Новый генплан развития Баку: как преобразится столица Азербайджана?
21:00 11.01.2024 (обновлено: 12:18 12.01.2024)
© AFP 2024 / NATALIA KOLESNIKOVAВид на Баку
© AFP 2024 / NATALIA KOLESNIKOVA
Подписаться
На реализацию соответствующих проектов, которые рассчитаны на период до 2040 года, планируется выделить 93,6 млрд манатов.
БАКУ, 11 янв — Sputnik. Новый генеральный план развития Баку был утвержден после согласования с соответствующими учреждениями. Проекты, реализация которых предусмотрена до 2040 года, получили одобрение со стороны различных государственных структур. Ответственность за их воплощение в жизнь возлагается на эти госстуктуры. Об этом сообщили в Sputnik Азербайджан в Государственном комитете по градостроительству и архитектуре республики.
Следует отметить, что обнародованный недавно генплан развития столицы вызвал широкую дискуссию. Немало представителей экспертного сообщества скептически оценили возможность реализации предусмотренных в нем проектов, так как город сегодня практически весь плотно застроен высотными зданиями, автодороги узкие, и зеленые насаждения порой уничтожаются.
Новый генплан существенно изменит облик столицы
В проектах генплана отражены вопросы, связанные с плотностью населения Баку, мобильностью, расширением сети метро и железных дорог, улиц и автомагистралей, уровнем автомобилизации, улучшением экологической обстановки, инфраструктурой инженерных коммуникаций, электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, сточными водами, ливневой канализацией, системами связи, а также многие другие.
Архитектор Джахид Гасанов, комментируя Sputnik Азербайджан новый генплан развития столицы, отметил, что с его подготовкой весьма запоздали. Тем не менее архитектор считает ошибочным полагать, что Баку практически уже полностью застроен и потому реализовать эти проекты вряд ли удастся.
© AFP 2024 / NATALIA KOLESNIKOVAВид на Баку
Вид на Баку
© AFP 2024 / NATALIA KOLESNIKOVA
"За пределами центра города много пустующих территорий, которые следует использовать более эффективно. Реализация генерального плана предотвратит хаотичную застройку Баку в будущем. Город теперь будет развиваться согласно плану, который должен сыграть роль своего рода "дирижера", - сказал он.
Коснувшись вопроса организации отдыха горожан на открытом воздухе, собеседник отметил, что и сегодня для этой цели не обязательно отправляться на бульвар, поскольку в Баку уже есть множество парков. А по мере создания новых поток отдыхающих, которые устремляются с окраин города в его центр, уменьшится. Кроме того, в районах столицы активно развивается инфраструктура.
"Если на какой-то территории создается парк, то вскоре ЖСК (жилищно-строительные кооперативы) начинают возводить поблизости здания", - отметил эксперт.
По его словам, генплан также предусматривает развитие сети метрополитена, что не может не радовать.
"Строительство новых станций метрополитена устранит транспортные заторы в центре Баку. Генеральный план - это дорожная карта. Если мы будем работать согласно ей, наш город станет еще краше", - сказал Гасанов.
Вырастет спрос населения на соцуслуги
Согласно долгосрочным демографическим прогнозам, в период с 2045-го по 2050 год численность населения Азербайджана начнет снижаться. Прогнозируется, что аналогичная тенденция будет наблюдаться и в столице. Проведенный анализ показал, что к 2040 году численность населения Баку составит от 2,88 до 3,17 млн человек.
Демографические изменения потребуют менять виды и количество социальных услуг. В то же время, в связи с экономическими изменениями увеличится спрос на профессиональное образование и знания, направленные на удовлетворение потребности в рабочей силе в определенных областях.
Демографические изменения также приведут к увеличению числа пожилых людей, вследствие чего увеличится и спрос на медицинские и соответствующие социальные услуги. Поэтому в новом генплане учтены и потребности города Баку в социальных предприятиях.
