https://az.sputniknews.ru/20231203/istoriya-tumannykh-kartin-zarozhdenie-kinematografa-baku-461032785.html
История "туманных картин": зарождение кинематографа Баку
История "туманных картин": зарождение кинематографа Баку
Sputnik Азербайджан
Вспоминаем увлекательные события, благодаря которым в Азербайджане состоялся первый киносеанс, появились первые "кинотеатры" и был создан собственный... 03.12.2023, Sputnik Азербайджан
2023-12-03T01:00+0400
2023-12-03T01:00+0400
2023-12-03T01:00+0400
азербайджан
культура
история
кинематограф
гаджи зейналабдин тагиев
ссср
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/07/1c/457236147_0:0:3109:1750_1920x0_80_0_0_2bf6d1c238e3c4c155441b94ae0891f5.jpg
БАКУ, 3 дек — Sputnik. Одно из величайших изобретений ХIХ века – появление кинематографа - не могло пройти мимо Баку. Показы необычных "туманных картин" начались здесь менее чем через год после того, как в Париже на бульваре Капуцинок в 1895 году в "Гранд кафе" состоялся первый сеанс кинопоказа. Чуть позже зародился собственный кинематограф и появились необычные "кинотеатры".Первые демонстрации киносеансов жители называли "туманными картинками", "ожившими фотографиями" или "движущимися картинами". Изначально появление кинематографа было воспринято как чудо, но уже очень скоро, в 1896 году бакинцы начинают широко пользоваться новым техническим достижением. Спустя еще год в городе во всю обсуждают сеансы "живой движущейся фотографии" братьев Люмьер. На афишах писалось буквально следующее: "первый раз в Баку – "настоящий синематограф Люмьера".Новое развлечение – "живая фотография" – быстро завоевало сердца бакинцев, и в городе начались киносеансы французских фильмов, проходившие в самых разных местах, потому что специального здания для кинематографа еще не было построено. Фильмы демонстрировались в клубах и на уличных площадках. Но вскоре желающих стало так много, что показы синематографа "переехали" в… цирк. Это был знаменитый в Баку театр-цирк Васильева-Вятского. А следом "золотую жилу" в киносеансах разглядели крупные предприниматели, и кино стали крутить в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева – известного нефтепромышленника и мецената.Любопытно, что в рамках киносеансов "синематографа Люмьера" в театре-цирке Васильева-Вятского в 1898 году 2 августа были показаны фильмы, снятые в этом же году фотографом и кинематографистом Александром Мишоном для предстоящей Всемирной выставки в Париже. Позже указом президента Азербайджанской Республики именно этот день будут считать днем рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечать, как "День национального кино".Стоит отдельно рассказать о личности фотографа из России Александра Мишона. Ему отводится важное место в зарождении азербайджанского кинематографа. Историки считают, что именно Мишон впервые завез в Баку киноаппарат братьев Люмьер. Произошло это во второй половине 1896 года. К тому времени в Баку уже пять лет как существовал научный фотокружок, созданный все тем же Мишоном. На киносеансе 2 августа 1898 года Мишон показал несколько картин, снятых им самим. Это "Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате 27 июля 1898 г.", "Проводы его высочества эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказская пляска" и "Попался" – юмористический случай в бакинском городском саду.Длящийся всего минуту фильм "Попался" – первый азербайджанский игровой фильм со сценарием и с режиссерской работой. По сюжету фильма к девушке в саду подкрался вор и захотел украсть кошелек. Но за ним следил жандарм, который схватил вора за руку и сказал: "Попался!".Все фильмы были показаны в Париже в 1900 году и вызвали большой успех. Лентами заинтересовались братья Люмьер и выкупили пленки, которые долгое время лежали во французском архиве. Лишь в 2001 г. по инициативе Азербайджанского кинофонда они были возвращены из Парижа в Баку.Синематограф уверенно шагал по миру. В Азербайджане появилось много предпринимателей, которые развернули активную деятельность в кинематографической сфере. В 1915 году в Баку было зарегистрировано акционерное общество "Фильма", которое занималось кинопрокатом и производством фильмов. За несколько лет на деньги местного бизнеса были сняты такие картины, как "В царстве нефти и миллионов" и "Аршин мал алан" по мотивам знаменитой музыкальной комедии великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.С приходом советской власти кинематограф не перестал развиваться. Производство фильмов было национализировано, а в 1922 году правительство открывает кинофабрику, под названием "Азербайджанфильм". К этому времени в Баку уже существовали свои кинотеатры.Всего за годы существования азербайджанского кино было снято около 400 художественных картин, свыше 1200 документальных и сотни мультипликационных фильмов. В "золотой фонд" объявленных государственным достоянием картин входят 11 работ. Это "Севиль" (1929); "Лятиф" (1930); "Исмет" (1934); "У самого синего моря" (1935); "Алмас" (1936); "Бакинцы" (1938); "Крестьяне" (1939); "Сабухи" (1941); "Одна семья" (1943); "Аршин мал алан" (1945) и "Встреча" (1955).
https://az.sputniknews.ru/20231126/rynok-passazh-istoriya-stareyshego-bazara-baku-460870848.html
ссср
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/07/1c/457236147_261:0:2990:2047_1920x0_80_0_0_7f7d7cffb21dddbc78594a27d34b1932.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
азербайджан, культура, история, кинематограф, гаджи зейналабдин тагиев, ссср
азербайджан, культура, история, кинематограф, гаджи зейналабдин тагиев, ссср
История "туманных картин": зарождение кинематографа Баку
Вспоминаем увлекательные события, благодаря которым в Азербайджане состоялся первый киносеанс, появились первые "кинотеатры" и был создан собственный "синематограф".
