Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Создатель и куратор арт-платформы в Азербайджане Асли Самедова запустила новый проект микрокомиссий, основная идея которого состоит в оказании помощи азербайджанским фотографам и художникам. Подробно о проекте Самедова рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
- Асли, расскажите о вашем проекте - почему именно микрокомиссии?
- Микрокомиссии - это одноразовая выплата художникам, отобранным для участия в проекте. Каждому выдается гонорар на создание новой работы. Рекомендуемые выплаты для спонсоров - минимальная и средняя зарплаты в Азербайджане за 2019 год.
Азербайджанский музей представил редкие снимки деятелей культуры >>
В проекте микрокомиссий главное - поддержка, оказываемая художникам. Им дается свобода творить и не требуется ничего взамен, кроме как предоставление фотоработы и сопроводительного текста в виде "отчёта".
Проект базируется на взаимодоверии и взаимоуважении всех участников, вовлеченных в процесс. Он проводится при поддержке посольства Швеции в Азербайджане. А предшествовала ему двухмесячная работа по составлению и анализу результатов онлайн-опроса "Влияние пандемии COVID-19 на современное искусство Азербайджана", проведенного совместно с художником Вюсалом Рагимом и юристом Рашидом Мамедовым.
Мы подготовили отчет и разослали его вместе с предложениями в министерство культуры и комитет по культуре Милли Меджлиса, в представительства международных культурных организаций и ряд посольств.
Студия Фаика Ахмеда, одного из самых признанных за границей современных художников Азербайджана, с целью поддержки коллег по цеху выделила средства для одноразовых выплат. Мы постарались в первую очередь помочь художникам из регионов. Посольство Швеции в лице посла Кристиана Камилла стало первым, поддержавшим инициативу микрокомиссий.
Основной задачей проекта является поддержка и внимание художникам, прошедшим наш опрос.
- Сколько всего художников вовлечены в проект микрокомиссий и как вы их выбирали?
- Совместно с послом Швеции мы отобрали восемь фотографов и художников и предложили им принять участие в пилотной версии проекта для Инстаграм-выставки. Условия были просты: участник присылает нам фотоработы, созданные за последние два месяца на свободную тему или приуроченные к теме Instagram-флэшмоба "Цветы для медиков" Artdomains и мультимедиа арт-музея в Москве.
Мы захотели присоединиться к данной инициативе и выразить свою благодарность врачам. На протяжении двух недель на нашей странице в Instagram размещались публикации с работами и сопроводительными текстами участников.
Мы надеемся продолжить проект: микрокомиссиями мы хотим показать, что каждый может стать меценатом и внести свой вклад в поддержку и развитие современного искусства в Азербайджане, затрагивающего актуальные темы.
- Каким образом будет оказана поддержка представителям современного искусства? Будут ли их работы выставлены на продажу?
- Проект очень важен для нас еще и тем, что все фотографы и художники получили гонорар за участие в коллективной выставке в соцсетях. Это очень необычный формат, так как в Азербайджане мало практикуют оплату художникам гонораров за участие даже в "физических" выставках. Таким образом мы хотели показать наше желание изменить сложившиеся устои и поднять вопрос необходимости оплачивать время и труд представителей креативных профессий.
Айдан Салахова стала участницей московского проекта "Чрезвычайное положение" >>
Именно благодаря творчеству музыкантов, фотографов, художников, писателей карантин для многих проходит познавательно и увлекательно. Работы, созданные либо представленные на проект, остаются в собственности участников, и они вправе распоряжаться ими по собственному желанию.
- Много ли людей выразили желание поддержать ваш проект?
- Поддержать проект микрокомиссий, как и любой другой проект нашей арт-платформы, может каждый, кому не безразличны культура и искусство. Наша цель - популяризировать современное искусство Азербайджана и вынести его из музеев и галерей, сделав общедоступным, как мы это наблюдаем в ряде стран Европы и США.
Пока что помощь проекту больше оказывают иностранцы, которым импонируют наша мотивация и стиль работы, а также наши коллеги и друзья. В долгосрочной перспективе такая модель неустойчива и необходимо стратегически подходить к источникам финансирования.
Проекты, сделанные за границей в 2019 году - в Венеции и Стамбуле - были самофинансируемыми, но в Венеции, например, площадка палаццо XVII века и самого большого ботанического сада острова Paradiso di Liselotte были предоставлены бесплатно по знакомству австро-итальянской художницей. А 9 и 10 мая, в дни профессионального предпоказа 58-й Венецианской биеннале, наш коллектив представил в Венеции звуковую инсталляцию "Турандот. Радиозагадки".
Turandokht. Radio Riddles in Venice from Ta(r)dino 6 Art Platform on Vimeo.
Ее посетило около двухсот гостей, среди которых были директора и кураторы таких музеев как Pinacoteca di Brera, Belvedere Museum Vienna, Garage Contemporary Art Museum, VAC Foundation, MOMA Tbilisi.
