https://az.sputniknews.ru/20231226/pochemu-shkoly-v-azerbaydzhane-neobkhodimo-perevesti-na-podushevoe-finansirovanie--461594115.html
Почему школы в Азербайджане необходимо перевести на подушевое финансирование?
Почему школы в Азербайджане необходимо перевести на подушевое финансирование?
Sputnik Азербайджан
В некоторых штатах США средства, выделяемые на образование, выдаются в виде ваучеров на каждого ребенка. Этот ваучер нельзя использовать или потратить на... 26.12.2023, Sputnik Азербайджан
2023-12-26T23:59+0400
2023-12-26T23:59+0400
2023-12-26T23:59+0400
азербайджан
общество
министерство науки и образования азербайджана
эмин амруллаев
образование
школы
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0c/0e/461312534_0:221:2121:1414_1920x0_80_0_0_f6857eee80b6984a829f1c03dfb27ac4.jpg
БАКУ, 26 дек — Sputnik. Одна из самых больших проблем в азербайджанском образовании связана с неправильным распределением средств в этой сфере, считает председатель общественного объединения "Общество молодых ученых, докторантов и магистров Азербайджана" Ильгар Оруджев. В беседе со Sputnik Азербайджан он заявил, что проблема нерационального финансирования общеобразовательных учебных заведений связана с расположением школ с небольшим числом учащихся в отдаленных районах, где между селами большие расстояния и существуют проблемы с транспортом. Министерство образования о неэффективном расходовании госсредствМинистр науки и образования АР Эмин Амруллаев, выступая на XVI съезде учителей Азербайджана на прошлой неделе, заявил, что сегодня в школах, где в целом до 30 учащихся, министерство расходует на одного ученика порядка 7 тыс. манатов в год. Глава ведомства отметил, что примерно столько же стоит обучение в частной школе, но, несмотря на это, уровень образования в государственной школе оказывается ниже, в частном учебном заведении. По словам министра, средняя стоимость обучения одного ученика сильно колеблется в зависимости от локации школы. Так, эта цифра составляет 600 манатов в самой большой школе Баку и 30 тыс. манатов в школе в каком-нибудь горном селе. Почему нужно переходить на подушевое финасирование?Оруджев напомнил, что поскольку образование в Азербайджане является обязательным, его обеспечивает государство. По его словам, сегодня учитель, преподающий в школе с пятью учащимися, получает такую же зарплату, что и учитель, ведущий урок в классе, где 40 учеников.Он подчеркнул, что государство хотя и тратит на обучение каждого учащегося в отдаленных селах средства, сопоставимые со стоимостью обучения в частных школах, результат по факту оказывается на порядок ниже. Эксперт пояснил, тому есть несколько причин. Поэтому, считает он, важным фактором является перевод школ на подушевое финансирование. Если финансы будут распределяться правильно, это благоприятно отразится на качестве образования, потому что этот фактор повлияет и на зарплаты учителей. Какие страны применяют подобную модель?В мире достаточно широко применяет опыт подушевого финансирования образования. Например, в некоторых штатах США средства, выделяемые на образование, выдаются в виде ваучера на каждого ребенка. Этот ваучер нельзя использовать или потратить на что-либо иное, кроме образования. Родитель вкладывает эти деньги в выбранную школу и учителя, которого выбирает для своего ребенка. Таким образом среди школ существует конкуренция за получение средств, выделяемых на образование, что влечет и повышение его качества. Размер подушевого финансирования может варьироваться в зависимости от успеваемости учащихся. То есть, чем лучшие результаты показывают ученики школы, тем больше финансирования она получает, и наоборот, оно снижается при низких показателях успеваемости. Для информации: в США на обучения одного школьника выделяется бюджет в размере $14 418 (24,5 тыс. манатов) в год, в Люксембурге – $21 143 (почти 36 тыс. манатов) в начальной школе и $25 421 (43,2 тыс. манатов) – в старших классах, в Корее – $12 535 (21,3 тыс. манатов) и $14 978 (25,5 тыс. манатов) – соответственно, а во Франции – $8 724 (14,8 тыс. манатов) и $13 006 (22,1 тыс. манатов).Напомним, министр науки и образования Эмин Амруллаев, выступая в ходе общественных обсуждений на тему "Роль частного бизнеса в образовании", заявил, что в Азербайджане переход на подушевое финансирование планируется распространить на общеобразовательные учреждения. "Реформы планируется провести в течение ближайших 2-3 лет", – сказал министр.