БАКУ, 3 дек — Sputnik. Одно из величайших изобретений ХIХ века – появление кинематографа - не могло пройти мимо Баку. Показы необычных "туманных картин" начались здесь менее чем через год после того, как в Париже на бульваре Капуцинок в 1895 году в "Гранд кафе" состоялся первый сеанс кинопоказа. Чуть позже зародился собственный кинематограф и появились необычные "кинотеатры".
Первые демонстрации киносеансов жители называли "туманными картинками", "ожившими фотографиями" или "движущимися картинами". Изначально появление кинематографа было воспринято как чудо, но уже очень скоро, в 1896 году бакинцы начинают широко пользоваться новым техническим достижением. Спустя еще год в городе во всю обсуждают сеансы "живой движущейся фотографии" братьев Люмьер. На афишах писалось буквально следующее: "первый раз в Баку – "настоящий синематограф Люмьера".
Новое развлечение – "живая фотография" – быстро завоевало сердца бакинцев, и в городе начались киносеансы французских фильмов, проходившие в самых разных местах, потому что специального здания для кинематографа еще не было построено. Фильмы демонстрировались в клубах и на уличных площадках. Но вскоре желающих стало так много, что показы синематографа "переехали" в… цирк. Это был знаменитый в Баку театр-цирк Васильева-Вятского. А следом "золотую жилу" в киносеансах разглядели крупные предприниматели, и кино стали крутить в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева – известного нефтепромышленника и мецената.
Любопытно, что в рамках киносеансов "синематографа Люмьера" в театре-цирке Васильева-Вятского в 1898 году 2 августа были показаны фильмы, снятые в этом же году фотографом и кинематографистом Александром Мишоном для предстоящей Всемирной выставки в Париже. Позже указом президента Азербайджанской Республики именно этот день будут считать днем рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечать, как "День национального кино".
Стоит отдельно рассказать о личности фотографа из России Александра Мишона. Ему отводится важное место в зарождении азербайджанского кинематографа. Историки считают, что именно Мишон впервые завез в Баку киноаппарат братьев Люмьер. Произошло это во второй половине 1896 года. К тому времени в Баку уже пять лет как существовал научный фотокружок, созданный все тем же Мишоном. На киносеансе 2 августа 1898 года Мишон показал несколько картин, снятых им самим. Это "Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате 27 июля 1898 г.", "Проводы его высочества эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказская пляска" и "Попался" – юмористический случай в бакинском городском саду.
Длящийся всего минуту фильм "Попался" – первый азербайджанский игровой фильм со сценарием и с режиссерской работой. По сюжету фильма к девушке в саду подкрался вор и захотел украсть кошелек. Но за ним следил жандарм, который схватил вора за руку и сказал: "Попался!".
Все фильмы были показаны в Париже в 1900 году и вызвали большой успех. Лентами заинтересовались братья Люмьер и выкупили пленки, которые долгое время лежали во французском архиве. Лишь в 2001 г. по инициативе Азербайджанского кинофонда они были возвращены из Парижа в Баку.
Синематограф уверенно шагал по миру. В Азербайджане появилось много предпринимателей, которые развернули активную деятельность в кинематографической сфере. В 1915 году в Баку было зарегистрировано акционерное общество "Фильма", которое занималось кинопрокатом и производством фильмов. За несколько лет на деньги местного бизнеса были сняты такие картины, как "В царстве нефти и миллионов" и "Аршин мал алан" по мотивам знаменитой музыкальной комедии великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.
С приходом советской власти кинематограф не перестал развиваться. Производство фильмов было национализировано, а в 1922 году правительство открывает кинофабрику, под названием "Азербайджанфильм". К этому времени в Баку уже существовали свои кинотеатры.
Всего за годы существования азербайджанского кино было снято около 400 художественных картин, свыше 1200 документальных и сотни мультипликационных фильмов. В "золотой фонд" объявленных государственным достоянием картин входят 11 работ. Это "Севиль" (1929); "Лятиф" (1930); "Исмет" (1934); "У самого синего моря" (1935); "Алмас" (1936); "Бакинцы" (1938); "Крестьяне" (1939); "Сабухи" (1941); "Одна семья" (1943); "Аршин мал алан" (1945) и "Встреча" (1955).