https://az.sputniknews.ru/20240312/vizit-tokaeva-v-azerbaydzhan-kakie-vozmozhnosti-razvitiya-dlya-regiona-sozdayut-baku-i-astana-463201679.html
Визит Токаева в Азербайджан: какие возможности развития для региона создают Баку и Астана
Визит Токаева в Азербайджан: какие возможности развития для региона создают Баку и Астана
Sputnik Азербайджан
Президенты Азербайджана и Казахстана провели встречу в Баку - в их присутствии были подписаны восемь меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве. 12.03.2024, Sputnik Азербайджан
2024-03-12T16:00+0400
2024-03-12T16:00+0400
2024-03-12T16:20+0400
аналитика
азербайджан
казахстан
касым-жомарт токаев
государственный визит
документы
подписание
ильхам алиев
энергетика
socar
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453423006_516:0:1887:771_1920x0_80_0_0_dacd7da2f5d1aa800d3625edc8f5cf90.jpg
БАКУ, 12 мар — Sputnik. Развивая двусторонние отношения по ряду торгово-экономических, энергетических, транспортных, научно-образовательных и культурных проектов, Азербайджан и Казахстан также реализуют совместные инициативы, которые служат интересам Южного Кавказа и Центральной Азии. Благодаря обширной программе сотрудничества главы государств двух стран и официальные лица находятся в постоянном контакте. Так, 11 марта начался очередной визит президента Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан. В его рамках уже состоялся ряд встреч между руководителями бизнес-сообществ, представителями энергетических компаний, главами инвестиционных фондов и министрами транспорта. К визиту Токаева также было приурочено второе заседание Делового совета Казахстан-Азербайджан. Кроме того, состоялась встреча один на один Токаева с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В присутствии глав государств были подписаны восемь меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве. Энергетика всему голова Стоит отметить, что в числе подписанных документов особое внимание привлекает Меморандум о сотрудничестве между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и казахстанским "Казмунайгазом" об увеличении объемов транзита казахстанской нефти через азербайджанскую территорию. Стороны договорились увеличить транзит с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2,2 млн тонн. Кроме того, важно выделить еще один пункт меморандума: SOCAR и "Казмунайгаз" договорились о сотрудничестве в сфере купли-продажи казахстанской нефти. И тут возникает вопрос: будет ли Азербайджан закупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления или же дальше ее экспортировать? Напомним, что средняя цена казахстанской нефти в феврале текущего года составила $79 за баррель, тогда как азербайджанское "черное золото" торговалось на уровне $87 за баррель. В таком случае логичнее всего Азербайджану было бы покупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления, а высвободившиеся объемы Azeri Light экспортировать на мировые рынки. Отметим, что наряду с транзитом нефти Азербайджан и Казахстан также сотрудничают в деле транзита казахстанского урана через азербайджанскую территорию - с 2022 года начались регулярные поставки в Европу, а по итогам девяти месяцев прошлого года из порта Актау в бакинский порт Алят было перевезено 228 контейнеров с концентратом природного урана. Однако энергетическое сотрудничество Азербайджана и Казахстана не ограничивается ископаемым топливом, а распространяется и на сферу "зеленой" энергетики. Так, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан в ноябре прошлого года достигли соглашения о поставках "зеленой энергии" из стран Центральной Азии в Европу через азербайджанскую территорию. Речь идет о подключении Казахстана и Узбекистана к проекту Black Sea Energy, который предусматривает поставки "зеленой" электроэнергии из Азербайджана в Европу по дну Черного моря. Кроме того, Казахстан и Азербайджан реализуют проект прокладки оптоволоконной линии связи по дну Каспийского моря, который является частью проекта "Цифровой Шелковый Путь" (Digital Silk Way), предусматривающего создание цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией. Баку и Астана повышают транзитный потенциал региона Одним из главных проектов, где сотрудничают Азербайджан и