Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Полмира в обхват: что получится от объединения Севморпути и МТК "Север-Юг"

© Sputnik / Валерий Мельников / Перейти в фотобанкАтомный ледокол "Ямал"
Атомный ледокол Ямал - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.11.2024
Подписаться
Планируется интеграция МТК "Север-Юг" с Северным морским путем, что приведет к значительному увеличению объема грузоперевозок по обоим маршрутам.
БАКУ, 1 ноя — Sputnik. Вопросы развития транспортных коридоров и взаимная интеграция этих проектов сегодня как никогда актуальны для стран, так как только те логистические маршруты, которые имеют выход на другие коридоры или морские порты, перспективны с точки зрения использования.
Интеграция транспортных коридоров также важная для создания бесшовного логистического пространства, которое позволяет выходить на более перспективные рынки сбыта.
Для одного из важнейших транспортных маршрутов региона – международного транспортного коридора "Север-Юг" - также важно его интегрирование с другими проектами, например, с Северным морским путем (Севморпуть/СМП).
Так, во время визита в ОАЭ 29 октября секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу заявил, что планируется интеграция МТК "Север-Юг" с Северным морским путем, что приведет к значительному увеличению объемов грузоперевозок по обоим маршрутам.

Севморпуть становится популярным

Севморпуть сегодня находится в центре внимания международных грузоперевозчиков из-за необходимости искать альтернативные морские пути поставок ввиду рисков, которым подвергаются суда в Красном море и Аденском заливе из-за атак хуситов.
Если раньше Севморпутем пользовались только российские компании и частично китайские, то уже больше года через данный маршрут поставляются товары и из других стран. В августе этого года , например, стало известно, что Азербайджан также начал осваивать маршрут.
Согласно информации LSEG (оператор Лондонской фондовой биржи), нефтяной танкер, принадлежащий компании из Азербайджана, впервые в истории проследовал по Севморпути в Китай. Танкер Prisma, построенный в 2005 году, имеет класс ICE 1C, что позволило ему проходить по СМП с ледокольной поддержкой.
Кроме того, согласно иностранным изданиям, Севморпутем могут начать пользоваться и некоторые западные грузоперевозчики, которые из-за блокировки Красного моря вынуждены искать альтернативные маршруты. Так, согласно изданию Foreign Police, растущие расходы и страх подвергнуться атакам хуситов побудили некоторых грузоотправителей рассматривать Севморпуть как альтернативу, тем боле что таяние льдов позволяет все дольше использовать данный маршрут, который традиционно был открыт только в период с июня по октябрь.

Короче и безопаснее

Понимая растущую роль Севморпути в международных грузоперевозках, Россия начала работы по расширению и развитию этого маршрута. Так, в мае этого года Россия и Китай приняли решение о создании совместной подкомиссии по развитию Севморпути, в задачи которой входит развитие инфраструктуры по маршруту проекта.
Следует отметить, что маршрут из Европы в Азию по Севморпути, в отличие от аналогичного маршрута через Суэцкий канал и Красное море, является более коротким - 13 тыс. км против 22 тыс. км. В нынешних условиях несомненным плюсом СМП также является его безопасность.
В итоге грузоперевозки в прошлом году по Севморпути выросли до рекордных 36,2 млн тонн против 31 млн тонн по итогам 2019-го. В России ожидают, что перевозки через СМП вырастут в этом году еще на 11% – до 40 млн тонн.
При этом рост транзитных перевозок через Севморпуть в этом году может составить до 40%, что является показателем роста интереса международных перевозчиков к данному маршруту.
Что касается грузов, которые преимущественно перевозятся по СМП, то это в основные жидкие углеводороды. Так, за весь прошлый год на сжиженный природный газ (СПГ) пришлось больше половины перевезенных через Севморпуть грузов.

Связать СМП с "Север-Юг"

Вместе с СМП Россия в партнерстве со странами-участницами также активно развивает МТК "Север-Юг", причем сразу три ветки этого маршрута – западную (через территорию Азербайджана и Ирана), транскаспийскую (по Каспийскому морю через порты РФ и Ирана), а также восточную (через территорию Казахстана, Туркменистана и ИРИ).
Объединение двух маршрутов действительно открывает перед проектами колоссальные возможности. Так, "Север-Юг" в перспективе может связать Севморпуть с Индийским океаном и портами в Персидском заливе. В свою очередь, Севморпуть может обеспечить участникам "Север-Юг" более быстрый и альтернативный выход на дальневосточные рынки.
Это особенно важно, если учесть рост поставок жидких углеводородов участниками "Север-Юг" на рынки дальневосточных стран – поставки наземным путем являются более затруднительными с точки зрения необходимости погрузки/разгрузки на транспортные средства, тогда как морские перевозки лишены такой проблемы.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, несмотря на то что и СМП, и "Север-Юг" активно используются грузоотправителями, оба проекта все еще находятся на стадии развития. Так, в частности, РФ, Азербайджан и Иран развивают западную ветку маршрута "Север-Юг", в том числе при помощи строительства недостающего участка Решт-Астара на территории ИРИ. В то же время развиваются морские перевозки между РФ и Ираном, а также модернизируется и совершенствуется восточный маршрут проекта.
Наряду с этим ведутся работы по развитию Севморпути – докупаются и строятся новые ледоколы из-за роста спроса на маршрут, а также модернизируются порты и инфраструктура по коридору.
Эксперты отмечают, что развитие проектов "Север-Юг" и "Севморпуть" должно протекать параллельно и синхронизировано, так как в перспективе эти проекты будут взаимопривлекательны – пользователи Севморпути будут заходить в него с перспективой использования МТК "Север-Юг", и наоборот.
Ожидается, что такое сотрудничество двух проектов позволит создать в евразийском пространстве сеть транспортных коридоров, что в итоге сделает регион главной логистической артерией мира и хабом международных грузоперевозок.
Строительство железной дороги, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.10.2024
Новости
Коридор "Север-Юг": Казахстан предложил объединить восточную и западную ветки
Лента новостей
0