Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Тарлан Расулов: роль мигранта я примерил на себя впервые

© Photo : courtesty of Tarlan RasulovИзвестный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Подписаться
Азербайджанский режиссер уверен, что любая трудность на пути – признак того, что ты все ближе к заветному результату.
БАКУ, 29 янв — Sputnik. Известный азербайджанский режиссер и педагог Тарлан Расулов в интервью Sputnik Азербайджан рассказал о переезде в Россию, личной жизни, театре dOM, реализованных проектах и планах на будущее, диаспоре и проблемах культуры.
- Хотелось бы начать с такого вопроса: почему вы решили переехать в Россию?
- Помните, Вершинин в "Трех сестрах" говорит: "Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая - начисто!" Вот у меня ровно так и получилось. Теперь – начисто и вам в интервью – начистоту… Как пелось в старой песне: "Любовь одна виновата…" Я впервые в жизни ощутил и прочувствовал то, что большинству кажется художественным преувеличением, романтической мечтой или темой для поэтов и художников. Ответственно заявляю: любовь существует.
Я ее встретил, а вместе с ней обрел и вдохновение, и дыхание, и стимул жить и творить. Такой вот бонус свыше. Мою любовь и музу зовут Эмилия. Она известный критик, автор, продюсер, и, хотя она моложе меня, многое видит точнее. Этой мой личный рентген, и я часто шучу, что, помимо творчества, она могла бы подрабатывать в Следственном комитете. В прошлом году состоялся мой официальный развод, и с этого момента можно вести отсчет моей новой жизни. Не такой новой, которую мы часто обещаем себе начать "с понедельника", а подлинно новой – новые семья, страна, проекты, быт, стиль, проблемы и радости.
© Photo : courtesty of Tarlan RasulovИзвестный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Этот год для меня очень важен. Моему отцу, актеру, вокалисту и педагогу Агшину Расулову исполнилось бы 95 лет. Он пережил не один развод, пока не нашел настоящую любовь - мою маму, с которой прожил до конца своих дней. Невзирая на порядки той эпохи, он хорошо понимал, что жизнь одна и человек имеет право на счастье. Я это понял с большим опозданием, но лучше поздно, чем никогда. Когда я объявил о разводе, я еще не знал, как сложится моя жизнь в Москве, как меня примут и прочее, но я так больше не мог. Длить взаимную муку и вялотекущее существование двух посторонних людей нет смысла. Цена этого притворства велика. Цена – жизнь. Я учил и учу студентов не лгать со сцены, нельзя делать этого и за ее пределами, нельзя жить во лжи и несчастье.
Пришел день, когда я кожей ощутил, что еще немного - и я просто загнусь в этой атмосфере. Собрал два чемодана, одежду, отцовские дневники и книги, купил билет до Москвы и только из аэропорта позвонил Эмилии, чтобы встречала. В аэропорту, увидев ее, осознал, что не уехал из дома, а вернулся домой. Прошло восемь месяцев, а чувство это только утвердилось во мне.
- Не трудно ли было начинать новую жизнь, да к тому же с нуля, в новой стране?
- Не с нуля даже, а с минуса. Люди, которых принято называть близкими, сделали мой отъезд максимально невыносимым. После прилета, я спал больше суток, был изможден. А потом проснулся, и вместо объяснений и воспоминаний мы с Эмилией принялись организовывать мой кабинет. Знаете, дом, куда раньше я приезжал как гость, сразу меня принял. Я это понял, когда в первые дни случайно нашел в книжных стеллажах антикварные курительные трубки. В семье Эмилии никто трубку не курил. Потом оказалось, что эти трубки преподнесли когда-то ее прадеду, известному разведчику. И вот они лежали и ждали. Как оказалось, меня. Но одарил меня новый дом не только этим, а прежде всего заботой и вниманием.
Не подумайте, однако, что я хочу нарисовать благостную картину моего переезда. Все было очень и очень непросто. Сложности остаются и по сей день, но все преодолимо, ведь рядом со мной любимые и любящие люди, которые сделали и делают все, чтобы я ни дня не чувствовал себя чужаком в новых предлагаемых судьбой обстоятельствах.
На семейном совете мы решаем вопросы из категории "как жить" и всегда приходим к неизменному выводу – "счастливо!" Идейный вдохновитель – моя жена, стратег – я, тяжелая артиллерия – тесть, а драйвер и ураган – моя теща. Это тема для отдельного разговора, потому что она совершенно уникальный человек. Тоже Дева, как и я, но еще и Огненная Лошадь. Когда мы собираемся за одним столом, я всегда жалею, что не ведется съемка, потому что все это напоминает театральный капустник самой высокой марки.
