https://az.sputniknews.ru/20250423/ot-vysokikh-tekhnologiy-do-transporta-na-chem-stroitsya-partnerstvo-baku-i-pekina-471071413.html
От высоких технологий до транспорта: на чем строится партнерство Баку и Пекина?
От высоких технологий до транспорта: на чем строится партнерство Баку и Пекина?
Sputnik Азербайджан
Китайский рынок очень важен для Баку с точки зрения наращивания экспорта азербайджанской ненефтяной продукции, и для увеличения поставок ведется комплексная... 23.04.2025, Sputnik Азербайджан
2025-04-23T11:51+0400
2025-04-23T11:51+0400
2025-04-23T11:51+0400
аналитика
азербайджан
китай
шелковый путь
товарооборот
торговля
промышленность
сумгайыт
транскаспийский международный транспортный маршрут
железная дорога
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/09/02/458255708_0:90:1600:990_1920x0_80_0_0_3787a1d4f135c3b5a0a4717a42787b99.jpg
БАКУ, 23 апр — Sputnik. Отношения Азербайджана и Китая в последние годы выросли с уровня торгово-экономического взаимодействия до стратегического партнерства, нацеленного на укрепление взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям экономики. В частности, после коронавирусной пандемии 2020 года инициатива Китая по восстановлению исторического "Великого шелкового пути" приобрела особое значение из-за массовой отмены авиарейсов и увеличения грузооборота наземным транспортом. В этом смысле значение Азербайджана для Китая выросло в разы, так как Баку является активным участником транспортных маршрутов, инициированных КНР. С другой стороны, роль Китая как важного поставщика товаров, в том числе высокотехнологичных, для азербайджанской экономики стала важной как с точки зрения борьбы с инфляцией, так и для развития ряда сфер экономики с использованием современных технологий. Растущий товарооборот и инвестиции: достигнутые цифры не предел После 2020 года товарооборот Азербайджана и Китая демонстрирует ежегодный рост. Так, по итогам января-февраля этого года объем торгового оборота между двумя странами составил $745,4 млн, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024-го. Кроме того, по итогам 2024 года товарооборот АР и КНР вырос более чем на 20% и составил $3,744 млрд. При этом в прошлом году Китай стал главным импортером товаров на азербайджанский рынок, сместив с первой позиции Россию. Важно отметить, что экспорт азербайджанской продукции на китайский рынок также заметно растет – по итогам января-февраля этого года поставки выросли более чем в пять раз, до почти $11 млн. Азербайджанские производители экспортируют в Китай в основном нефтехимическую продукцию, а также аграрную и продовольствие. Китайский рынок для Азербайджана очень важен с точки зрения наращивания экспорта отечественной ненефтяной продукции, и для увеличения поставок ведется комплексная работа. В частности, в рамках этой работы в ряде городов Китая открыты торговые и винные дома Азербайджана, а также проводятся выставки и форумы для демонстрации отечественной продукции китайским потребителям. Китайские инвестиции в азербайджанской экономике Вместе с тем, согласно данным, озвученным президентом Ильхамом Алиевым в интервью китайским СМИ, на сегодняшний день в Азербайджане зарегистрировано 375 компаний с китайским капиталом, из которых 298 ведут активную деятельность. Китайские компании традиционно рассматривают Азербайджан как одно из приоритетных направлений капиталовложений, и в последние годы инвесторов из КНР все чаще привлекают такие сферы, как автомобилестроение, химическая промышленность, а также возобновляемые источники энергии. Так, в мае этого года в Сумгайытском химическом промышленном парке ожидается запуск предприятия по производству электробусов китайской компании BYD. Предприятие, мощность которого составит 500 электробусов в год, первоначально на одной производственной линии осуществит сборку пяти автобусов. В рамках деятельности в Азербайджане BYD также планирует с 2028 года наладить производство аккумуляторов для