Казахстан, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор/ТМТМ), который позволит вывести транзитный потенциал региона на качественно новый уровень. В июне 2023 года Казахстан и Азербайджан создали совместное предприятие для развития Среднего коридора, в рамках которого будет образована объединенная логистическая компания. Она будет заниматься синхронизацией тарифов, обработкой грузов на ТМТМ и упрощением всех процессов грузоперевозки. Ожидается, что деятельность новой компании позволит сократить срок доставки по транспортному коридору до 18 дней в краткосрочной перспективе, а далее - до 10-15 дней. Кроме того, Азербайджан и Казахстан работают над максимальной цифровизацией деятельности Транскаспийского маршрута. Важной составляющей развития Среднего коридора также является привлечение грузов. Токаев и Алиев приняли участие в церемонии в видеоформате по случаю прибытия в Азербайджан контейнерного поезда, отправленного казахстанским транспортно-логистическим центром в китайском Сиане через Средний коридор по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан. Состав, груженный 61 контейнером, преодолел маршрут в семь тысяч километров за 11 дней. Ожидается, что казахстанский центр в Сиане будет отправляться по 10 контейнерных поездов ежемесячно по Транскаспийскому маршруту. Отметим, что железнодорожные грузоперевозки между Азербайджаном и Казахстаном по итогам первых двух месяцев текущего года выросли на 25%, превысив 539 тыс. тонн. А по итогам прошлого года транспортировка грузов между Казахстаном и Азербайджаном выросла в полтора раза - до 4,3 млн тонн, объем грузоперевозок по Среднему коридору между двумя странами увеличился на 65% и достиг 2,8 млн тонн. Ожидается, что грузоперевозки по Транскаспийскому маршруту вырастут в три раза к 2030 году и составят 11,8 млн тонн. Развивая Транскаспийский маршрут, Казахстан и Азербайджан привлекают иностранные инвестиции, и создают новые возможности для остальных стран региона по расширению их транзитного потенциала. Модернизируя транспортно-логистическую инфраструктуру, а также привлекая дополнительные грузы в Средний коридор, Баку и Астана повышают конкурентоспособность данного маршрута в рамках инициативы "Один пояс, один путь" по оси Восток-Запад. Кроме того, в планах Баку и Астаны есть объединение Среднего коридора с другими международными транспортными проектами, что будет способствовать трансрегиональной интеграции Южного Кавказа, Центральной Азии, Турции, Китая и Европы. Зерно и инвестфонды Для экономики как Азербайджана, так и Казахстана, бюджеты которых зависят от нефтегазового экспорта, развитие ненефтяных проектов, а также увеличение доли малого и среднего бизнеса в реальной экономике крайне важно. Именно поэтому страны расширяют сотрудничество между своими малыми и средними предприятиями, а также планируют создание общего инвестиционного фонда, который мог бы финансировать производственные проекты. Среди подписанных документов в рамках визита Токаева в Азербайджан стоит выделить и меморандум о взаимопонимании между Агентством развития малого и среднего бизнеса Азербайджана и АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" Казахстана. Кроме того, для финансирования совместных проектов Азербайджан и Казахстан планируют создать инвестиционный фонд в размере $300 млн. Ожидается, что этот фонд, помимо финансирования проектов в двух странах, также обеспечит кредитование приоритетных проектов в различных секторах экономики государств Центральной Азии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции. Другим важным проектом сотрудничества между Баку и Астаной может стать реэкспорт казахстанского зерна. Азербайджан сегодня импортирует значительные объемы зерна, в частности пшеницы, из Казахстана. Однако Азербайджан благодаря растущим мощностям по хранению зерна мог бы заняться его реэкспортом. Так, объемы азербайджанских элеваторов и хранилищ превышают 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие - ООО "Бакинский зерновой терминал" пропускной способностью 1500 тонн зерна в сутки. Учитывая имеющиеся возможности, Азербайджан мог бы стать важным пунктом транзита казахстанского зерна на мировые рынки, а данный проект - гарантировать обеспечение продовольственной безопасности всего региона.