Будет создано более 372 тысяч новых рабочих мест
Еще один пункт генплана касается диверсификации экономики. Для того чтобы Баку стал региональным центром знаний, необходимо развивать новые сферы, создающие высокую стоимость, и инновационные отрасли экономики. Реализация этой многосекторальной экономической стратегии позволит открыть в Баку в рамках генпплана 372 375 новых рабочих мест.
Приоритетные цели генплана Баку
В Баку будет применяться принцип полицентричности. Планируется превратить столицу в многоцентровый город, добиться полного обеспечения Баку социальными предприятиями, создать эффективные возможности для жизни, работы и отдыха населения, что улучшит организацию территории столицы.
Первая приоритетная цель генплана – устойчивое развитие города, вторая – городская и экологическая регенерация, третья – забота об архитектурном облике и историческом наследии города, четвертая –новая экономика города.
Согласно приоритетным целям, в Баку будет расширена система метрополитена, повышена привлекательность пригородных территорий, модернизирован и перестроен устаревший жилой фонд, улучшена инфраструктура и сервисное обеспечение, восстановлены загрязненные территории, увеличена площадь зеленых насаждений. Также в городе увеличится протяженность пешеходных, прогулочных и велосипедных дорожек, будут развиваться сферы возобновляемой энергетики и туризма.
© Photo : Azerbaijan Highway State AgencyВелосипедная дорога в Баку
Велосипедная дорога в Баку
© Photo : Azerbaijan Highway State Agency
В результате всего этого в ближайшие 20 лет инвестиции в столицу и приток туристов увеличатся.
Согласно генплану, стратегия многоцентрового развития направлена на достижение двух основных целей – разгрузку центра Баку и повышение привлекательности его пригородов.
Центры в Баку будут разделены на три категории
В рамках генерального плана центры в Баку будут разделены на три категории.
Главный из них (Центральный Баку) будет функционировать как экономический и административный центр, где будут обеспечиваться специфические для столицы и специализированные услуги и располагаться культурные объекты высокого уровня. В состав Центрального Баку войдут шесть административных районов города (Сабаильский, Ясамальский, Насиминский, Наримановский, Низаминский, Хатаинский) и поселок Гарачухур.
© Sputnik / Murad OrujovГорожане на улице Низами в Баку
Горожане на улице Низами в Баку
Причиной включения поселка Гарачухур в Центральный Баку является то, что большая его часть имеет плотность застройки, типичную для городских районов, а также существуют перспективные планы по открытию станции метро в поселке.
Региональные центры будут связаны с Центральным Баку существующей и предусмотренной планом транспортной инфраструктурой.
Будучи стратегически важными центрами, расположенными за пределами Центрального Баку, субцентры будут играть роль ворот в центр города с различных направлений периферии. Связь между этими территориями и главным центром города будет обеспечиваться эффективной системой общественного транспорта и автомагистралями.
На территории города планируется создать два региональных центра. Мардакян - поселок, расположенный на востоке Баку, сохранит свой облик поселка сельского типа. Свободные земельные участки в районах средней плотности застройки с индивидуальными жилыми домами будут застраиваться согласно концепции точечной застройки.
Поселок Алят станет новым экономическим центром, состоящим из жилых массивов с высокой плотностью застройки, которые будут созданы вокруг свободной экономической зоны (СЭЗ) в южной части Баку. Развитие СЭЗ "Алят" будет стимулировать экономическое развитие населенных пунктов, расположенных вокруг нее.
Также в городе планируется создать четыре субцентра. Зых и Говсан - на востоке Баку, играющие роль городских ворот, задуманы как территория, где будут возводиться жилые кварталы средней плотности застройки, прибрежные поселки и зоны отдыха. Сабунчи задуман как город-аэропорт, состоящий из многофункциональных жилых районов.
Бинагади, играющий роль северных ворот столицы, будет развиваться как субцентр со средней плотностью застройки. Субцентр Бинагади будет иметь возможность пользоваться рекреационными объектами, созданными в рамках плана восстановления озера Беюкшор на севере города.
Локбатан, служащий западными воротами Баку, будет развиваться как логистический и производственный центр.
