В Гонконге не утихают народные волнения. Протестные акции начались на улицах специального административного района в конце марта текущего года: недовольство вызвало намерение его властей внести поправки в закон об экстрадиции и тем самым пойти на уступку официальному Пекину. На многотысячных митингах недовольные утверждали, что если намеченные поправки войдут в силу, то будут использованы Пекином против оппозиционеров и диссидентов.
Власти Гонконга старались успокоить население, но их неточные и размытые заявления о том, что требования протестующих будут учтены, не возымели ожидаемого эффекта. Недовольство нарастало и власти начали применять против протестующих жесткие меры: была активно задействована полиция, начались столкновения.
Так вот, накануне в Гонконге вновь произошла крупная акция протеста. На этот раз митингующие, заблокировав аэропорт, частично парализовали его работу. При этом, к требованию об отзыве из парламента проекта закона об экстрадиции митингующие прибавили еще несколько пунктов.
После жестких действий полиции демонстранты теперь требуют от местных властей выпустить на свободу всех своих соратников, которые были задержаны полицией за время проведения акций. Также они требуют не характеризовать протесты как "бунт" и тверды в намерении добиться у властей создания независимой комиссии по расследованию полицейских действий против митингующих. Наряду с этим митингующие требуют введения всеобщего избирательного права.
Желание протестующих добиться расследования действий полицейских вполне понятно, так как власти решили действовать жестко, и полиция начала применять целый арсенал изуверских средств. Кроме слезоточивого газа, в массовом порядке было применено спецсредство, именуемое "мешочками с бобами".
Лондон Гонконгу не указ: многотысячные акции протеста в КНР продолжаются >>
На самом деле – это холщовые мешочки со стальными или резиновыми шариками, которые используются как патроны для ружей полицейских. Считается, что сей "патрон" не может убить, но вполне может нанести непоправимое увечье, что и произошло с одной из участниц демонстрации, которая именно после выстрела с таким "бобом" лишилась глаза.
Вместе с применением такого рода специального арсенала полицейские, одетые в гражданское и смешавшиеся с демонстрантами, выискивали наиболее активных протестующих и задерживали их, действуя при этом предельно жестко, а порой и жестоко.
В чем причина ужесточения действий полиции? Ведь в течение почти трех месяцев полицейские силы численностью почти тридцать тысяч человек вели себя довольно корректно и не шли на конфронтацию. Думается, что изменение действий полиции произошло после того, как митингующие решили сменить тактику своих протестных действий.
В конце прошлой недели, в воскресные дни, протестующие отказались от чинных шествий с транспарантами по городу с заранее известным полиции маршрутом, в пользу более радикальных действий. Они перекрыли популярные магистрали баррикадами и создавали заторы. После прибытия стражей порядка протестующие быстро ретировались и собирались уже в другом назначенном месте, где совершали аналогичные действия.
И родителям удобно - и детям весело: коляска-карусель из Китая >>
Полиция, удрученная такими играми протестующих, решила ужесточить свои действия и тем самым еще более усугубила и без того напряженную ситуацию. Отметим, что блокирование аэропорта вызвало яростное недовольство пассажиров, но протестующие терпеливо объясняли им, что такие действия необходимы для того, чтобы обеспечить будущее гонконгцев. Участники акции уверяли, что тут же прекратят протесты, если будут удовлетворены их требования.
Однако, несмотря на весьма жесткие действия полиции против демонстрантов, становится понятно, что официальный Пекин явно недоволен происходящим в Гонконге и неспособностью местных властей выправить ситуацию. В СМИ Китая появились статьи, в которых в возникновении и развитии протестных акций обвиняются внешние силы. Несомненно, что эти обвинения обоснованны, так как ранее внешнеполитическое ведомство Китая выразило протест Вашингтону в связи с вмешательством во внутренние дела страны. Вряд ли Пекин пошел бы на это, не имея веских доказательств.
Таким образом, власти Гонконга сегодня находятся в наиболее тяжелом положении. С одной стороны, протестующие, с большой долей вероятности поддерживаемые Вашингтоном, с другой - недовольный Пекин, который начал стягивать на границу с Гонконгом механизированные силы китайской полиции.
Ввод этих сил в Гонконг запрещен договором, но если Пекин его проигнорирует, это будет означать конец особому положению города. Местные власти в самый краткий срок должны принять окончательное решение, которое в первую очередь должно служить делу сохранения особого статуса Гонконга.