https://az.sputniknews.ru/20250213/podvizhki-po-mtk-sever-yug-kogda-ozhidat-soglasheniya-po-uchastku-resht-astara-470525056.html
Подвижки по МТК "Север-Юг": когда ожидать соглашения по участку Решт-Астара
Подвижки по МТК "Север-Юг": когда ожидать соглашения по участку Решт-Астара
Sputnik Азербайджан
В минувший вторник президент Ильхам Алиев утвердил Соглашение о сотрудничестве между правительствами Азербайджана и РФ для развития транзитных грузоперевозок... 13.02.2025, Sputnik Азербайджан
2025-02-13T10:00+0400
2025-02-13T10:00+0400
2025-02-13T10:00+0400
аналитика
азербайджан
россия
ильхам алиев
экономика
логистика
транспорт
грузоперевозки
международный транспортный коридор "север-юг"
астара-решт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/0c/13/469512915_0:208:3084:1943_1920x0_80_0_0_0be73721822c9dda5df3509f45e60545.jpg
БАКУ, 13 фев — Sputnik. Международный транспортный коридор "Север-Юг", частично работающий по трем веткам – западной, транскаспийской и восточной, по ряду причин не может выйти на полную загрузку. В частности, на западной ветке, которая проходит через Азербайджан, существует такая проблема, как отсутствие непрерывной железной дороги из-за недостающего участка Решт-Астара на иранской территории. При этом договоренность о строительстве этого участка между сторонами проекта есть, и Россия даже взяла на себя значительную часть финансирование – 1,3 млрд евро из запланированных 1,6 млрд. Вопрос развития МТК "Север-Юг" сегодня стоит на повестке стран-участниц и в двусторонних переговорах – в ходе визита помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева в Иран с официальными лицами страны обсуждался и этот важный для стран региона коридор. Кроме того, в минувший вторник президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил "Соглашение о сотрудничестве между правительством Азербайджанской Республики и правительством Российской Федерации для развития транзитных грузоперевозок по международному транспортному коридору "Север-Юг", которое было подписано 21 декабря прошлого года. Позитивные сдвиги по "Север-Юг" По проекту "Север-Юг", безусловно, наблюдаются позитивные сдвиги, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев. При этом, отметил эксперт, в вопросе строительства этого участка проблема была не только техническая – был комплекс взаимосвязанных проблем. Так, добавил Караваев, среди них - и политические сложности, связанные с тем, что было совершенно непонятно, как бы отреагировала администрация Трампа на этот проект в связи с планируемыми действиями против Ирана, и огромным количеством санкций и прочих ограничений на деятельность с Россией третьих стран. При этом, отметил он, очевидно, что у всех трех стран есть политическая воля для того, чтобы начать строительство участка Решт-Астара и развивать "Север-Юг". "Но был и ряд ограничений. Но последние из них, как я понимаю, между Азербайджаном и Ираном были сняты после визита помощника президента АР Хикмета Гаджиева в исламскую республику в начале февраля. Это был такой большой визит в Тегеран, где он встретился с политическим руководством страны, в том числе с президентом Ирана. Наверное, это был четкий сигнал, что проблема с окончательным подписанием соглашения о строительстве Решт-Астара сдвинулась с места. На линии взаимодействия России и Азербайджана все вообще складывалось как нельзя удачно", - сказал Караваев. По словам эксперта, в этом вопросе все бы складывалось хорошо, если бы не инцидент со сбитым самолетом AZAL и "цепочка странных реакций на разном уровне, которые привели к охлаждению российско-азербайджанских отношений". И, несмотря даже на это, все-таки есть политическая воля на преодоление разногласий, отметил он. Технические проблемы "Север-Юг" Эксперт напомнил, что в этом месяце стало известно, что Азербайджан, Иран и РФ планируют подписать соглашение о строительстве Решт-Астара в ближайшие недели – до конца февраля или в начале марта. "Кроме политических вопросов, которые, в общем-то, постоянно усложняются, в том числе инцидентами и непредсказуемой реакцией американской администрации, есть и чисто технические моменты, которые тормозят строительство участка железной дороги", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан. Так, добавил он, даже если бы не было политических проблем, чисто технических, организационных и коммерческих большое количество. Например, сказал эксперт, пока иранская сторона не представит план выкупа земли по маршруту Решт-Астара, подписание может и не состояться. Он отметил, что российская сторона требует график выкупа. Соответственно, со стороны Ирана должны быть выделены средства, чтобы данный процесс пошел, потому что это один из существенных моментов, который тормозил развитие проекта. "Если резюмировать, скажу так: мы пока не можем говорить о выходе на подписание этого соглашения практически до самого последнего дня, пока не будет объявлена дата встречи с непосредственным анонсированием подписания документа. Поэтому до последнего остаются вопросы, в том числе связанные с возможностью использования каких-то альтернативных участков при строительстве дороги", - отметил эксперт. Так, например, добавил Караваев, в последнем докладе банка ВТБ предлагается соединение азербайджанской и иранской дорог через азербайджанский район Имишли. Заход на территорию Ирана и прокладка этой железнодорожной линии в обход Решт-Астара тоже не теряет актуальности, считает Караваев.
https://az.sputniknews.ru/20250212/novyy-etap-v-proekte-sever-yug-470523434.html
иран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/0c/13/469512915_353:0:3084:2048_1920x0_80_0_0_9b47252437f434a171b225067beed878.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, россия, ильхам алиев, экономика, логистика, транспорт, грузоперевозки, международный транспортный коридор "север-юг", астара-решт, иран
азербайджан, россия, ильхам алиев, экономика, логистика, транспорт, грузоперевозки, международный транспортный коридор "север-юг", астара-решт, иран
Подвижки по МТК "Север-Юг": когда ожидать соглашения по участку Решт-Астара
В минувший вторник президент Ильхам Алиев утвердил Соглашение о сотрудничестве между правительствами Азербайджана и РФ для развития транзитных грузоперевозок по МТК "Север-Юг".