https://az.sputniknews.ru/20240312/tokaev-astana-i-baku-natseleny-na-sozdanie-prochnykh-strategicheskikh-i-soyuznykh-otnosheniy-463157620.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453423006_687:0:1715:771_1920x0_80_0_0_629622f45d7d846fe0350f87d6fb46a3.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, казахстан, касым-жомарт токаев, государственный визит, документы, подписание, ильхам алиев, энергетика, socar, нефть, транзит, коридор "север-юг", транскаспийский международный транспортный коридор, зерно, реэкспорт, грузоперевозки, политика
азербайджан, казахстан, касым-жомарт токаев, государственный визит, документы, подписание, ильхам алиев, энергетика, socar, нефть, транзит, коридор "север-юг", транскаспийский международный транспортный коридор, зерно, реэкспорт, грузоперевозки, политика
БАКУ, 12 мар — Sputnik. Развивая двусторонние отношения по ряду торгово-экономических, энергетических, транспортных, научно-образовательных и культурных проектов, Азербайджан и Казахстан также реализуют совместные инициативы, которые служат интересам Южного Кавказа и Центральной Азии.
Благодаря обширной программе сотрудничества главы государств двух стран и официальные лица находятся в постоянном контакте. Так, 11 марта начался очередной визит президента Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан. В его рамках уже состоялся ряд встреч между руководителями бизнес-сообществ, представителями энергетических компаний, главами инвестиционных фондов и министрами транспорта. К визиту Токаева также было приурочено второе заседание Делового совета Казахстан-Азербайджан.
Кроме того, состоялась встреча один на один Токаева с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В присутствии глав государств были подписаны восемь меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве.
Стоит отметить, что в числе подписанных документов особое внимание привлекает Меморандум о сотрудничестве между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и казахстанским "Казмунайгазом" об увеличении объемов транзита казахстанской нефти через азербайджанскую территорию. Стороны договорились увеличить транзит с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2,2 млн тонн.
Кроме того, важно выделить еще один пункт меморандума: SOCAR и "Казмунайгаз" договорились о сотрудничестве в сфере купли-продажи казахстанской нефти. И тут возникает вопрос: будет ли Азербайджан закупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления или же дальше ее экспортировать? Напомним, что средняя цена казахстанской нефти в феврале текущего года составила $79 за баррель, тогда как азербайджанское "черное золото" торговалось на уровне $87 за баррель. В таком случае логичнее всего Азербайджану было бы покупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления, а высвободившиеся объемы Azeri Light экспортировать на мировые рынки.
Отметим, что наряду с транзитом нефти Азербайджан и Казахстан также сотрудничают в деле транзита казахстанского урана через азербайджанскую территорию - с 2022 года начались регулярные поставки в Европу, а по итогам девяти месяцев прошлого года из порта Актау в бакинский порт Алят было перевезено 228 контейнеров с концентратом природного урана.
Однако энергетическое сотрудничество Азербайджана и Казахстана не ограничивается ископаемым топливом, а распространяется и на сферу "зеленой" энергетики. Так, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан в ноябре прошлого года достигли соглашения о поставках "зеленой энергии" из стран Центральной Азии в Европу через азербайджанскую территорию. Речь идет о подключении Казахстана и Узбекистана к проекту Black Sea Energy, который предусматривает поставки "зеленой" электроэнергии из Азербайджана в Европу по дну Черного моря.
Кроме того, Казахстан и Азербайджан реализуют проект прокладки оптоволоконной линии связи по дну Каспийского моря, который является частью проекта "Цифровой Шелковый Путь" (Digital Silk Way), предусматривающего создание цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией.
Баку и Астана повышают транзитный потенциал региона
Одним из главных проектов, где сотрудничают Азербайджан и Казахстан, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор/ТМТМ), который позволит вывести транзитный потенциал региона на качественно новый уровень.
