Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Азербайджанский фильм Çölçü ("Степняк") на днях был удостоен награды в категории "Лучший художественный фильм на иностранном языке", присужденной жюри Международной кинопремии White Unicorn International Film Festival 2019 (Индия). Помимо этого, картина является лауреатом множества наград разных международных кинофестивалей. Подробно о мировой славе картины и ее съемках Sputnik Азербайджан рассказал режиссер фильма Шамиль Алиев.
- Как думаете, в чем заключается успех "Степняка"? Чем картина привлекла внимание иностранцев?
- Каждый режиссер старается сделать свой фильм успешным. Эта мечта есть у всех, но будет ли картина таковой, никто заранее не знает. Думаю, успех картины "Степняк" заключается в ее интенции (мысленная нацеленность на решение задачи или познание - ред.). Когда режиссер начинает работу над фильмом, он должен поставить перед собой задачу – что он хочет в конечном итоге сказать мировому сообществу и своим гражданам.
"Степняк" рассказывает о столкновении цивилизаций, показывает антропологическую катастрофу современности. Герой картины стоит на перепутье – с одной стороны, есть архаичный мир, а с другой - современный, который подвержен атаке глобализации.
Этот процесс практически невозможно остановить, но и подчиниться его натискам тоже не выход. Человек, вслепую подчиняясь глобализации, превращается в биомассу и постепенно начинает терять свои ценности, мысли.
Степняк в этой картине стоит на перепутье – или он должен отказаться от натиска глобализации и вернуться в степь, или же отказаться о своих корней и полностью подчиниться современному миру. Фильм завершается открытой концовкой, чтобы каждый смог сделать свой выбор. Уникальность этой картины также заключается в том, что он не временной. Я его не загнал в узкий временной коридор. "Степняк" и через сто лет будет актуален, как сейчас.
- Как пришла идея снять картину на эту тематику?
- Министерство культуры в 2011 году предоставило мне сценарий "Степняка", автором которого является Видади Гасанов. Он сам также снимался в этой картине в образе пожилого степняка. Мне очень понравился сценарий, поэтому решил за него взяться. Я не из тех режиссеров, которые снимают все, что им предлагают. В сценарии было много побочных тем, которые я решил очистить и оставить только моменты, воплощающие в себе философскую драму.
- Где проходили съемки картины?
- Подготовка шла в течение года. Съемки проходили в степи Геранбоя. Каждый день мы тратили на дорогу час, чтобы добраться от Гянджи до места съёмок. Нам нужна была девственная степь, чтобы вокруг не было жилья, заводов.
Азербайджан сейчас строится, развивается, поэтому такие места в скором будущем вообще станет трудно найти. Слава Богу, нам удалось найти пустынное место и провести там свои съемки. Некоторые кадры фильма мы снимали в павильонах киностудии "Азербайджанфильм" имени Джаббара Джаббарлы. В 2012 году нам удалось полностью завершить работу над картиной.
- Фильм сразу же бы отправлен на международные кинофестивали?
- "Степняк" участвовал в 57 международных кинофестивалях, проходящих на пяти континентах. Картина получила более 50 наград, является обладателем 20 Гран-при в номинации "Лучший художественный фильм". Это является феноменальным явлением. Не только в азербайджанском, но и в мировом кинематографе такого еще не было.
Режиссер театра кукол: азербайджанский зритель на спектаклях скучать не хочет>>
После завершения съемок мы решили выйти на международные кинофестивали. Все они делятся на несколько категорий – А, Б и С. Категория А считается самой высшей. В мире существует около 12 или 14 кинофестивалей этого уровня. На них попасть очень трудно.
Каждый год там представляются несколько тысяч картин из разных стран и в итоге выбирается всего десять или двадцать. Мы участвовали в двух фестивалях категории А – это Таллиннский фестиваль "Темные ночи" и Каирский кинофестиваль.
Для меня самого было неожиданно получить такой результат. Когда я снимал картину, даже не думал, будет она успешной, или нет. Меня волновало лишь то, чтобы представить качественный фильм. В условиях сегодняшней азербайджанской киноиндустрии, если хотя бы 70% того, о чем ты мечтал, добиваешься – это уже большая победа. Мы не Голливуд, не Болливуд, не китайский кинематограф и у нас не те возможности, поэтому должны радоваться любому успеху. Я не призываю состязаться с этими киноиндустриями. Нам нужно создавать свое кино.