БАКУ, 13 фев — Sputnik. Международный транспортный коридор "Север-Юг", частично работающий по трем веткам – западной, транскаспийской и восточной, по ряду причин не может выйти на полную загрузку. В частности, на западной ветке, которая проходит через Азербайджан, существует такая проблема, как отсутствие непрерывной железной дороги из-за недостающего участка Решт-Астара на иранской территории.
При этом договоренность о строительстве этого участка между сторонами проекта есть, и Россия даже взяла на себя значительную часть финансирование – 1,3 млрд евро из запланированных 1,6 млрд.
Вопрос развития МТК "Север-Юг" сегодня стоит на повестке стран-участниц и в двусторонних переговорах – в ходе визита помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева в Иран с официальными лицами страны обсуждался и этот важный для стран региона коридор.
Кроме того, в минувший вторник президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил "Соглашение о сотрудничестве между правительством Азербайджанской Республики и правительством Российской Федерации для развития транзитных грузоперевозок по международному транспортному коридору "Север-Юг", которое было подписано 21 декабря прошлого года.
Позитивные сдвиги по "Север-Юг"
По проекту "Север-Юг", безусловно, наблюдаются позитивные сдвиги, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.
"Пока можно говорить о том, что в политической плоскости есть заметная предварительная работа, которая должна подготовить стороны к снятию политических ограничений для трехсторонней встречи министров транспорта, на которой планируется подписать соглашение по строительству Решт-Астара", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.
При этом, отметил эксперт, в вопросе строительства этого участка проблема была не только техническая – был комплекс взаимосвязанных проблем. Так, добавил Караваев, среди них - и политические сложности, связанные с тем, что было совершенно непонятно, как бы отреагировала администрация Трампа на этот проект в связи с планируемыми действиями против Ирана, и огромным количеством санкций и прочих ограничений на деятельность с Россией третьих стран.
"Поэтому, например, для Азербайджана, думаю, было сложно до конца понять, как действовать именно в период между окончанием деятельности предыдущей администрации США и началом работы администрации Трампа", - сказал эксперт.
При этом, отметил он, очевидно, что у всех трех стран есть политическая воля для того, чтобы начать строительство участка Решт-Астара и развивать "Север-Юг".
"Но был и ряд ограничений. Но последние из них, как я понимаю, между Азербайджаном и Ираном были сняты после визита помощника президента АР Хикмета Гаджиева в исламскую республику в начале февраля. Это был такой большой визит в Тегеран, где он встретился с политическим руководством страны, в том числе с президентом Ирана. Наверное, это был четкий сигнал, что проблема с окончательным подписанием соглашения о строительстве Решт-Астара сдвинулась с места. На линии взаимодействия России и Азербайджана все вообще складывалось как нельзя удачно", - сказал Караваев.
По словам эксперта, в этом вопросе все бы складывалось хорошо, если бы не инцидент со сбитым самолетом AZAL и "цепочка странных реакций на разном уровне, которые привели к охлаждению российско-азербайджанских отношений". И, несмотря даже на это, все-таки есть политическая воля на преодоление разногласий, отметил он.
"В связи с этим заметный сигнал был буквально на днях – это встреча губернатора Астраханской области РФ Игоря Бабушкина с послом Азербайджана в России Рахманом Мустафаевым", - отметил Караваев.
Технические проблемы "Север-Юг"
Эксперт напомнил, что в этом месяце стало известно, что Азербайджан, Иран и РФ планируют подписать соглашение о строительстве Решт-Астара в ближайшие недели – до конца февраля или в начале марта.
"Кроме политических вопросов, которые, в общем-то, постоянно усложняются, в том числе инцидентами и непредсказуемой реакцией американской администрации, есть и чисто технические моменты, которые тормозят строительство участка железной дороги", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Так, добавил он, даже если бы не было политических проблем, чисто технических, организационных и коммерческих большое количество. Например, сказал эксперт, пока иранская сторона не представит план выкупа земли по маршруту Решт-Астара, подписание может и не состояться.
"Либо они каким-то образом эту тему запротоколируют отдельно, потому что я точно знаю, что проблема заключалась в том, что не выкуплена земля по маршруту, где должна проходить линия Решт-Астара", - сказал Караваев.
Он отметил, что российская сторона требует график выкупа. Соответственно, со стороны Ирана должны быть выделены средства, чтобы данный процесс пошел, потому что это один из существенных моментов, который тормозил развитие проекта.
"Если резюмировать, скажу так: мы пока не можем говорить о выходе на подписание этого соглашения практически до самого последнего дня, пока не будет объявлена дата встречи с непосредственным анонсированием подписания документа. Поэтому до последнего остаются вопросы, в том числе связанные с возможностью использования каких-то альтернативных участков при строительстве дороги", - отметил эксперт.
Так, например, добавил Караваев, в последнем докладе банка ВТБ предлагается соединение азербайджанской и иранской дорог через азербайджанский район Имишли. Заход на территорию Ирана и прокладка этой железнодорожной линии в обход Решт-Астара тоже не теряет актуальности, считает Караваев.