https://az.sputniknews.ru/20231006/otkrytie-zangezurskogo-koridora-tormozit-protalkivanie-svoikh-interesov-otdelnymi-igrokami-459347863.html
Открытие Зангезурского коридора тормозит проталкивание своих интересов отдельными игроками
Открытие Зангезурского коридора тормозит проталкивание своих интересов отдельными игроками
Sputnik Азербайджан
Маршрут, открытие которого предусмотрено в трехстороннем заявлении Азербайджана, России и Армении, все еще остается на уровне проекта из-за неконструктивной... 06.10.2023, Sputnik Азербайджан
2023-10-06T21:00+0400
2023-10-06T21:00+0400
2023-10-06T21:00+0400
азербайджан
иран
турция
россия
зангезурский коридор
маршруты
южный кавказ
колумнисты
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/01/0c/425939439_0:77:1600:977_1920x0_80_0_0_5109b1154dd363dc76179e4f03da37ed.jpg
БАКУ, 6 окт — Sputnik. Контроль за транспортным сообщением по Зангезурскому коридору на территории Армении должны осуществлять органы Пограничной службы ФСБ РФ. Это предусмотрено трехсторонним заявлением от 2020 года, подписи под которым поставили руководители Азербайджана, России и Армении. Но хотя прошло почти три года со дня подписания документа, для реализации этого пункта в Армении не сделано практически ничего. Неприятно удивляет в этом вопросе и то, что категорически против реализации проекта выступил также Иран, власти которого назвали строительство коридора "красной линией" во внешней политике страны. Такую позицию Тегерана подтвердили и во время визитов в Иран министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и представителя президента Азербайджана по особым поручениям Халафа Халафова. Суть и значение Зангезурского коридора для региона Говоря о Зангезурском коридоре, особо отмечают, что он, проходя через южные районы Армении, соединит западные регионы Азербайджана с Нахчываном и далее с Турцией. При этом упускается из вида, что начало эксплуатации данной транспортной артерии означает также выход из полублокадного состояния самой Армении, которая на сегодня поддерживает связь с внешним миром посредством автомобильных дорог через Грузию и Иран. То есть напоминать о взаимной заинтересованности в реализации данного проекта Азербайджана и Армении излишне. Но значение данной транспортной артерии не ограничивается Кавказским регионом. Ведь эта дорога является также и частью Среднего коридора, который, в свою очередь, олицетворяет в регионе проект "Один пояс, один путь". Данный факт является показателем того, насколько в экономическом плане реализация данного проекта выгодна для стран региона. Отношение стран региона к проекту Казалось бы, обсуждать отношение к проекту стран, подписавших трехстороннее заявление, излишне - ведь их руководители подтвердили свою позицию подписями под документом. Однако отношение к реализации проекта со стороны Армении показывает, что не все так однозначно. На словах выступая за его осуществление, Армения делает все, чтобы проект не был реализован. Изначально поддержали позицию Еревана и в Тегеране. Там заявили, что не допустят посягательства на суверенитет Армении, а следовательно - не хотят реализации Зангезурского коридора. Позиция этой "двойки" не изменилась и после неоднократных заявлений Баку и Москвы о том, что при реализации проекта не будут допущены посягательства на суверенитет Армении. За скорейшую реализацию проекта изначально выступали Азербайджан, Россия и Турция, которые расценивают эту артерию как важную для развития экономики стран и всего региона в целом. Чтобы убедиться в этом, достаточно только подсчитать экономический эффект от транзитных сборов, не говоря уже о развитии инфраструктуры региона и создании предпосылок для успешной взаимовыгодной торговли. Возвращаясь к позиции Ирана, отметим, что страна не возражает против прохождения маршрута через свою территорию. Это имели в виду и лидер Турции Эрдоган, и представители соответствующих структур Азербайджана, когда заявляли, что, в случае отказа Армении от сотрудничества, он может быть проложен через территорию ИРИ. Началом реализации данного проекта можно считать закладку фундамента автомобильного моста между Азербайджаном и Ираном, которая состоялась 6 октября в Зангилане. Мост строится рядом с поселком Агбенд. В мероприятии приняли участие вице-премьер, сопредседатель Госкомиссии по сотрудничеству в экономической, торговой и гуманитарной сферах между Азербайджаном и Ираном Шахин Мустафаев и министр дорог и градостроительства Исламской Республики, сопредседатель комиссии со стороны ИРИ Мехрдад Базрпаш. А это уже говорит о том, что Армения рискует остаться в стороне от проекта, повторив ситуацию 1990-х годов, когда она упустила возможность участия в международных логистических проектах. А это значит, что страна будет лишена возможности получать дополнительные вливания в свою экономику в дальнейшем. Геополитические инсинуации ради экономических дивидендовВ ходе переговоров с представителями Армении и Азербайджана в Тегеране администрация президента Ирана выступила с заявлением о том, что открытие Зангезурского коридора "представляет угрозу национальным интересам Исламской Республики ". Причем если раньше Иран просто утверждал, что открытие коридора приведет к "перекрытию" сухопутной границы между Ираном и Арменией, то теперь в Тегеране уверены, что реализация этого проекта может создать плацдарм для сил НАТО в регионе. Эксперты отмечают полную абсурдность предположения, что НАТО войдет в регион посредством железной или автомобильной дороги из Нахчывана в Армению. Другое дело, что, говоря о НАТО, в Тегеране намекают на прямое вхождение в регион Турции, которая является членом Североатлантического блока. Но и в этом есть нестыковка. Ведь реализацию проекта усердно продвигает Россия, которая уж никак не может выступать лоббистом создания плацдарма НАТО в своем "подбрюшье". В таком случае должна быть другая причина, а именно - Тегеран намерен продвигать свои экономические интересы в связи с реализацией Зангезурского проекта, считают многие эксперты. А заключаются они в том, что иранские власти намерены обеспечить прохождения стратегических региональных маршрутов через свою территорию. Это позволит Ирану не только обеспечить дополнительные доходы от транзита, но и даст Тегерану возможность получить новые рычаги влияния на региональную геополитику. Усилить позицию Тегерана также призваны такие маршруты, как "Север-Юг", который продвигает Москва, и "Восток-Запад", инициированный Индией. Из вышесказанного следует, что дорога, которая свяжет западные районы Азербайджана с Нахчываном и далее с Турцией, откроется в любом случае. Другое дело - будет этот проект реализовываться вместе с Арменией, которая пока загнала себя в логистические закоулки, или в объезд ее территории совместно с Ираном.