- Вы сами отправляли фильм на все фестивали или вам в этом кто-то помогал?
- Это должен делать продюсер, но в нашей киноиндустрии эти моменты очень слабо работают. На все фестивали фильм отправил я сам. Вначале послал картину на пять или шесть кинофестивалей, а после организаторы других фестивалей сами начали обращаться, чтобы получить мое согласие на представление фильма в своих проектах. Я тщательно выбирал и не всегда давал свое согласие.
По условиям кинофестивалей, любая картина может на них показываться лишь в течение двух лет. Несмотря на это, "Степняк" уже восьмой год продолжает участвовать в разных фестивалях. Организаторы отмечали, что готовы ради нас пойти на уступки, лишь бы я представил им свой фильм. 2020 год еще не наступил, но фильм уже номинант на высшие награды около десяти кинофестивалей.
- Какие отзывы фильм получал от зарубежных киноэкспертов?
- Голливудский художник многих американских сериалов Джон Уикс написал о "Степняке" просто потрясающую статью. В ней он отметил, что картина воплощает в себе гениальную режиссуру, работу художника, оператора и актеров. Многие зарубежные блогеры, киноэксперты из разных стран также писали положительные отзывы о "Степняке", в российском журнале "Искусство кино" выходили статьи о картине. Ко всему этому, в журнале "Баку" выходили интервью со мной и новости о нашем фильме.
Однажды я участвовал в международном кинофестивале в Германии, в рамках которого "Степняк" был показан шесть раз. Я принимал участие в последних трех показах и после каждого проводились дискуссии с участием киноэкспертов, кинематографистов, журналистов. Каждый из них задавал вопросы, делился впечатлениями. Все очень высоко оценили фильм.
В последний день показа я смотрел на очередь, которая стояла, чтобы посмотреть картину. Мне было очень приятно, потому что я это наблюдал не у себя на родине, а в Германии. Немецкий зритель очень избирательный, поэтому его трудно влюбить в какой попало фильм. После показов ко мне подходили люди разных лет и отмечали, что уже третий раз смотрят "Степняк" и готовы посмотреть еще раз.
- Кто-либо оказывает вам финансовую поддержку, чтобы вы могли принимать участие во всех этих кинофестивалях?
- Я растрачивал на них все свои деньги, энергию, время. Участвовать в фестивале – это очень емкий труд. Нужно подготовить документы, написать заявление, переписываться с организаторами. Сейчас "Степняк" представлен на Пекинском международном кинофестивале и ко мне уже обратились организаторы Амстердамского фестиваля, предложив продвинуть "Степняк" на пекинском кинорынке. Я дал свое согласие. Сейчас картина переводится на китайский язык.
- После успешного участия картины в стольких фестивалях вам поступали предложения о сотрудничестве из-за границы?
- Да. Мы сейчас на начальной стадии построения своей киноиндустрии, так как долгое время были составной частью Российской империи, советского кинематографа. Сейчас Азербайджан – независимая страна, поэтому мы должны создать свое кино. Для этого нужно очень много работать, проводить совместные проекты за границей.
В 2006 году рижская киностудия хотела финансировать мой проект "Девичья башня". Министерство культуры пригласило в Азербайджан директора киностудии, велись переговоры. Они готовы были выделить миллион евро, а мы – 400 тысяч долларов. К сожалению, потом кое-какие силы помешали, и мы не смогли реализовать этот проект. Сейчас некоторые фонды из разных стран приглашают к сотрудничеству.
У меня есть полнометражный проект – художественный фильм, который называется Xalı ("Ковер"). Эта любовная история. В Азербайджане организовать съемки этой картины своими силами очень трудно, поэтому мы хотим представить сценарий в зарубежные фонды. Мы перевели текст на английский, французский и русский языки.
Пропаганда не разврата, а искусства: театр ADO ответил своим критикам>>
Хорошо было бы, если бы Азербайджан стал членом EVROIMAGE, которая является организацией Европейского Совета и площадкой для международных проектов для кинематографистов. Все соседние с нами страны входят в ее состав. Для международных совместных проектов она очень важна. Эта организация выделяет деньги и помогает продвигать фильм и выдвигать его на кинорынки.