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0c/0e/461312534_236:0:2121:1414_1920x0_80_0_0_b34c30d4833fb656c29ddd5a6def418b.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
азербайджан, общество, министерство науки и образования азербайджана, эмин амруллаев, образование, школы
азербайджан, общество, министерство науки и образования азербайджана, эмин амруллаев, образование, школы
Почему школы в Азербайджане необходимо перевести на подушевое финансирование?
В некоторых штатах США средства, выделяемые на образование, выдаются в виде ваучеров на каждого ребенка. Этот ваучер нельзя использовать или потратить на что-либо иное, кроме образования
БАКУ, 26 дек — Sputnik. Одна из самых больших проблем в азербайджанском образовании связана с неправильным распределением средств в этой сфере, считает председатель общественного объединения "Общество молодых ученых, докторантов и магистров Азербайджана" Ильгар Оруджев.
В беседе со Sputnik Азербайджан он заявил, что проблема нерационального финансирования общеобразовательных учебных заведений связана с расположением школ с небольшим числом учащихся в отдаленных районах, где между селами большие расстояния и существуют проблемы с транспортом.
Министерство образования о неэффективном расходовании госсредств
Министр науки и образования АР Эмин Амруллаев, выступая на XVI съезде учителей Азербайджана на прошлой неделе, заявил, что сегодня в школах, где в целом до 30 учащихся, министерство расходует на одного ученика порядка 7 тыс. манатов в год. Глава ведомства отметил, что примерно столько же стоит обучение в частной школе, но, несмотря на это, уровень образования в государственной школе оказывается ниже, в частном учебном заведении.
По словам министра, средняя стоимость обучения одного ученика сильно колеблется в зависимости от локации школы. Так, эта цифра составляет 600 манатов в самой большой школе Баку и 30 тыс. манатов в школе в каком-нибудь горном селе.
"Это неправильно с точки зрения распределения расходов. Мы будем принимать меры для более рационального и эффективного расходования государственных средств", – пояснил глава ведомства.
Почему нужно переходить на подушевое финасирование?
Оруджев напомнил, что поскольку образование в Азербайджане является обязательным, его обеспечивает государство. По его словам, сегодня учитель, преподающий в школе с пятью учащимися, получает такую же зарплату, что и учитель, ведущий урок в классе, где 40 учеников.
"Потому что зарплата учителям начисляется в зависимости от часов (уроков), а не количества учеников в классе. При подсчете коммунальных и других расходов тоже оказывается, что нет существенной разницы между расходами на содержание школы с небольшим количеством учеников и школы с большим числом учащихся", – сказал эксперт.
Он подчеркнул, что государство хотя и тратит на обучение каждого учащегося в отдаленных селах средства, сопоставимые со стоимостью обучения в частных школах, результат по факту оказывается на порядок ниже.
Эксперт пояснил, тому есть несколько причин. Поэтому, считает он, важным фактором является перевод школ на подушевое финансирование. Если финансы будут распределяться правильно, это благоприятно отразится на качестве образования, потому что этот фактор повлияет и на зарплаты учителей.
Какие страны применяют подобную модель?
В мире достаточно широко применяет опыт подушевого финансирования образования.
Например, в некоторых штатах США средства, выделяемые на образование, выдаются в виде ваучера на каждого ребенка. Этот ваучер нельзя использовать или потратить на что-либо иное, кроме образования. Родитель вкладывает эти деньги в выбранную школу и учителя, которого выбирает для своего ребенка. Таким образом среди школ существует конкуренция за получение средств, выделяемых на образование, что влечет и повышение его качества. Размер подушевого финансирования может варьироваться в зависимости от успеваемости учащихся. То есть, чем лучшие результаты показывают ученики школы, тем больше финансирования она получает, и наоборот, оно снижается при низких показателях успеваемости.
Для информации: в США на обучения одного школьника выделяется бюджет в размере $14 418 (24,5 тыс. манатов) в год, в Люксембурге – $21 143 (почти 36 тыс. манатов) в начальной школе и $25 421 (43,2 тыс. манатов) – в старших классах, в Корее – $12 535 (21,3 тыс. манатов) и $14 978 (25,5 тыс. манатов) – соответственно, а во Франции – $8 724 (14,8 тыс. манатов) и $13 006 (22,1 тыс. манатов).
Напомним, министр науки и образования Эмин Амруллаев, выступая в ходе общественных обсуждений на тему "Роль частного бизнеса в образовании", заявил, что в Азербайджане переход на подушевое финансирование планируется распространить на общеобразовательные учреждения.
"Реформы планируется провести в течение ближайших 2-3 лет", – сказал министр.