промышленного хранения энергии. Кроме того, китайские компании проявляют интерес к проектам по развитию "зеленой энергии" в АР, в частности, выступают с инициативой создания мощностей солнечной энергии на освобожденных территориях. Компании из КНР также планируют создать в республике предприятия по выпуску оборудования и комплектующих для проектов ВИЭ. Транспорт и транзит – ключевые сферы сотрудничества Транспортно-логистические проекты Китая, нацеленные на создание бесшовного мультимодального транзитного коридора из Азии в Европу, сложно представить без участия Азербайджана, который играет роль моста между азиатскими производителями и европейскими потребителями. Так, Азербайджан является участником Транскаспийского международного коридора (Средний коридор/ТМТМ) и вместе с партнерами из стран Центральной Азии, Китая, Грузии и Европы ведет работу по синхронизации и модернизации транспортных путей, усовершенствованию грузоперевозок, а также привлечению новых грузов. При этом Азербайджан наладил с Китаем регулярные грузоперевозки по железной дороге. Так, в 2021 году состоялся запуск первого блок-поезда, состоящего из 50 контейнеров, из китайского Циндао в Баку. Затем, в 2022-м, Китай начал отправлять грузовые поезда из Сианя транзитом через Казахстан, Азербайджан и Грузию в Европу. А 24 ноября 2024 года ЗАО "Азербайджанские железные дороги" отправило первый реверсный экспортный блок-поезд Баку-Сиань, состоящий из 62 сорокафутовых контейнеров. В результате транзитные перевозки между странами заметно выросли – по итогам 2024-го их объем составил 378 тыс. тонн, что на 86% больше по сравнению с 2023 годом. Учитывая масштабные работы, которые Азербайджан проводит для расширения возможностей своей транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала, стоит ожидать, что в среднесрочной перспективе грузоперевозки по Среднему коридору, а также транспортно-логистическое сотрудничество Баку и Пекина вырастут в разы.
https://az.sputniknews.ru/20250422/vse-dorogi-vedut-v-kitay-prichiny-sblizheniya-baku-i-pekina-471069548.html
китай
сумгайыт
центральная азия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/09/02/458255708_80:0:1520:1080_1920x0_80_0_0_76fb6d28185015a2fa27e86b6cc24073.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, китай, шелковый путь, товарооборот, торговля, промышленность, сумгайыт, транскаспийский международный транспортный маршрут , железная дорога, грузоперевозки, центральная азия, инвестиции, транзит, зао "азербайджанские железные дороги", экономика, политика
азербайджан, китай, шелковый путь, товарооборот, торговля, промышленность, сумгайыт, транскаспийский международный транспортный маршрут , железная дорога, грузоперевозки, центральная азия, инвестиции, транзит, зао "азербайджанские железные дороги", экономика, политика
От высоких технологий до транспорта: на чем строится партнерство Баку и Пекина?
Китайский рынок очень важен для Баку с точки зрения наращивания экспорта азербайджанской ненефтяной продукции, и для увеличения поставок ведется комплексная работа.
БАКУ, 23 апр — Sputnik. Отношения Азербайджана и Китая в последние годы выросли с уровня торгово-экономического взаимодействия до стратегического партнерства, нацеленного на укрепление взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям экономики.
В частности, после коронавирусной пандемии 2020 года инициатива Китая по восстановлению исторического "Великого шелкового пути" приобрела особое значение из-за массовой отмены авиарейсов и увеличения грузооборота наземным транспортом. В этом смысле значение Азербайджана для Китая выросло в разы, так как Баку является активным участником транспортных маршрутов, инициированных КНР.
С другой стороны, роль Китая как важного поставщика товаров, в том числе высокотехнологичных, для азербайджанской экономики стала важной как с точки зрения борьбы с инфляцией, так и для развития ряда сфер экономики с использованием современных технологий.
