Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Сегодня и завтра азербайджанского автопрома

© Sputnik / Ramil Sitdikov / Перейти в фотобанкРабочие за сборкой автомобиля на производственной линии Московского автомобильного завода "Москвич"
Рабочие за сборкой автомобиля на производственной линии Московского автомобильного завода Москвич - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.04.2025
Подписаться
В целом за январь-февраль 2025 года в сферах производства машин и оборудования, других транспортных средств, автомобилей, прицепов и полуприцепов произведено продукции на 93,2 млн манатов.
БАКУ, 3 апр — Sputnik. По сведению Госкомстата Азербайджан за январь-февраль 2025 года произвел 467 легковых автомобилей, что на 18,6% или 107 автомобилей меньше показателя аналогичного периода 2024 года.
Кроме того, за два месяца число выпущенных тракторов сократилось на 30,4%, составив 78 единиц, грузовиков – на 91,9%, до 12 единиц.
Согласно данным, по состоянию на 1 марта 2025 года на складах предприятий находилось 172 автомобиля, 11 тракторов и 2 грузовика.
В целом за январь-февраль 2025 года в сферах производства машин и оборудования, других транспортных средств, автомобилей, прицепов и полуприцепов произведено продукции на 93,2 млн манатов. По сравнению с соответствующим периодом 2024 года производство автомобилей, прицепов и полуприцепов сократилось на 35,1%.
Снижение показателей можно объяснить тенденциями на рынке и слабым спросом в начале года. В то же время производство автомобилей крайне важно для азербайджанской экономики, поскольку обеспечивает возможность развития высокотехнологичного интегрированного производства с широкими кооперационными связями с зарубежными партнерами и с возможностью экспорта.
Согласно статистике, количество произведенных в 2024 году в Азербайджане легковых автомобилей составило 5 998 единиц, что на 55% больше, чем в 2023 году. За тот же период было выпущено 697 грузовых автомобилей.
Основные центры производства автомобилей в Азербайджане расположены в Гаджигабульском индустриальном парке и Нефтчалинском промышленном районе. Если в Гаджигабуле было произведено 3761 автомобиль на сумму 107,5 миллиона манатов, то в Нефтчале - 2182 автомобиля, стоимость которых составила 54,65 миллиона манатов. Всего в 2018-2024 годах в промышленных зонах было произведено автомобилей на сумму 442,5 миллиона манатов.
В настоящее время в Гаджигабульском индустриальном парке строится автомобильный завод – совместное производство с компанией "УзАвтоСаноат". Согласно планам, на заводе будут осуществляться сварка, покраска и сборка кузовов легковых автомобилей. Здесь будет использован ряд технологических новинок.
В целом заводы в Гаджигабульском индустриальном парке и Нефтчалинском промышленном районе имеют мощность по производству 15 тысяч автомобилей в год. На них осуществляется производство грузовых автомобилей и автобусов марки ISUZU, а также легковых автомобилей марки Chevrolet.
В последние годы наблюдается и рост интереса к продукции, производимой в индустриальных парках. Если сравнить показатели 2018 года с показателями 2024 года, то рост произошел более чем в 8 раз.
По сведениям специалистов на данный момент экспорт легковых автомобилей весьма скромный немногим более 500 автомобилей, но реализацией планов по строительству дополнительных мощностей, экспортный потенциал автомобильной отрасли в Азербайджане возрастет.

Планы на будущее

Среди планов по локализации производства автомобилей в Азербайджане заслуживает внимание планируемая закладка фундамента предприятия по сборке автомобилей ГАЗ.
Предприятие также будет базироваться в промышленном квартале, расположенном в Гаджигабульском районе.
На предприятии будут собираться легкие коммерческие автомобили "ГАЗель NEXT" и "ГАЗель БИЗНЕС", а также среднетоннажные грузовики "ГАЗон NEXT".
На основе базовых моделей автомобилей ГАЗ в дальнейшем планируется организовать производство различных вариантов специальной техники, в том числе автомобилей для муниципальных служб, машин скорой медицинской помощи и школьных микроавтобусов. Ежегодно предприятие будет производить до одной тысячи коммерческих автомобилей.
Важно отметить, что данное производство позволит обеспечить потребности коммунальных служб и на освобожденных территориях. Причем логистика поставок комплектующих их приемлемая цена позволит сэкономить значительные средства, что особенно важно в условиях растущих расходов на формирование производственной и социальной инфраструктуры в освобожденных районах. В прежние годы Азербайджану приходилось завозить дорогостоящие транспортные средства из-за рубежа, в ом числе и из Европы, однако кризис автомобильной отрасли в ЕС, рост стоимости автомобилей, делает продолжение этого процесса крайне невыгодным.
Меморандум о создании сборочного производства автомобилей ГАЗ в Азербайджане был подписан Горьковским автомобильным заводом и компанией AzerMash еще в апреле 2018 года в Баку.
Говоря о перспективных проектах в автомобильной отрасли, нельзя не отметить проект китайской компании BYD Co Ltd по производство электробусов в Азербайджане в 2025 году. Проект реализуется при сотрудничестве с ОАО «Азербайджанская инвестиционная компания» с целью обновить автобусный парк страны за счет местного производства.
BYD Co Ltd была избрана среди ведущих 9 китайских, российских и венгерских компаний, специализирующихся в этой области.
На этот раз местом сборки автобусов станет Сумгайытский химический промышленный парк. Годовой объем производства с учетом внутреннего спроса и экспортных возможностей составит 500 единиц.
Китайская компания намерена первоначально инвестировать 34 млн долларов США в данный проект. На третий год с начала производства компания планирует также локализовать производство запасных частей для электробусов.
Цели Азербайджана по созданию собственной базы для производства автомобилей согласуются с программами по развитию производства в ненефтяной сфере, уменьшения зависимости от импорта автомобилей, что может повлиять на экономическую безопасность.
Кроме того, развитие отрасли создает условия для промышленной кооперации со странами-партнерами, укрепляет экономический потенциал, а также роль и место страны в региональном разделении труда. Месторасположение Азербайджана позволяет ориентироваться на реализацию долгосрочных маркетинговых схем по экспорту продукции на ближние рынки, что делает страну привлекательной для иностранных инвесторов.
В то же время относительно высокая стоимость производимых в стране автомобилей, существующие проблемы с качеством, а также многолетние поведенческие нормы, ориентирующие потребителей на иностранных автопроизводителей, все еще выступают в качестве основного препятствия для развития продаж на внутреннем рынке.
Грузовик MAN, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 22.10.2024
Новости
В Азербайджане планируют наладить производство продукции мирового автогиганта MAN
Лента новостей
0