https://az.sputniknews.ru/20250520/dlya-sebya-i-dlya-sosedey-azerbaydzhan-i-iran-uskoryayut-realizatsiyu-infrastrukturnykh-proektov-471358664.html
Для себя и для соседей: Азербайджан и Иран ускоряют реализацию инфраструктурных проектов
Для себя и для соседей: Азербайджан и Иран ускоряют реализацию инфраструктурных проектов
Sputnik Азербайджан
Транспортные и энергетические инициативы Баку и Тегерана выходят за рамки двусторонних и охватывают все больше стран 20.05.2025, Sputnik Азербайджан
2025-05-20T10:00+0400
2025-05-20T10:00+0400
2025-05-20T10:00+0400
аналитика
азербайджан
иран
баку
тегеран
экономика
ильхам алиев
президент ирана масудпезешкиан
астара-решт
"один пояс – один путь"
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/0c/13/469512531_0:313:3072:2040_1920x0_80_0_0_b785ff0d13a1b02499fff4528b8709bc.jpg
БАКУ, 20 мая — Sputnik. Торгово-экономические отношения Азербайджана и Ирана активно развивались даже в периоды самых острых политических разногласий между странами, а международные проекты продолжали реализовываться. Однако теперь, когда Баку и Тегеран вышли на уровень активного политического диалога и решили продолжать сотрудничество по всем вопросам, их региональные инфраструктурные проекты выходят на новый уровень. Так, во время визита президента Масуда Пезешкиана в Азербайджан в прошлом месяце было названо несколько важных точек взаимодействия Баку и Тегерана – на встрече с президентом Ильхамом Алиевым была выражена готовность ускорить реализацию транспортных и энергетических проектов, а также рассмотреть новые инициативы как двустороннего, так и регионального экономического сотрудничества. Неслучайно именно после встречи в Баку важный проект по строительству недостающего железнодорожного участка Решт-Астара в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" сдвинулся с мертвой точки. Так, 13 мая состоялся запуск изыскательских работ по строительству этого участка. По словам главы Минтранса РФ Романа Старовойта, в рамках строительства планируется проложить 162 км железнодорожных путей, построить восемь новых станций, 56 эстакад, 73 моста, 30 путепроводов. Благодаря этому участку железной дороги пропускная способность западного маршрута МТК составит не менее 15 млн тонн грузов в год. Решт-Астара – дорога, которую ждут на юге Проект Решт-Астара, несомненно, имеет особое значение для увеличения грузоперевозок через регион и представляет интерес, в том числе, для таких стран, как Индия, Пакистан, Афганистан и страны Персидского залива. Ведь именно благодаря западному маршруту можно будет обеспечить бесперебойную и бесшовную логистическую цепь, которая позволит доставлять грузы от самой западной точки РФ до государств Глобального Юга. Стоит отметить, что параллельно с западным маршрутом "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана, участниками проекта активно развиваются и два других направления – транскаспийское (между РФ и ИРИ через Каспийское море) и восточное (через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Иран). При этом важно отметить, что перевозки по транскаспийской ветке МТК сопряжены с такими рисками, как дефицит торговых судов, а также дополнительные расходы по погрузке и выгрузке с судов. Вместе с тем восточная ветка "Север-Юг" наряду с плюсом – наличием прямого железнодорожного пути из РФ через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Иран, также имеет минус, который связан с ограниченным объемом перевозок и более длинным маршрутом. Неслучайно основной поток грузов по МТК "Север-Юг" идет именно по западному маршруту – около 70% всего грузопотока, около 25% приходится на транскаспийский маршрут и только около 5% – на восточный. Поэтому ускорение реализации проекта Решт-Астара может значительно увеличить грузопоток, а также привлечь новых участников в проект. Транспортная сеть между Азербайджаном и Ираном Развивая транспортную инфраструктуру, Азербайджан и Иран также уделяют особое внимание созданию логистических возможностей между двумя странами. Так, почти завершается строительство терминала в иранской Астаре, который принадлежит Азербайджану и будет управляться ЗАО "Азербайджанские железные дороги". Терминал позволит увеличить объем грузоперевозок по МТК "Север-Юг" и сделает проект более привлекательным для грузоотправителей. Вместе с тем Иран и Азербайджан развивают и транспортную связь непосредственно между двумя странами – строятся мосты и дороги между освобожденными территориями Азербайджана и ИРИ. Кроме того, не так давно на повестке Баку и Тегерана появился новый проект – Аразский коридор. Это 107-километровая железная дорога, которая соединит Нахчыванскую