Особенно приятным был тот факт, что куратор национального павильона Эмин Мамедов и посол Азербайджана в Италии Мамед Ахмедзаде также посетили наше мероприятие, узнав, что мы проводим его неподалеку от павильона Азербайджана.
Наши новые знакомые из Венеции, организаторы ярмарки Contemporary Istanbul, пригласили нас показать современное искусство Азербайджана в сентябре в Стамбуле, покрыв большую часть наших расходов на участие и предоставив бесплатную площадку.
Весь первый год существования наши проекты были спонтанными. Мы могли бы начать нашу деятельность раньше и сделать больше, но изначально мы ставили таких задач.
Однако, после того как нас приняли в стартап-программу международной ассоциации Европейских арт-центров (ТЕН), мы стали более четко представлять свою миссию и цели. Для нас важно собрать вокруг себя единомышленников и продвигать наши ценности как в Азербайджане, так и в международной арт-среде.
Центр Yarat запустил виртуальную выставку о чрезвычайной ситуации в мире >>
Наш проект поддерживает проекты азербайджанского современного искусства в международном контексте, уделяя особое внимание гендерным аспектам, идентичности и равенству в мире искусства. Любой проект, помимо своего визуально-эстетического аспекта, проходит внутреннюю оценку соответствия морально-этическим ценностям команды.
- Как, по вашим оценкам, коронавирус повлиял на мир искусства?
- Во всем мире сейчас критикуется излишество, тщеславие и потребительское отношение. Арт-мир также не избежал подобных упреков. О том, как и что будет меняться в международном арт-мире, ведутся дискуссии - я стараюсь следить за ними.
В самом начале фокус был на переходе в цифровой режим. Те организации, которые активно инвестировали время и ресурсы в онлайн-коммуникацию, очень быстро освоились. Те, у кого есть постоянная работа в институциях (музеях, госслужба и так далее) оказались защищеннее фрилансеров и частного сектора.
Многие фрилансеры сейчас живут на пособия либо тратят свои сбережения. Треть коммерческих галерей Парижа рискует быть закрытыми в следующие 12 месяцев. С новой силой стали обсуждаться вопросы этики, универсального базового дохода и того, что представители креативных индустрий во многих странах недооценены.
На волне пандемии развились самоорганизованные движения солидарности: те, кто влиятельнее и богаче, помогают тем, кто оказался в стесненных обстоятельствах. Крупные галереи делятся своими ресурсами с независимыми арт-площадками, мировые величины арт-среды становятся более открытыми к диалогу, а те, кто был уже замечен в общественной и благотворительной деятельности, стали еще более активны в период пандемии.
С движением Black Lives Matter начали говорить о необходимости диверсифицировать менеджмент музеев и арт-институций. Мы пока только в начале изменений и можем лишь предполагать, что нас ждет в следующие три, шесть или двенадцать месяцев.
- Сейчас практически во всех музеях не только Азербайджана, но и в других странах, проходят онлайн-выставки. Как думаете, в будущем они могут заменить живые, классические экспозиции?
- Онлайн-мир не замена, а лишь дополнение музейной и выставочной деятельности. Это также и возможность расширить свою аудиторию. Но это еще и очень большая работа: надо понять, что, как и в каком объеме публиковать.
Искусство, вдохновленное коронавирусом: стрит-арт на тему COVID-19 >>
Интересные проекты были на инстаграм-страницах Администрации "Ичеришехер", Yarat и Музея ковра Азербайджана, из русскоязычных инициатив очень понравились онлайн-медиации по выставкам Музея Гараж и Третьяковской галереи, а также онлайн лекции INART Винзавода.
Наш проект также перешел в онлайн-режим. Во-первых, наша команда разбросана от Парижа до Дубая и общение проходит дистанционно. Во-вторых, мы запустили сайт и взялись за создание уникального кураторского контента для Instagram. Мы проводим "романы на неделю" - семидневные интервью с художниками и специальные инстаграм-проекты, такие как AThOME, Art on the Wall, микро-комиссии или Unbrushed Senses с азербайджанскими и иностранными художниками.
Нынешняя ситуация показала, что эффект физического присутствия не всегда обязателен, но для выставок я все же предпочитаю реальный формат. Сейчас у нас есть две постоянные площадки - в Баку и Антверпене, но они станут действовать не раньше сентября.
- Над какими еще проектами сейчас работаете?
- Все текущие проекты анонсируются в Instagram и на нашем сайте. Мы в стадии разработки программы на ближайший год. Ее реализация зависит от множества переменных, в первую очередь, ситуаций с пандемией и финансами: продолжение нашей деятельности сопряжено с немалыми (для нас) расходами. В долгосрочной перспективе рассчитывать только на себя очень сложно и многие наши проекты и идеи находятся в стадии заморозки, пока мы не найдем необходимой поддержки.