Растущий товарооборот и инвестиции: достигнутые цифры не предел
После 2020 года товарооборот Азербайджана и Китая демонстрирует ежегодный рост. Так, по итогам января-февраля этого года объем торгового оборота между двумя странами составил $745,4 млн, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024-го.
Кроме того, по итогам 2024 года товарооборот АР и КНР вырос более чем на 20% и составил $3,744 млрд. При этом в прошлом году Китай стал главным импортером товаров на азербайджанский рынок, сместив с первой позиции Россию.
Важно отметить, что экспорт азербайджанской продукции на китайский рынок также заметно растет – по итогам января-февраля этого года поставки выросли более чем в пять раз, до почти $11 млн.
Азербайджанские производители экспортируют в Китай в основном нефтехимическую продукцию, а также аграрную и продовольствие. Китайский рынок для Азербайджана очень важен с точки зрения наращивания экспорта отечественной ненефтяной продукции, и для увеличения поставок ведется комплексная работа.
В частности, в рамках этой работы в ряде городов Китая открыты торговые и винные дома Азербайджана, а также проводятся выставки и форумы для демонстрации отечественной продукции китайским потребителям.
Китайские инвестиции в азербайджанской экономике
Вместе с тем, согласно данным, озвученным президентом Ильхамом Алиевым в интервью китайским СМИ, на сегодняшний день в Азербайджане зарегистрировано 375 компаний с китайским капиталом, из которых 298 ведут активную деятельность.
Китайские компании традиционно рассматривают Азербайджан как одно из приоритетных направлений капиталовложений, и в последние годы инвесторов из КНР все чаще привлекают такие сферы, как автомобилестроение, химическая промышленность, а также возобновляемые источники энергии.
Так, в мае этого года в Сумгайытском химическом промышленном парке ожидается запуск предприятия по производству электробусов китайской компании BYD. Предприятие, мощность которого составит 500 электробусов в год, первоначально на одной производственной линии осуществит сборку пяти автобусов.
В рамках деятельности в Азербайджане BYD также планирует с 2028 года наладить производство аккумуляторов для промышленного хранения энергии.
Кроме того, китайские компании проявляют интерес к проектам по развитию "зеленой энергии" в АР, в частности, выступают с инициативой создания мощностей солнечной энергии на освобожденных территориях.
Компании из КНР также планируют создать в республике предприятия по выпуску оборудования и комплектующих для проектов ВИЭ.
Транспорт и транзит – ключевые сферы сотрудничества
Транспортно-логистические проекты Китая, нацеленные на создание бесшовного мультимодального транзитного коридора из Азии в Европу, сложно представить без участия Азербайджана, который играет роль моста между азиатскими производителями и европейскими потребителями.
Так, Азербайджан является участником Транскаспийского международного коридора (Средний коридор/ТМТМ) и вместе с партнерами из стран Центральной Азии, Китая, Грузии и Европы ведет работу по синхронизации и модернизации транспортных путей, усовершенствованию грузоперевозок, а также привлечению новых грузов.
При этом Азербайджан наладил с Китаем регулярные грузоперевозки по железной дороге. Так, в 2021 году состоялся запуск первого блок-поезда, состоящего из 50 контейнеров, из китайского Циндао в Баку. Затем, в 2022-м, Китай начал отправлять грузовые поезда из Сианя транзитом через Казахстан, Азербайджан и Грузию в Европу.
А 24 ноября 2024 года ЗАО "Азербайджанские железные дороги" отправило первый реверсный экспортный блок-поезд Баку-Сиань, состоящий из 62 сорокафутовых контейнеров.
В результате транзитные перевозки между странами заметно выросли – по итогам 2024-го их объем составил 378 тыс. тонн, что на 86% больше по сравнению с 2023 годом.
Учитывая масштабные работы, которые Азербайджан проводит для расширения возможностей своей транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала, стоит ожидать, что в среднесрочной перспективе грузоперевозки по Среднему коридору, а также транспортно-логистическое сотрудничество Баку и Пекина вырастут в разы.