Кроме того, Локбатан станет частью восточного зеленого пояса, который протянется от побережья озера Ходжасан до Каспийского моря. С 2027 года железнодорожная станция и инфраструктура Локбатана будут усовершенствованы и использованы для пассажирских перевозок, а также будут осуществляться регулярные железнодорожные рейсы из Локбатана на Центральный железнодорожный вокзал Баку.
Где будут созданы университетские кампусы?
В целях предотвращения транспортных заторов в центре Баку и создания образовательных учреждений в районе с удобной транспортной развязкой и сообщением со всеми населенными пунктами Абшеронского полуострова, генплан предусматривает создание зеленого университетского городка непосредственно у границ центральной части Баку. Он будет полностью интегрирован в сеть гибридных зеленых коридоров, которая обеспечит доступ к этому району низкоскоростного транспорта.
Помимо частных и государственных высших учебных заведений, в университетском городке будут студенческие общежития, гостевые дома для иностранных исследователей, жилье для профессоров и преподавателей. Университетский городок получит преимущества от новых систем общественного транспорта (железнодорожного, метро и автобусного сообщения), предлагающих привлекательные коммерческие и многофункциональные услуги.
В городке также разместятся частные и государственные учреждения, которые будут предоставлять в этом районе дополнительные административные услуги. В результате объединения исследовательского кластера и новой системы общественного транспорта университетский городок превратится в новый бизнес-центр знаний Баку.
© Sputnik / Murad OrujovФилиал МГУ имени М.В.Ломоносова в Баку
Филиал МГУ имени М.В.Ломоносова в Баку
Генпланом также предусмотрено создание Ходжасанского центра знаний. К 2040 году планируется создать центр знаний на базе общежития и кампуса филиала Московского госуниверситета. Этот центр обеспечит связь между университетским образованием и профессиональным и другими уровнями образования.
Расположение центра знаний между Хырдаланом и Локбатаном даст центру дополнительные преимущества. Этот центр, расположенный недалеко от нового парка около озера Ходжасан, станет современным образовательным центром.
Данный район станет новым центром Ходжасана, новым центром для встреч, а также обслуживания, включая услуги повседневного спроса, местом отдыха и развлечений. Центр знаний будет расположен в нескольких минутах ходьбы от новых жилых районов Ходжасана и в нескольких минутах езды на велосипеде от логистических и оптовых баз, расположенных в Локбатане.
В генплане предусмотрена организация трех центров знаний, ориентированных на конкретный целевой класс: общий центр знаний для государственных и частных вузов в поселке Гала, крупный центр новых систем общественного транспорта в поселке Мардакян, центр профессиональной подготовки по обеспечению рабочей силой сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий в поселке Зиря, где также планируется построить новый аэропортовский городок с центром профессиональной подготовки в сфере логистики и услуг авиации общего назначения.
Под общественные пляжи отведут 314 га
Согласно генеральному плану, еще один проект нацелен на превращение Баку в привлекательное туристическое направление для каждого сезона года, диверсификацию и расширение его туристической деятельности. Для развития курортного туризма должно быть выделено около 169,8 га.
В рамках генплана предлагается усилить доступ к общественным пляжам с учетом мер по охране береговой линии. В связи с этим определена территория площадью около 314,6 га для развития новых общественных пляжей.
© Sputnik / Murad OrujovПляж в Баку
Пляж в Баку
© Sputnik / Murad Orujov
В генплане указано, что эти пляжные зоны и зоны отдыха, которые будут сданы в эксплуатацию, обеспечат качественный отдых местного населения в шаговой доступности и, помимо развития местного пляжного туризма, позволят создать зоны отдыха и повысить уровень жизни местного населения.
Для развития внутреннего туризма наряду с пляжами также необходимо улучшить качество морской воды и улучшить экологические условия для удовлетворения потребностей туристов.
В генеральном плане также указано, что необходимо использовать поэтапный подход к развитию, чтобы озеро Беюкшор превратилось в большой городской парк (около 388,8 га), то есть уникальную территорию для жизни, работы и отдыха. Может быть разрешена контролируемая застройка прибрежных территорий для обеспечения гибких решений в пределах 300-500 м санитарно-защитной зоны озера.
