Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Импорт автомобилей в Азербайджан подорожал: когда подскочат цены на авторынке страны?

© AFP 2024 / ROBYN BECKГибридный автомобиль, фото из архива
Гибридный автомобиль, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 07.11.2023
Подписаться
В сентябре легковой автомобиль в Азербайджане в среднем стоил 39,8 тыс. манатов.
БАКУ, 7 ноя — Sputnik. Выросла стоимость импортированных в Азербайджан автомобилей. По данным Государственного таможенного комитета, в январе-сентябре 2023 года в страну было ввезено 72 883 автомобиля на сумму $1,2 млрд. Это на 62,2% больше в стоимостном выражении и на 32% – в количественном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В январе-сентябре этого года средняя цена ввезенной машины составила $16,5 тыс., тогда как в прошлом году – $13,4 тыс. Таким образом, в этом году средняя цена одного импортированного автомобиля выросла более чем на $3 тыс. по сравнению с 2022-м.
Что касается стоимости легковых машин на внутреннем рынке, то, по данным Госкомстата, в сентябре автомобиль в среднем можно было купить за 39,8 тыс. манатов. По сравнению с январем цены выросли на 0,1%, однако по сравнению с августом остались неизменными.
Ситуацию на авторынке страны и причины роста цен Sputnik Азербайджан попросил прокомментировать экспертов.

Официальные дилеры цены не поднимали

Исполнительный директор общественного объединения "Ассоциация автомобильных дилеров Азербайджана" Эйюб Алиев сообщил Sputnik Азербайджан, что рост цен импортированных автомобилей в основном связан с увеличением транспортных расходов.
"Что касается цен на авторынке, то в настоящее время официальные дилеры, то есть компании, входящие в ассоциацию, их не поднимали, они даже снижаются, и в ближайшие месяц-два ситуация не изменится. К концу года автосалоны проводят даже определенные скидочные кампании. Однако повышение цен производителями и увеличение транспортных расходов могут в будущем оказать влияние и на наш авторынок", – сказал эксперт.
Алиев отметил, что более 80% автопарка Азербайджана составляют автомобили старше 10 лет, поэтому стране нужны новые машины.
"Однако частные лица и серые дилеры (перекупщики – ред.) продолжают ввозить в страну неустойчивые и подержанные машины в плохом техническом состоянии", - сказал собеседник.

Стоимость импорта автомобилей растет с каждым днем

Алиев отметил, что изменения цен на импортные автомобили оказывает влияние на внутренний рынок не сразу, а через некоторое время.
"Если автозаводы повысят отпускные цены, то непосредственно на рынке это может сказаться после февраля 2024 года. С другой стороны, транспортные расходы растут с каждым днем, и это тоже влияет на цену", – сказал эксперт.
Он добавил, что введенное в этом году ограничение на импорт автомобилей, срок эксплуатации которых превышает 10 лет, привело к тому, что в страну стали ввозиться новые машины. По мнению Алиева, это хороший шаг в плане обновления автопарка республики, но в будущем потребуются дополнительные меры в этом направлении.
Эксперт по транспорту Эльдениз Джафаров сказал Sputnik Азербайджан, что раньше в страну ввозились в основном подержанные автомобили с большим сроком эксплуатации, и потому цены на них были низкими.
"Сейчас в страну завозят новые и подержанные автомобили с небольшим сроком эксплуатации, и цены на такие авто относительно высокие", – сказал эксперт.
Он отметил, что основной причиной стабильного роста спроса на транспортные средства, в том числе и легковые автомобили, является стабильность экономики.
"Экономика в Азербайджане стабильна, курс маната по отношению к доллару стабилен, азербайджанская экономика расширяется, численность населения страны увеличивается. Естественно, в такой ситуации повышается спрос на транспортные средства", – отметил Джафаров.
Эксперт тоже считает, что увеличение транспортных расходов может влиять на цены импортированных машин.

Импорт электромобилей резко увеличился

Экономист-эксперт Халид Керимли также согласен с тем, что основным фактором, который окажет влияние на изменение цен на внутреннем рынке автомобилей, – это запрет на ввоз в страну машин, прослуживших более 10 лет.
"Еще одна причина – подорожание производства автомобилей в мире. Кроме того, резко увеличился импорт в нашу страну электромобилей, а их стоимость тоже высокая", – сказал Керимли Sputnik Азербайджан.
Отметим, что импорт электромобилей за январь-сентябрь текущего года увеличился в семь раз (2 118 единиц).
Керимли также считает, что средняя цена импортных автомобилей на внутреннем рынке вырастет, однако не указал временные рамки своего прогноза.

Налоговые льготы на электр- и гибридные автомобили

Увеличение импорта электромобилей связан и с тем, что в последние годы в Азербайджане в этом плане предприняты определенные шаги. Так, с 1 января 2019 года импорт электромобилей в Азербайджан был освобожден от налога на добавленную стоимость (НДС). С 1 января 2022 года не только ввоз, но и реализация автомобилей с электродвигателем, а также импорт зарядных устройств второго и третьего уровня к электромобилям был освобожден от НДС сроком на три года. Также с 1 января 2022 года до конца 2024 года от НДС освобождены ввоз и реализация гибридных автомобилей не старше трех лет с двигателем объемом до 2500 кубических сантиметров.
Напомним также, что в целях защиты жизни и здоровья людей и окружающей среды, снижения количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом, а также улучшения экологической ситуации Кабинет министров в марте этого года принял решение ограничить ввоз легковых автомобилей старше 10 лет (с даты выпуска) на территорию Азербайджана. Отметим, что данное ограничение не распространяется на раритетные легковые автомобили и легковушки, временно ввезенные на таможенную территорию страны.
Лента новостей
0