Руководство Европейского союза после заключения данного соглашения довольно жестко объявило нынешней хозяйке Даунинг-стрит, 10, что это последний вариант и более изменений в этом документе оно не допустит.
Для того чтобы соглашение вошло в силу, Терезе Мэй нужно было получить одобрение британского парламента. Вот именно это и стало непреодолимым препятствием для главы британского правительства. Против соглашения, заключенного Мэй с Брюсселем, выступила не только оппозиция, но и достаточное количество однопартийцев премьера.
Мэй, желая на некоторое время разрядить обстановку и постараться за этот период убедить хотя бы некоторую часть парламентариев лояльно отнестись к соглашению, перенесла его обсуждение с декабря прошлого года на январь текущего.
Но и это не помогло главе правительства Её Величества. За соглашение проголосовали всего 202 депутата, тогда как против было 432 законодателя. Более того, оппозиция спровоцировала рассмотрение парламентариями вопроса вотума недоверия действующему правительству. Однако, здесь противникам Мэй не удалось торжествовать победу. Премьер, хотя и с малым перевесом голосов, но все же получила доверие парламента и сохранила свой пост. После этого несколько дней британский премьер проводила консультации как с соратниками, так и с оппозицией для того, чтобы уточнить контуры последующих взаимосвязей с Брюсселем.
И вот 21 января премьер правительства Соединенного Королевства выступила перед британскими законодателями и в довольно категоричной форме высказалась против того, чтобы продлевать сроки расставания с ЕС, а также против проведения повторного референдума по вопросу brexit.
Вместе с этим Мэй объявила о своем намерении пересмотреть соглашение с Брюсселем. Британский премьер, выступая перед законодателями, обозначила три принципа, которыми она будет руководствоваться в переговорах с Евросоюзом.
Мэй объявила о том, что приложит усилия к тому, чтобы разрулить вопросы так называемого механизма backstop. Как известно, этот механизм обязывает Лондон придерживаться определенных регламентов ЕС и после выхода из альянса.
Механизм будет активирован в том случае, если Лондон и Брюссель не смогут достичь соглашения, позволяющего избежать появления физической границы между членом Евросоюза Республикой Ирландия и составной частью Великобритании, коей является Северная Ирландия.
Именно этот вопрос беспокоит соратников Мэй по партии, а также Демократическую юнионисткую партию (ДЮП) Северной Ирландии. Глава британского правительства пообещала прислушаться к беспокойству законодателей ДЮП и консерваторов, и вернуться к переговорам с Евросоюзом. Несмотря на это, оппозиция все же довольно скептически относится к этому обещанию и предполагает, что вряд ли премьер прислушается к их предложениям.
Тереза Мэй также пообещала положительно отнестись к просьбе Лейбористской партии, в которой речь идет о предоставлении гарантий соблюдения прав работающих в Великобритании граждан после brexit, не допустить ухудшения условий их работы после выхода из ЕС и общеевропейских норм. И самое основное в том, что Тереза Мэй призвала проявлять большое внимание к предложениям других партий.
Думается, что это не только призыв к самой себе, но и некое предупреждение однопартийцам, чтобы сделать несогласных с договоренностями соратников сговорчивее.
Однако желание Мэй вернуться к переговорам с Евросоюзом без согласия Брюсселя останется только желанием и не более. А в ЕС довольно прохладно встретили последние заявления британского премьера. В Брюсселе к компромиссам по вопросу ирландской границы не готовы.
Накануне главный переговорщик от Еврокомиссии Мишель Барнье заявил, что согласованная в ноябре сделка о выходе Британии из Евросоюза - лучшее, что может предложить Брюссель. Тем не менее, Барнье дипломатично заявил, что Брюссель готов к дискуссиям по документу, который оговаривает условия сотрудничества Британии и ЕС после выхода Лондона из европейского альянса.
Думается, что сериал brexit далек от своего финала и Терезе Мэй предстоит еще много бесцельных визитов в Брюссель и жарких споров в британском парламенте, которые вряд ли приведут к какому-то консенсусу между сторонами. Это на руку политическим противникам нынешнего премьера, которые, несомненно, еще более активизируются.