© Photo : courtesty of Tarlan RasulovИзвестный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
- С какими трудностями столкнулись в новой жизни?
- Их вагон и маленькая тележка. Большинство трудностей касается бюрократических миграционных вопросов. К сожалению, российское законодательство, в отличие от культуры и традиций страны, не столь гостеприимно. Жизнь подбрасывала мне много разных ролей – от актера до директора театра, от завлита до худрука, но роль мигранта я примерил на себя впервые. Роль эта трудна, но ворчать и гневить судьбу не стану. Мне не пришлось менять профессию, я занимаюсь тем, чем занимался в Азербайджане, – театром, преподаванием, продюсированием, только на новом уровне. Это касается и уровня проектов, и уровня аудитории, и уровня отдачи и обратной связи.
В Москве планка выше, требования и конкуренция жестче, и мне, как человеку новому, нужно отвоевывать свое право на творчество. Я должен делать свое дело не просто на отлично, а на голову выше остальных. Местных "отличников" хватает, и Москва, и сфера театра, в частности, требуют индивидуальности, непохожести и самоотдачи. Здесь никто никого не ждет, никто никому не рад на профессиональном поприще, и это нормально. Здесь бешеный ритм и динамика жизни, но как же я истосковался по такому темпу! Мне комфортно в этой гонке и суете. Мастер-классы, репетиции, мозговые штурмы, монтаж, – когда любишь дело, когда о тебе заботятся, когда рядом единомышленники, а опции "сдаться" нет, то приходит понимание, что любая трудность на пути – сигнал того, что ты все ближе к заветному результату.
Я живу в самом центре и засыпаю под гул и звуки мегаполиса. Москва не спит, а мне удается урвать пять-шесть часов на сон. Впрочем, отдых, как говорится, это смена занятий и смена "картинки". Я много езжу и летаю. Впервые побывал в Узбекистане, Ингушетии, Ставропольском крае, Чечне, Брянской области… Вы удивитесь, но я впервые за двадцать с лишним лет побывал в отпуске. То есть я узнал, что означает глагол "отдыхать", и как это делается. Вообще, многое узнал и попробовал впервые. Впервые встал на лед и сразу как режиссер ледового шоу на главном катке Москвы. Впервые прошелся по гвоздям, стрелял из лука (все живы!), играл в баскетбол (наша команда победила) и взял в руки гитару… В мои годы обычно ощущаешь, что идут повторы, но оказалось, что мир богат, открыт, интересен и полон приятных сюрпризов, если рядом правильный человек, с которым и самому хочется быть лучше.
- Вы являетесь основателем первого и единственного в Азербайджане интерактивного театра dOM. Что сейчас будет с ним?
- Секрет живучести театра dOM в том, что он не привязан к конкретному пространству и команде. Это театр вне театра. Театр, о котором я писал в своем манифесте, который оказался незамеченным в Азербайджане, но вызвал интерес в других странах. dOM – это прежде всего идея театра, особая техника актерского существования, принципы создания спектаклей, которые всегда больше, чем просто зрелище. И сегодня dOM путешествует со мной, гордо неся знамя Азербайджана. О кейсах театра dOM я рассказываю на своих лекциях и мастер-классах, и для меня важно, что российская или, например, венгерская публика узнает об этом проекте.
dOM – адепт живого театра, а живой театр не знает границ и не имеет трудностей перевода. Российские, азербайджанские, итальянские или иные актеры, профессионалы или любители, на сцене или в пространстве без кулис и кресел – под сенью театра dOM будет, надеюсь, немало интересных публике задумок. Молю лишь о том, чтобы хватило здоровья и сил воплотить задуманное.
- Как вы считаете, какие изменения необходимы азербайджанским театрам?
- Изменения нужны, прежде всего, в театральном мышлении. Азербайджанским театральным деятелям нужно трезво оценить себя и обратиться сначала к истории театра, а затем ко дню сегодняшнему, сравнив что было и что стало. В этом могли бы помочь театроведы и театральные критики, но их у нас нет. Публиковать суждения о спектаклях, имея скудный кругозор и боясь обидеть коллег, – это не значит быть критиком. Знаете, какая самая популярная закулисная присказка в Азербайджане, которая звучит при попытке начать разговор о новых формах, театральных инновациях, новых приемах? "Плавали! Знаем!" Пока это "знайство", порождающее "зазнайство", будет доминировать, наш театр так и не засверкает на мировом небосводе, а мы провинциально будем радоваться дипломам на каких-то затрапезных, никому не известных фестивалях и возводить это в степень.