Новая дорога соединит Баку и Сумгайыт
Одним из наиболее интересных элементов генерального плана является строительство новых дорожных развязок и расширение транспортной инфраструктуры.
Согласно документу, к концу 2027 года планируется построить новую автомагистраль, соединяющую города Баку и Сумгайыт. Отмечается, что в целях предотвращения заторов на дороге Баку-Сумгайыт, Хырдаланской транспортной развязке и кругу "20 Января", а также создания альтернативной дороги для въезда-выезда из Хырдалана, намечено строительство второй дороги стратегического назначения, которая соединится с Внешней кольцевой дорогой в Ясамальском районе и будет проходить через поселки Сулутепе и Ходжасан.
© Sputnik / Tural MammadovПробка на трассе Баку-Сумгайыт
Пробка на трассе Баку-Сумгайыт
© Sputnik / Tural Mammadov
К 2040 году планируется увеличить протяженность улично-дорожной сети Баку примерно на 368,7 км.
В Хырдалане появится метро
Кроме того, к 2040 году планируется построить линию метро до города Хырдалана, а также завершить кольцевую линию метрополитена в Баку.
В генплане отмечено, что новые районы планируется соединить линиями метрополитена, а также обеспечить доступность районов "Белый город" и "Порт Баку".
В плане указано, что к 2040 году общая протяженность линий метрополитена увеличится с нынешних 36,6 км до 73,4 км, а количество станций - с 25 до 46, в том числе будет реконструирована станция "28 Мая".
© Sputnik / Murad OrujovСтанция "Ходжасан"
Станция "Ходжасан"
© Sputnik / Murad Orujov
В Баку вернутся трамваи и появятся метробусы
Планируется, что к 2040 году общая длина велосипедных дорожек/дорог в столице составит около 285 км. В Баку появятся трамваи и метробусы.
Отмечается, что метрополитен с высокой пассажировместимостью и дальше будет играть ведущую роль в системе общественного транспорта. Однако высокая стоимость и длительный процесс строительства метро требуют внедрения дополнительных систем общественного транспорта не только в пригородах, но и в черте города.
В настоящее время в Баку много заброшенных железнодорожных подъездных путей и линий. Эту инфраструктуру можно реактивировать и использовать более эффективно. При реализации системы трамвай-электропоезд могут быть использованы возможности существующей и реконструируемой железнодорожной инфраструктуры, а также возможности расширения инфраструктуры скоростного трамвайного транспорта (СТН).
Трамвай
© Sputnik / Vladimir Pesnya
/ Согласно проекту, до бакинского аэропорта будет проложена железнодорожная линия.
Кроме того, к 2027 году в центре города будут созданы новые парковочные места в соответствии со спросом, а на существующих наземных парковках будут построены новые подземные и многоэтажные парковки для увеличения количества парковочных мест. Все автобусные полосы планируется построить к 2027 году и увеличить общую их длину с нынешних 16 км до 112,2 км.
В Баку будут созданы гибридные зеленые коридоры
В Баку будут созданы гибридные зеленые коридоры. Такие коридоры являются средством увеличения количества зеленых насаждений общего пользования в шаговой доступности и расширения площади зеленых насаждений на территориях с их небольшим количеством.
В рамках проекта "Коридор 28 Мая" выведенные из эксплуатации железнодорожные линии предлагается превратить в гибридный зеленый коридор внутри города.
Коридор свяжет окрестности станции метро "Гянджлик" с "Портом Баку" и Бакинским бульваром через парк, где будут трамвайные линии и общественные зеленые маршруты, места отдыха, развлечений, проживания (около 15,1 га) и даже будут созданы территории культуры и творчества (около 9,7 га). Всего линейный парк гибридного "Коридора 28 Мая" займет площадь около 15,6 га. Коридор предусматривает возможности для городского планирования и развития социального бизнеса как минимум на 24,2 га близлежащих территориях.