Автономную Республику с основной территорией Азербайджана через Иран. Проект свяжет нахчыванскую Джульфу с Восточно-Зангезурским экономическим районом. Ряд экспертов отмечает, что Аразский коридор может стать достойной альтернативой Зангезурскому коридору – он откроет новые возможности не только для Азербайджана, но и для других стран региона. Аразский коридор станет частью инициативы "Один пояс, один путь", призванной соединить Китай и Центральную Азию с Европой через территорию Азербайджана и Грузии. Энергетика для себя и для соседа Другой важнейшей сферой сотрудничества Азербайджана и Ирана является энергетика. Так, Баку и Тегеран периодически обмениваются электроэнергией – в сезон пика холодов Азербайджан поставляет электричество в северные регионы исламской республики. Однако данную инициативу планируется превратить в полномасштабный региональный проект с участием России. Страны планируют синхронизировать линии электропередачи для перетока электроэнергии из РФ в Иран через Азербайджан. Данный проект обсуждается уже много лет, и, похоже, его реализация начнется со дня на день. Так, на полях международного экономического форума "Россия-Исламский мир" в Казани замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак заявил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта объединения электроэнергетических систем Азербайджана, Ирана и России готово. По его словам, порядка 200 МВт электроэнергии уже можно передавать через систему Азербайджана в Иран. Кроме того, к концу текущего года ожидается реализация еще одного энергетического проекта между Азербайджаном, Ираном и Россией. Планируется, что РФ начнет поставлять газ в ИРИ через территорию Азербайджана – речь идет о своповых поставках около 1,8 млрд кубометров российского газа. При этом в дальнейшем объемы поставок газа могут быть увеличены и даже доведены до масштабов экспорта в другие страны региона – Пакистан, Афганистан и Индию. Таким образом, инфраструктурные проекты Азербайджана и Ирана выходят из разряда двусторонних и охватывают все больше стран. Учитывая значение этих проектов для мировой торговли и обеспечения энергобезопасности стран региона, Тегеран и Баку в сотрудничестве с Москвой ускоряют их реализацию.
https://az.sputniknews.ru/20250518/pomoschnik-alieva-o-vizite-pezeshkiana-v-baku-otnosheniya-s-iranom-vyshli-na-novyy-uroven-471346861.html
тегеран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/0c/13/469512531_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_3d63267f6dd573e921ab11812bded5a2.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, иран, баку, тегеран, экономика, ильхам алиев, президент ирана масудпезешкиан, астара-решт, "один пояс – один путь", энергетика, международный транспортный коридор "север-юг", поставки электроэнергии
азербайджан, иран, баку, тегеран, экономика, ильхам алиев, президент ирана масудпезешкиан, астара-решт, "один пояс – один путь", энергетика, международный транспортный коридор "север-юг", поставки электроэнергии
Для себя и для соседей: Азербайджан и Иран ускоряют реализацию инфраструктурных проектов
Транспортные и энергетические инициативы Баку и Тегерана выходят за рамки двусторонних и охватывают все больше стран
БАКУ, 20 мая — Sputnik. Торгово-экономические отношения Азербайджана и Ирана активно развивались даже в периоды самых острых политических разногласий между странами, а международные проекты продолжали реализовываться. Однако теперь, когда Баку и Тегеран вышли на уровень активного политического диалога и решили продолжать сотрудничество по всем вопросам, их региональные инфраструктурные проекты выходят на новый уровень.
Так, во время визита президента Масуда Пезешкиана в Азербайджан в прошлом месяце было названо несколько важных точек взаимодействия Баку и Тегерана – на встрече с президентом Ильхамом Алиевым была выражена готовность ускорить реализацию транспортных и энергетических проектов, а также рассмотреть новые инициативы как двустороннего, так и регионального экономического сотрудничества.
Неслучайно именно после встречи в Баку важный проект по строительству недостающего железнодорожного участка Решт-Астара в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" сдвинулся с мертвой точки. Так, 13 мая состоялся запуск изыскательских работ по строительству этого участка.
По словам главы Минтранса РФ Романа Старовойта, в рамках строительства планируется проложить 162 км железнодорожных путей, построить восемь новых станций, 56 эстакад, 73 моста, 30 путепроводов. Благодаря этому участку железной дороги пропускная способность западного маршрута МТК составит не менее 15 млн тонн грузов в год.