© Photo : courtesty of Tarlan RasulovИзвестный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
То, что сегодня в Азербайджане продается под ярлыками "впервые" и "только у нас" – это театральные эксперименты 1970-х годов в лучшем случае. Может быть, поэтому театральной культуры как таковой у нас не сложилось, в отличие, например, от наших соседей из Грузии. Дело отнюдь не в недостатке финансирования или каких-то препонах, дело в том, что даже у молодых режиссеров и актеров театральное мышление стариков. Принято следить за обновлениями на смартфонах, но куда важнее постоянно обновлять себя, свой багаж знаний, инструментарий. А еще нужно уметь подавлять собственное эго и интересоваться тем, что происходит в других странах и культурах. Для этого даже не надо выезжать за пределы страны, все сегодня можно найти в интернете, было бы желание. Желания менять прошивку я за годы работы в Азербайджане не наблюдал, но, как говорилось в чеховской пьесе, (этот год юбилейный для Антона Павловича, поэтому тянет его цитировать), "Я верую, дядя, я верую…".
- По вашему мнению, что сейчас интересно современным зрителям, какие постановки?
- Этого не знают даже сами зрители. Если бы кто-то отыскал ключ к этому знанию, то специально для него придумали бы Нобелевскую премию в области театра. В Москве я несколько раз в неделю хожу в театр, чтобы уловить местное театральное дыхание. Не все спектакли мне нравятся, но я всегда обращаю внимание на реакцию зала. В Азербайджане публика очень добра и любую поделку принимает стоячими овациями (это, кстати, очень вредит режиссерам, которые воспринимают это как справедливую оценку своих дарований). В Москве все иначе. И из зала с грохотом уходят, и комментарий могут бросить на прощание, и "закашлять" спектакль, и хлопать так, что лучше бы не надо, а то и молча демонстративно сидеть с каменными лицами. Здесь планка выше, и люди, как говорит моя супруга, сознают, что платят за спектакль дважды – деньгами и временем жизни. При этом публике нравятся очень разные постановки, полярные.
В Москве цветут все цветы: от масштабных разудалых спектаклей до камерных интимных постановок, от комедий до социальных драм. Никто никогда не знает, что "выстрелит". Но в этом и риск, и азарт, и высокая ответственность театральных деятелей.
Нашему интервью предшествовал мой поход на прогон одного спектакля, который очень ждали в Москве. Намеренно не говорю название, и вы сейчас поймете почему. Прогон "для пап и мам" был, как водится, сырой, но публика бодро аплодировала, кричала браво и прочее. Режиссер, которая наблюдала за всем происходящим, верно уловила множество огрехов и ошибок, и потому, выйдя на поклоны, она прошла очень недовольная прежде всего собой из левой кулисы в правую. И больше не появлялась. И для меня это очень хорошая характеристика профессионала. Я понимаю, что она доведет спектакль до требуемого уровня. Недовольство собой, только не кокетливое, а мотивирующее – необходимое качество для человека, берущего право говорить со сцены.
- Какие свои идеи вам уже удалось реализовать в России, над чем сейчас работаете и нет ли в планах вернуться обратно в Азербайджан?
- Как учит военная наука, не надо делиться планами, ибо они могут быть выкрадены неприятелями. А если серьезно, то я суеверен, ибо тот факт, что с момента переезда у меня не было творческого простоя, это просто чудо. Я работаю над несколькими проектами одновременно, и это счастье. Надеюсь, что мы еще поговорим с вами об их результатах. А пока, как говорится, следите за анонсами.
Как режиссер я поставил ледовое шоу на ВДНХ. Это было, мягко говоря, непросто, ибо до сей поры я никогда даже не видел ледовый каток. А тут олимпийские фигуристы, огромные белые медведи (разумеется, ненастоящие), концертные номера и дивертисменты. Все это надо было собрать, увязать, выстроить, и мне это, к счастью, удалось. Настолько, что в день последнего показа я сам решился встать на лед.
© Photo : courtesty of Tarlan RasulovИзвестный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Известный азербайджанский режиссёр и педагог Тарлан Расулов
Преподавание – тоже важное для меня дело, которое мне не хотелось бросать. Я активно выступаю с мастер-классами по своей авторской методике. Мой российский дебют состоялся на площадке фестиваля авторской песни в Брянской области, в приграничной зоне, где песни и нормальную жизнь людей нарушает сирена. Эта поездка произвела на меня сильное впечатление и с человеческой, и с культурной точек зрения. Не все самое яркое и талантливое живет в столице, как думают многие. Мне было важно проверить себя и свои наработки – пригодятся ли они для совершенно новой публики. Оказалось – да, хотя многое приходилось адаптировать по ходу действа, импровизировать и прочее.
