Совместный НПЗ "Татнефти" и SOCAR: где выгоднее его строить?
© Sputnik / Murad OrujovБакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева
Подписаться
Госнефтекомпания Азербайджана и российский нефтяной гигант планируют создать совместное предприятие по производству смазочных материалов и нефтепереработке.
БАКУ, 28 авг — Sputnik. Российский энергогигант "Татнефть" продолжает углублять сотрудничество с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR). После недавно приобретенной доли в старейшем азербайджанском месторождении нефти "Бибиэйбат" компании планируют совместные проекты по нефтепереработке.
Так, накануне стало известно, что SOCAR и "Татнефть" могут создать совместное предприятие по производству смазочных материалов.
По словам генеральный директор ООО "Сокар РУС" (дочернее предприятие компании SOCAR) Руфата Махмуда, стороны подписали уже две дорожные карты - о торговле нефтепродуктами и создании СП по нефтепереработке.
Сотрудничество по созданию СП стало продолжение заключенных в ноябре 2023 года и в мае 2024-го дорожных карт по взаимодействию в сферах добычи и переработки нефти, продажи нефти и нефтехимической продукции, обмена опытом, развития человеческого капитала и по другим направлениям.
Где будет расположено СП "Татнефти" и SOCAR?
Совместное предприятие по выпуску нефтепродуктов "Татнефти" и SOCAR может располагаться на территории Азербайджана либо одной из стран Центральной Азии, но точно не России. Об этом заявил аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков
© Sputnik / Maksim Bogodvid / Перейти в фотобанкРабочие на мобильной буровой установке компании "Татнефть" в Альметьевском районе Республики Татарстан
Рабочие на мобильной буровой установке компании "Татнефть" в Альметьевском районе Республики Татарстан
© Sputnik / Maksim Bogodvid
/ "Я сомневаюсь, что подобное СП будет функционировать на территории России, потому что это бы внесло ряд ограничений в его деятельность, и денежные переводы за поставленную продукцию, и логистика были бы ограничены. И сам статус полученного продукта был бы рискованным, то есть это были бы российские нефтепродукты с точки зрения, например, санкционных регуляторов ЕС и США", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, для SOCAR было бы безопаснее, чтобы это СП создало свои мощности либо в самом Азербайджане, либо в третьей стране, например, на территории Центральной Азии.
"Это было бы логичным, потому что не накладывало бы ограничений с точки зрения поставки российской нефти и нефтепродуктов, составляющих компонентов, которые "Татнефть" может экспортировать на этот завод для переработки", - считает Юшков.
Эксперт уверен, что страны Центральной Азии для создания подобного проекта – компромиссный вариант, так как продукты, которые произведены на территории ЦА, не попадают под санкции, туда можно завозить компоненты как из Азербайджана, так и из РФ. Кроме того, все, что касается денежных переводов и логистики, тоже без проблем будет функционировать в странах Центральной Азии – произведенные продукты можно поставлять на мировой рынок и получать деньги.
"Также, это довольно большой рынок сбыта – продукты данного СП могут охватывать всю Центральную Азию, а также поставляться в Россию и АР", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Эксперт считает, что на территории Азербайджана также можно было бы организовать это предприятие, так как оттуда тоже налажена удобная логистика, рядом рынок Турции и сам азербайджанский рынок довольно большой.
Своевременное строительство нефтеналивных танкеров
После визита президента РФ Владимира Путина в Азербайджан в этом месяце стало известно, что Баку и Москва намерены начать совместного производства танкеров класса "река-море". Планируется, что российская Объединенная судостроительная компания вместе с Бакинским судостроительным заводом будут выпускать танкеры для перевозки нефтепродуктов.
Эксперты считают, что данный проект направлен на улучшение ситуации с танкерами в Каспийском море для того, чтобы расширять торговлю прикаспийских стран нефтью и нефтепродуктами. Обновление танкерного флота важно, так как российский каспийский флот достаточно устарел, а РФ сейчас увеличила торговлю с Ираном и Азербайджаном.
© Sputnik / Murad OrudjevБакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева
Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева
© Sputnik / Murad Orudjev
Не исключается, что новые танкеры будут перевозить нефть, в том числе для переработки на новом СП SOCAR и "Татнефти" в Азербайджане или в одной из стран Центральной Азии.
В данном случае на созданном СП, скорее всего, будет использоваться российская нефть. В целом, Азербайджан предпочитает российское сырье для своих нефтеперерабатывающих заводов на территории других стран - для своего НПЗ Star в Турции SOCAR закупает "черное золото" в РФ.
Для того чтобы продолжать покупать российскую нефть для этого НПЗ, Госнефтекомпании Азербайджана даже пришлось погасить синдицированный кредит на сумму $1,3 млрд, предоставленный американскими банками Citi и JP Morgan, на два года раньше запланированного срока.
Стоит отметить, что вместе с тем Азербайджан в последние годы расширил сотрудничество со странами Центральной Азии в нефтяной сфере. Так, ряд НПЗ в странах ЦА ожидает поставок "черного золота" из Азербайджана.
В частности, ранее стало известно, что Азербайджан поможет в запуске и обеспечении сырьем НПЗ TK-Oil, расположенного на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) "Дангара" на юге Таджикистана.
В то же время в мае этого года министр энергетики Кыргызстана Таалайбек Ибраев заявил, что SOCAR готова экспортировать в страну нефтепродукты и сырую нефть для нефтеперерабатывающего завода "Джунда", потребность которого составляет более 1 млн тонн сырья в год.
Планы Азербайджана по наращиванию нефтяного сотрудничества со странами Центральной Азии успешно ложатся в инициативу SOCAR и "Татнефти" создать СП по выпуску нефтепродуктов. Если создать производственные мощности в одной из стран Центральной Азии, Азербайджан может усилить свое присутствие на достаточно обширном энергетическом рынке региона, и, используя транспортные коридоры, SOCAR и "Татнефть" могут экспортировать свою продукцию и в ряд других стран Азии, таких как Афганистан, Пакистан и Индия.