Новости

В поисках "Волшебного халата", или Кому нужны отечественные фильмы и сериалы

Азербайджанский зритель, привыкший за последние годы к качественным фильмам зарубежного производства, в массе своей не хочет и смотреть отечественные фильмы и сериалы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Люди моего поколения и старше меня росли на снятых азербайджанскими режиссерами фильмах - таких как "Тайна одной крепости", "Волшебный халат", "Гариб в стране джиннов". Эти фильмы появились еще в середине XX веке, во времена, когда уровень технического развития сильно отставал от нынешнего, благодаря мастерству режиссера Алисаттара Атакишиева, и вошли в сокровищницу азербайджанского кино.

В московском музее посетители смогут познакомиться с азербайджанским искусством >>

Кинематографу республики ныне исполняется 120 лет, и за первое столетие было создано немало отечественных шедевров, сформировались национальные традиции кино, которые нуждаются в сохранении. В этом месяце президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о некоторых мерах по развитию отрасли, будет подготовлена Концепция развития азербайджанской кинематографии.

Стать звездой в десять лет: юный азербайджанец покоряет Германию

Надо ожидать, что эти меры принесут требуемый результат - поскольку после упомянутой выше середины прошлого века мы стали смотреть голливудские фильмы, благодаря которым увидели больше технических достижений, более качественную актерскую игру, режиссерское мастерство, успешные сценарии - и на этом фоне интерес к отечественному кино почти сошел на нет. Могут ли его вернуть сегодняшние азербайджанские кинодеятели?

В последние годы на наших телеканалах появились азербайджанские сериалы, один за другим снимаются фильмы. Правда, среди них попадаются и хорошие, но их настолько мало, что я вынужден говорить в целом о кино в Азербайджане.

Создатели фильмов и сериалов в Азербайджане сегодня жалуются, что их продукцию никто не смотрит. Притом их раздражает, с каким интересом люди смотрят фильмы и сериалы Турции, России, Европы и Америки.

Анджелина Джоли может стать супергероем >>

Спрашивается, а как же народ может смотреть на вашу работу? Как людям, которые видели настоящие произведения искусства, смотреть на вашу пошлую, недоделанную продукцию?

Государство выделяет средства на производство кино и сериалов, которые должны распределяться по телеканалам и киностудиям. Но почему-то до бюджета фильма и сериала доходит сумма намного ниже той, что была указана в документах. Интересно, что и режиссеры молчат, смирившись с этой несправедливостью. Они не протестуют и соблюдения своих прав не требуют. Интересно - почему?

У нас людей интересует только их будущее - азербайджанский Дэвид Копперфильд

А потому что часть денег, дошедших до бюджета фильма, идет в карман режиссера.

К кому должны, по идее, обращаться режиссеры, утверждая актерский состав? Конечно же, к студентам университета искусств, профессиональным актерам и актрисам, народным и заслуженным артистам.

Но какой профессиональный и опытный актер или актриса придет сниматься в кино и сериалах за маленькие деньги? Ни один уважающий себя артист. И что тогда делает режиссер? Обращается к свои родственникам, друзьям и знакомым. И за мизерную сумму люди, не обладающие никакими способностями, талантом и опытом, ради минуты славы встают перед камерой, заучив заранее несколько строк с листа. А еще по знакомству находят дешевую технику и инвентарь. И все, сериал (либо фильм) готов.

Опасное путешествие с актерами: сбылась мечта Ильгара Сафата о своем театре >>

И как не появиться тут закономерному вопросу - вы не боитесь осуждения зрителей и профессионалов?

Но собственно, зачем вам бояться? Что изменится для вас от их осуждения? Деньги вы присвоили. А попавшие в объективы камер ваши друзья и знакомые, понятия не имеющие о том, что такое настоящее искусство, с удовольствием подпитывают свое эго. С какой стороны ни посмотришь, вы во всей этой истории в выигрыше. А проигравшая сторона – азербайджанский народ, азербайджанская культура. А какое вам до этого дело?..

Многозначительные "предположительно": познакомит ли нас с великим поэтом Год Насими?

Но раз уж так, то хотя бы не требуйте для себя зрителя. Снимайте, показывайте и смотрите сами.

Еще в начале 90-х годов режиссер Лютфи Мамедбеков снял на одноименному роману Алибалы Гаджизаде сериал "Пропавшая невеста" (İtkin gəlin). Фильм, состоявший всего из 12 серий, был снят простой ручной камерой, никакой технической работы практически не проводилось. Но он настолько полюбился зрителям, что помнят о нем до сих пор. И даже имя Афсана завоевало популярность именно после того фильма.

Значит можно снимать качественные фильмы даже без специальной техники и больших средств.

Секреты знаменитой "Великой опоры": история главного героя повторилась и в жизни >>

Государство нужные средства выделяет. Но сидящие в креслах люди, будучи уверенными в своей правоте и безнаказанности, присваивают эти деньги, а в результате народ лишается искусства. И вынужден смотреть зарубежное кино, сериалы. И что ему делать? Даже если вас смотрит небольшая группа людей, то и это для вас много, даже слишком много. Вас вообще никто не должен смотреть, может тогда вы поймете, насколько неправы...