© Sputnik / Murad OrujovВид на центральный парк в Баку
Вид на центральный парк в Баку
Развитие пригородного гибридного зеленого коридора – Ходжасан-Локбатанского (XL-HYD) - предусматривается как продолжение предложения по восстановлению озера Ходжасан и ботанического парка Ходжасан. Он включает существующие водно-болотные угодья, поймы рек и естественные места обитания биологических видов, а также международно признанные места миграции птиц. Природный заповедник XL-HYD (около 459,7 га) задуман как активный коридор с чистым воздухом, зона защиты от наводнений и зона, где охраняются местные виды флоры и фауны. Кроме того, XL-HYD будет функционировать как устойчивая инфраструктура и коридор общественного транспорта.
Бульвар от Бибиэйбата до Зыха
Генплан также предусматривает расширение Бакинского бульвара. В документе говорится, что бульвар будет постепенно расширен до поселков Бибиэйбат на юге и Зых на востоке.
Расширение Бакинского бульвара в южном направлении обеспечит дополнительные 10,7 га зеленых насаждений общего пользования протяженностью около 5,7 км. Продление Бакинского бульвара от "Белого города" до Зыха позволит создать дополнительный бульвар, протяженностью около 8 км и площадью 247,8 га. Эти территории могут активно использоваться под зеленые насаждения.
© Official website of President of Azerbaijan RepublicБакинский бульвар
Бакинский бульвар
После реализации этих проектов общая длина Бакинского бульвара с зелеными насаждениями общего пользования превысит к 2040 году и в последующий период 25 км.
При таком подходе площадь зеленых насаждений в рамках генплана к 2040 году достигнет 2757,3 га с нынешних 920 га. Благодаря этому площадь общей зеленой зоны на душу населения увеличится до 8,7 кв. м.
Будет заново создана водопроводная и канализационная сеть
Одной из основных целей генплана развития Баку является создание к 2040 году на Абшероне канализационной системы, полностью соответствующей всем требованиям. Предусматривается подключение всех домохозяйств к системе канализации (более 85%), разделение дождевых и бытовых сточных вод, их переработка и повторное использование, а также обеспечение правильного функционирования и обслуживания очистных сооружений.
В связи с этим в генплане рекомендуется применить комплексный подход к развитию системы канализации. Согласно документу, предлагается применить подход "Развитие альтернативной инфраструктуры сточных вод в центральной части города Баку", разработанный компанией Witteveen + Bos совместно с ОАО "Азерсу".
Новую очистную станцию мощностью 157 500 м3/сутки предлагается построить вблизи озера Беюкшор. При этом сточные и дождевые воды будут собираться с территории бассейнов озер Беюкшор и Бюльбюля и транспортироваться на очистные сооружения возле озера Беюкшор.
© Sputnik / StringerОзеро Беюкшор
Озеро Беюкшор
© Sputnik / Stringer
Недалеко от озера Ходжасан предлагается построить очистные сооружения мощностью 37 500 м3/сутки, которые будут обслуживать Хырдалан и территорию вокруг Ходжасана.
Кроме того, необходимо построить очистные сооружения в районе Локбатана для очистки сточных вод локбатанского бассейна.
ОАО "Азерсу" планирует увеличить мощность говсанских очистных сооружений до 200 000 м3/сутки. Говсанский узел очистки сточных вод будет обслуживать два бассейна – Говсан I и Говсан II.
Во сколько обойдется реализация генплана развития Баку?
На реализацию генерального плана развития Баку необходимо 93,6 млрд манатов. Согласно документу, эти средства будут направлены на реализацию мероприятий по пяти направлениям: развитие городской территории - 47,6 млрд, транспортной инфраструктуры - 16,9 млрд, инженерно-коммуникационных систем - 15,32 млрд, возобновляемых источников энергии - 4,3 млрд манатов, на меры по защите и охране экологии – 9,5 млрд манатов.
Отмечается, что 60,5 млрд манатов составят государственные вложения, а 33,1 млрд – частные инвестиции.