Еще одним важным достижением стало для меня приглашение в качестве эксперта в президентский образовательный кластер "Сенеж", в Мастерскую управления. Это огромный город в городе, куда попадают лучшие участники со всей России, управленцы, госслужащие высокого ранга, активисты, волонтеры, творческие предприниматели, словом, очень пестрая, но хваткая, амбициозная и хорошо подкованная публика. Жесткий отбор проходят и эксперты, а пройдя его, ждут оценок от аудитории за свои выступления. Не сочтите за бахвальство, но я был горд оказаться единственным представителем Азербайджана, преподающим там. Родину не посрамил. Для меня важно, так или иначе, знакомить публику с азербайджанской культурой, ее наследием и современностью. Где бы я ни был, я остаюсь азербайджанским режиссером.
Мне очень хочется внести свой вклад во взаимообогащение культур Азербайджана и России, чтобы наши народы успешно преодолевали взаимные стереотипы друг о друге. Сегодня это особенно важно. Азербайджан и Россия ближе, чем кажется. Нас объединяет не сиюминутное, а многовековое. Мы спаяны общими радостями и бедами. В год 80-летия великой Победы нельзя не вспомнить об этом. Это понимаю не только я, но и люди, которые являются флагманами и послами культуры Азербайджана в России. И понимание это не на словах, оно деятельное.
Знаете, любое интервью всегда несет окрас самолюбования, такой уж жанр, но для меня это всегда повод сказать спасибо. Восемь месяцев в Москве и общение с представителями диаспоры дали мне точное понимание, что если бы не представительства Фонда Гейдара Алиева в России и лично Тамилла Ахмедова, то восприятие нашей страны ограничивалось бы для многих россиян плодово-ягодным контекстом… Тамилла ханум не только человек высокой культуры и вкуса, но, как это называлось в иные времена, – "человек эпохи Возрождения" и блестящий организатор. Я наблюдал это, будучи приглашенным на некоторые мероприятия в посольство нашей страны, команда которого, имея множество задач и миссий, не забывает и о культуре. Я ведь никогда не знал, что такое диаспора и каковы оттенки и особенности этого понятия. Благодаря таким подвижникам, людям не только профессиональным, но и небезразличным, Азербайджан предстает во всей своей красе и многообразии. Нам есть чем гордиться, но мы зачастую не умеем правильно преподнести себя и свои достижения. Надеюсь, ситуация будет меняться.
Буду рад способствовать этому и своими проектами, в каждом из которых неизменно присутствует искра Страны огней. Это и есть мое вечное возвращение на Родину, с которой мы не покинули друг друга. Забавно, но получилось так, что надо было уехать из Баку, чтобы получить приглашения вернуться туда работать. Этакий лайфхак. Единственное, что сегодня мешает мне приехать в Баку, это московская занятость. Буду рад возвращаться сюда, работать и отдыхать, вдохновляться и творить. Здесь мой отчий дом – квартира родителей, здесь могилы родных и близких, здесь моя дочь, дорогие сердцу люди, "места силы", кафешки и знакомый шеф, который готовит лучший джыз-быз в мире. И потом - я еще в стольких местах не побывал в Азербайджане, столько не увидел, что не могу поставить точку. Ставлю многоточие, а значит, как говорилось в "Весне на Заречной", многое еще осталось впереди.
© Photo : courtesy of Tarlan RasulovТарлан Расулов
Тарлан Расулов  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2025
Тарлан Расулов

О режиссере

Тарлан Расулов – театральный режиссер, основатель первого в Азербайджане интерактивного театра dOM, переводчик, драматург, продюсер кино и телевидения, приглашенный эксперт президентской образовательной платформы "Мастерская управления "Сенеж", национальный эксперт международной культурно-образовательной платформы EU4Culture.
Он также резидент литературного кластера "Переделкино" и Дома писателя Латвии (г.Вентспилс), директор Культурного центра Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, руководитель лаборатории экспериментального театра при Союзе театральных деятелей АР.
Автор метода спонтанной актерской игры, также автор и режиссер социально-театральных проектов, созданных при поддержке ЮНИСЕФ, УВКБ ООН, Института Гёте, Британского совета и др. Расулов член Союза театральных деятелей Азербайджана, член Европейской сети переводов драмы EURODRAM, член Восточноевропейской платформы исполнительских искусств, член Гильдии профессиональных кинорежиссеров Азербайджана. Он также участник и лауреат международных театральных фестивалей, эксперт и спикер зарубежных форумов и конференций.
Лента новостей
0