Решт-Астара – дорога, которую ждут на юге
Проект Решт-Астара, несомненно, имеет особое значение для увеличения грузоперевозок через регион и представляет интерес, в том числе, для таких стран, как Индия, Пакистан, Афганистан и страны Персидского залива. Ведь именно благодаря западному маршруту можно будет обеспечить бесперебойную и бесшовную логистическую цепь, которая позволит доставлять грузы от самой западной точки РФ до государств Глобального Юга.
Стоит отметить, что параллельно с западным маршрутом "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана, участниками проекта активно развиваются и два других направления – транскаспийское (между РФ и ИРИ через Каспийское море) и восточное (через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Иран).
При этом важно отметить, что перевозки по транскаспийской ветке МТК сопряжены с такими рисками, как дефицит торговых судов, а также дополнительные расходы по погрузке и выгрузке с судов.
Вместе с тем восточная ветка "Север-Юг" наряду с плюсом – наличием прямого железнодорожного пути из РФ через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Иран, также имеет минус, который связан с ограниченным объемом перевозок и более длинным маршрутом.
Неслучайно основной поток грузов по МТК "Север-Юг" идет именно по западному маршруту – около 70% всего грузопотока, около 25% приходится на транскаспийский маршрут и только около 5% – на восточный.
Поэтому ускорение реализации проекта Решт-Астара может значительно увеличить грузопоток, а также привлечь новых участников в проект.
Транспортная сеть между Азербайджаном и Ираном
Развивая транспортную инфраструктуру, Азербайджан и Иран также уделяют особое внимание созданию логистических возможностей между двумя странами. Так, почти завершается строительство терминала в иранской Астаре, который принадлежит Азербайджану и будет управляться ЗАО "Азербайджанские железные дороги".
Терминал позволит увеличить объем грузоперевозок по МТК "Север-Юг" и сделает проект более привлекательным для грузоотправителей.
Вместе с тем Иран и Азербайджан развивают и транспортную связь непосредственно между двумя странами – строятся мосты и дороги между освобожденными территориями Азербайджана и ИРИ.
Кроме того, не так давно на повестке Баку и Тегерана появился новый проект – Аразский коридор. Это 107-километровая железная дорога, которая соединит Нахчыванскую Автономную Республику с основной территорией Азербайджана через Иран. Проект свяжет нахчыванскую Джульфу с Восточно-Зангезурским экономическим районом.
Ряд экспертов отмечает, что Аразский коридор может стать достойной альтернативой Зангезурскому коридору – он откроет новые возможности не только для Азербайджана, но и для других стран региона. Аразский коридор станет частью инициативы "Один пояс, один путь", призванной соединить Китай и Центральную Азию с Европой через территорию Азербайджана и Грузии.
Энергетика для себя и для соседа
Другой важнейшей сферой сотрудничества Азербайджана и Ирана является энергетика. Так, Баку и Тегеран периодически обмениваются электроэнергией – в сезон пика холодов Азербайджан поставляет электричество в северные регионы исламской республики.
Однако данную инициативу планируется превратить в полномасштабный региональный проект с участием России. Страны планируют синхронизировать линии электропередачи для перетока электроэнергии из РФ в Иран через Азербайджан. Данный проект обсуждается уже много лет, и, похоже, его реализация начнется со дня на день.
Так, на полях международного экономического форума "Россия-Исламский мир" в Казани замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак заявил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта объединения электроэнергетических систем Азербайджана, Ирана и России готово.
По его словам, порядка 200 МВт электроэнергии уже можно передавать через систему Азербайджана в Иран.
Кроме того, к концу текущего года ожидается реализация еще одного энергетического проекта между Азербайджаном, Ираном и Россией. Планируется, что РФ начнет поставлять газ в ИРИ через территорию Азербайджана – речь идет о своповых поставках около 1,8 млрд кубометров российского газа.
При этом в дальнейшем объемы поставок газа могут быть увеличены и даже доведены до масштабов экспорта в другие страны региона – Пакистан, Афганистан и Индию.
Таким образом, инфраструктурные проекты Азербайджана и Ирана выходят из разряда двусторонних и охватывают все больше стран. Учитывая значение этих проектов для мировой торговли и обеспечения энергобезопасности стран региона, Тегеран и Баку в сотрудничестве с Москвой ускоряют их реализацию.