В июне 2023 года Казахстан и Азербайджан создали совместное предприятие для развития Среднего коридора, в рамках которого будет образована объединенная логистическая компания. Она будет заниматься синхронизацией тарифов, обработкой грузов на ТМТМ и упрощением всех процессов грузоперевозки.
Ожидается, что деятельность новой компании позволит сократить срок доставки по транспортному коридору до 18 дней в краткосрочной перспективе, а далее - до 10-15 дней.
Кроме того, Азербайджан и Казахстан работают над максимальной цифровизацией деятельности Транскаспийского маршрута.
Важной составляющей развития Среднего коридора также является привлечение грузов. Токаев и Алиев приняли участие в церемонии в видеоформате по случаю прибытия в Азербайджан контейнерного поезда, отправленного казахстанским транспортно-логистическим центром в китайском Сиане через Средний коридор по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан.
Состав, груженный 61 контейнером, преодолел маршрут в семь тысяч километров за 11 дней. Ожидается, что казахстанский центр в Сиане будет отправляться по 10 контейнерных поездов ежемесячно по Транскаспийскому маршруту.
Отметим, что железнодорожные грузоперевозки между Азербайджаном и Казахстаном по итогам первых двух месяцев текущего года выросли на 25%, превысив 539 тыс. тонн. А по итогам прошлого года транспортировка грузов между Казахстаном и Азербайджаном выросла в полтора раза - до 4,3 млн тонн, объем грузоперевозок по Среднему коридору между двумя странами увеличился на 65% и достиг 2,8 млн тонн.
Ожидается, что грузоперевозки по Транскаспийскому маршруту вырастут в три раза к 2030 году и составят 11,8 млн тонн.
Развивая Транскаспийский маршрут, Казахстан и Азербайджан привлекают иностранные инвестиции, и создают новые возможности для остальных стран региона по расширению их транзитного потенциала. Модернизируя транспортно-логистическую инфраструктуру, а также привлекая дополнительные грузы в Средний коридор, Баку и Астана повышают конкурентоспособность данного маршрута в рамках инициативы "Один пояс, один путь" по оси Восток-Запад.
Кроме того, в планах Баку и Астаны есть объединение Среднего коридора с другими международными транспортными проектами, что будет способствовать трансрегиональной интеграции Южного Кавказа, Центральной Азии, Турции, Китая и Европы.
Для экономики как Азербайджана, так и Казахстана, бюджеты которых зависят от нефтегазового экспорта, развитие ненефтяных проектов, а также увеличение доли малого и среднего бизнеса в реальной экономике крайне важно. Именно поэтому страны расширяют сотрудничество между своими малыми и средними предприятиями, а также планируют создание общего инвестиционного фонда, который мог бы финансировать производственные проекты.
Среди подписанных документов в рамках визита Токаева в Азербайджан стоит выделить и меморандум о взаимопонимании между Агентством развития малого и среднего бизнеса Азербайджана и АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" Казахстана.
Кроме того, для финансирования совместных проектов Азербайджан и Казахстан планируют создать инвестиционный фонд в размере $300 млн. Ожидается, что этот фонд, помимо финансирования проектов в двух странах, также обеспечит кредитование приоритетных проектов в различных секторах экономики государств Центральной Азии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции.
Другим важным проектом сотрудничества между Баку и Астаной может стать реэкспорт казахстанского зерна. Азербайджан сегодня импортирует значительные объемы зерна, в частности пшеницы, из Казахстана. Однако Азербайджан благодаря растущим мощностям по хранению зерна мог бы заняться его реэкспортом. Так, объемы азербайджанских элеваторов и хранилищ превышают 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие - ООО "Бакинский зерновой терминал" пропускной способностью 1500 тонн зерна в сутки.
Учитывая имеющиеся возможности, Азербайджан мог бы стать важным пунктом транзита казахстанского зерна на мировые рынки, а данный проект - гарантировать обеспечение продовольственной безопасности всего региона.