситуация в Иране сказаться на соседних странах - России и Азербайджане?
- Главный интерес России – мир у южных границ. Если Иран и США будут полноценно соблюдать СВПД, шансов на мир будет больше, чем в последние четыре года было при уже бывшем американском лидере Дональде Трампе.
Нормализация экономического взаимодействия с соседом – еще один приоритет, поскольку Россия продолжает возводить второй энергоблок АЭС в Бушере, в планах работы над третьим, и к 2026 году запланировано завершение строительства. Необходим и нормальный товарообмен с возможностью переводить средства через международную банковскую систему. Тогда появится необходимость наладить международный транспортный коридор "Север-Юг".
Мир вокруг Ирана и возможность взаимодействовать с ним в экономике – общий интерес России и Азербайджана. Когда Иран достроит железную дорогу от Решта до Астары, железные дороги трех стран будут соединены – Азербайджан укрепит свой транзитный потенциал.
Полагаю, скромные возможности для сотрудничества с Тегераном появятся и в свете развития пограничных с Ираном территорий, перешедших под контроль Баку осенью 2020 года.
Вне зависимости от того, будут ли США и Иран работать над новым соглашением, Москва и Баку заинтересованы в том, чтобы две страны решали проблемные вопросы дипломатическим путем, и ждут этого в 2021 году.