Логистический каркас и многомиллиардные инвестиции: что предлагают миру КНР и РФ

© Sputnik / Сергей СавостьяновПрезидент РФ Владимир Путин на церемонии встречи глав делегаций - участников III Международного форума "Один пояс, один путь" в Пекине
Президент РФ Владимир Путин на церемонии встречи глав делегаций - участников III Международного форума Один пояс, один путь в Пекине - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.10.2023
Подписаться
Форум "Один пояс, один путь" будет способствовать интеграции евразийских экономических объединений и, в конечном итоге, позволит реализовать проект Большого евразийского партнерства, предложенный Россией.
БАКУ, 19 окт — Sputnik. В ходе двухдневного III Форума международного сотрудничества "Один пояс, один путь", который состоялся в Пекине, обсуждались основные проблемы и возможности экономик евразийского региона, по результатам были представлены ряд предложений и инициатив.
Как ожидают эксперты, мероприятие будет способствовать интеграции евразийских экономических объединений и, в конечном итоге, позволит реализовать проект Большого евразийского партнерства, предложенный несколько лет назад президентом РФ Владимиром Путиным.

Транспортно-логистический каркас региона

Главы государств-участников проекта собрались в Пекине в десятилетнюю годовщину его запуска и в очередной раз напомнили всему миру, что предлагает данная инициатива мировой экономике.
Так, в первую очередь, "Один пояс, один путь" позволяет объединить транспортно-логистические возможности государств евразийского региона в единый бесшовный маршрут, который даст возможность беспрепятственно поставлять товары из Азии в западном направлении. При этом китайская инициатива предполагает не только улучшение транспортно-логистической инфраструктуры стран-участниц проекта, но и общее развитие экономики этих государств.
Так, согласно изложенному Китаем плану, по всему маршруту проекта планируется создание производственных мощностей, энергетической инфраструктуры и технологических проектов. Для их развития крупные экономики региона, в частности, Китай, инвестируют многомиллиардные средства.
Так, за десять лет существования инициативы "Один пояс, один путь" Китай инвестировал в участвующие в нем страны проекта более $1 трлн, реализовав около 3000 проектов. В частности, страны Европейского экономического союза (ЕАЭС) в рамках сотрудничества по инициативе "Пояса и пути" получили инвестиции в размере около $24 млрд.
Стоит отметить, что инициатива включает в себя ряд региональных транспортно-логистических маршрутов и коридоров. Так, один из них - Транскаспийский маршрут (ТМТМ, Средний путь) - усиленно развивается Казахстаном, Азербайджаном и Грузией.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе форума предложил Китаю создать партнерскую сеть стратегических портов и логистических центров в рамках развития Транскаспийского маршрута.
Инициатива казахского лидера совпадает с целями стран Каспийской пятерки по развитию портовой инфраструктуры из-за растущей роли Каспийского моря в международных грузоперевозках.
В то же время, развивая вертикальный международный транспортный коридор "Север-Юг", призванный поставлять товары из Индии и Ирана в Россию, Москва в ходе форума предложила международным грузоотправителям оценить проект Северного морского пути ("Севморпуть"). По словам президента РФ Владимира Путина, навигация на всем его протяжении вскоре станет круглогодичной.

"Что касается Северного морского пути, то Россия не просто предлагает партнерам активно использовать его транзитный потенциал. Скажу больше - мы приглашаем заинтересованные государства к прямому участию в его развитии. Готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение", - сказал глава российского государства на форуме "Один пояс, один путь".

В целом выступая на мероприятии и говоря о транспортно-логистическом потенциале региона, Путин отметил, что в России появятся несколько перспективных железнодорожных магистралей, совместно с евразийскими проектами они позволят создать единый транспортный логистический каркас.

Следующий шаг – интеграция ШОС, БРИКС, ЕАЭС и АСЕАН

Страны евразийского региона объединены различными союзами и организациями – сотрудничество помогает экономикам стран преодолеть вызовы и преграды, координировать действия для развития товарообмена, а также будет способствовать расширению торговых и транспортно-логистических возможностей региона и экономическому росту.
В связи с этим стоит отметить, что, в ходе сотрудничества в рамках тех или иных организаций, экономика отдельной страны развивается более быстрыми темпами, в том числе благодаря ряду преимуществ и льгот, которые предоставляет участие в объединениях.
Сегодня главные экономические объединения региона, такие как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ЕАЭС, уже выходят за рамки евразийских организаций и привлекают в свои ряды страны из таких регионов как Южная Америка и Африка.
Кроме того, интенсивно обсуждается сотрудничество и интеграция региональных объединений. Данная тенденция получила импульс после определения приоритетных направлений международного взаимодействия, утвержденных в 2021 году лидерами стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Так, согласно решению лидеров государств союза, приоритетными для развития кооперации названы Содружество независимых государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и БРИКС.
Среди рассматриваемых вариантов сотрудничества - создание совместной универсальной платежной системы, развитие свободных экономических зон и интеграция финансовых институтов.

На шаг ближе к Большому евразийскому партнерству

Форум "Один пояс, один путь" и развитие интеграционных процессов между евразийскими союзами и объединениями приближает реализацию российской инициативы Большого евразийского партнерства, предложенной в 2015 году. Концепция БЕП состоит в том, чтобы построить справедливый миропорядок, подразумевающий развитие равноправного и взаимовыгодного экономического партнерства.
Реализация БЕП основана на создании международных торговых и инвестиционных соглашений, развитии общего транспортного пространства, построении единой сети экономических коридоров и зон развития, установлении общего энергетического пространства и цифрового измерения, а также формировании единых и интегрированных финансовых систем и институтов.
По словам Владимира Путина, Большое евразийское партнерство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру региона, стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте при учете многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов.
Сегодня создание БЕП протекает более быстрыми темпами, учитывая естественные процессы по развитию сотрудничества между странами евразийского пространства и ускорению процесса регионализации.
Стоит напомнить слова директора Департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрия Биричевского о том, что идея формирования БЕП изначально была нацелена на соединение различных региональных площадок, в том числе региональных международных организаций – ЕАЭС, ШОС, АСЕАН.
"БЕП открыт не только для стран континента, это в целом открытая структура, даже не столько структура, сколько некая философия. И если наши партнеры в Латинской Америке, в Африке разделяют принципы равноправия, взаимной выгоды, добровольности, принцип консенсуса, то они могут спокойно присоединиться к этой инициативе", - рассказал Биричевский.
Стоит ожидать, что сверка часов лидеров стран-участников инициативы "Один пояс, один путь" а также предложенные новые инициативы позволят успешнее и активнее реализовать инициативу РФ по созданию Большого европейского партнерства уже в ближайшие годы.
Лента новостей
0