турция
россия
южный кавказ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/01/0c/425939439_294:0:1597:977_1920x0_80_0_0_f21f7e9745cbfe25fafd9cdd9fd926d9.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
азербайджан, иран, турция, россия, зангезурский коридор, маршруты, южный кавказ, колумнисты
азербайджан, иран, турция, россия, зангезурский коридор, маршруты, южный кавказ, колумнисты
Открытие Зангезурского коридора тормозит проталкивание своих интересов отдельными игроками
Маршрут, открытие которого предусмотрено в трехстороннем заявлении Азербайджана, России и Армении, все еще остается на уровне проекта из-за неконструктивной позиции Еревана.
БАКУ, 6 окт — Sputnik. Контроль за транспортным сообщением по Зангезурскому коридору на территории Армении должны осуществлять органы Пограничной службы ФСБ РФ. Это предусмотрено трехсторонним заявлением от 2020 года, подписи под которым поставили руководители Азербайджана, России и Армении. Но хотя прошло почти три года со дня подписания документа, для реализации этого пункта в Армении не сделано практически ничего.
Неприятно удивляет в этом вопросе и то, что категорически против реализации проекта выступил также Иран, власти которого назвали строительство коридора "красной линией" во внешней политике страны. Такую позицию Тегерана подтвердили и во время визитов в Иран министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и представителя президента Азербайджана по особым поручениям Халафа Халафова.
Суть и значение Зангезурского коридора для региона
Говоря о Зангезурском коридоре, особо отмечают, что он, проходя через южные районы Армении, соединит западные регионы Азербайджана с Нахчываном и далее с Турцией. При этом упускается из вида, что начало эксплуатации данной транспортной артерии означает также выход из полублокадного состояния самой Армении, которая на сегодня поддерживает связь с внешним миром посредством автомобильных дорог через Грузию и Иран. То есть напоминать о взаимной заинтересованности в реализации данного проекта Азербайджана и Армении излишне.
Но значение данной транспортной артерии не ограничивается Кавказским регионом. Ведь эта дорога является также и частью Среднего коридора, который, в свою очередь, олицетворяет в регионе проект "Один пояс, один путь". Данный факт является показателем того, насколько в экономическом плане реализация данного проекта выгодна для стран региона.
Отношение стран региона к проекту
Казалось бы, обсуждать отношение к проекту стран, подписавших трехстороннее заявление, излишне - ведь их руководители подтвердили свою позицию подписями под документом. Однако отношение к реализации проекта со стороны Армении показывает, что не все так однозначно. На словах выступая за его осуществление, Армения делает все, чтобы проект не был реализован.
Изначально поддержали позицию Еревана и в Тегеране. Там заявили, что не допустят посягательства на суверенитет Армении, а следовательно - не хотят реализации Зангезурского коридора. Позиция этой "двойки" не изменилась и после неоднократных заявлений Баку и Москвы о том, что при реализации проекта не будут допущены посягательства на суверенитет Армении.
За скорейшую реализацию проекта изначально выступали Азербайджан, Россия и Турция, которые расценивают эту артерию как важную для развития экономики стран и всего региона в целом. Чтобы убедиться в этом, достаточно только подсчитать экономический эффект от транзитных сборов, не говоря уже о развитии инфраструктуры региона и создании предпосылок для успешной взаимовыгодной торговли.
Возвращаясь к позиции Ирана, отметим, что страна не возражает против прохождения маршрута через свою территорию. Это имели в виду и лидер Турции Эрдоган, и представители соответствующих структур Азербайджана, когда заявляли, что, в случае отказа Армении от сотрудничества, он может быть проложен через территорию ИРИ.
Началом реализации данного проекта можно считать закладку фундамента автомобильного моста между Азербайджаном и Ираном, которая состоялась 6 октября в Зангилане. Мост строится рядом с поселком Агбенд. В мероприятии приняли участие вице-премьер, сопредседатель Госкомиссии по сотрудничеству в экономической, торговой и гуманитарной сферах между Азербайджаном и Ираном Шахин Мустафаев и министр дорог и градостроительства Исламской Республики, сопредседатель комиссии со стороны ИРИ Мехрдад Базрпаш.
А это уже говорит о том, что Армения рискует остаться в стороне от проекта, повторив ситуацию 1990-х годов, когда она упустила возможность участия в международных логистических проектах. А это значит, что страна будет лишена возможности получать дополнительные вливания в свою экономику в дальнейшем.
Геополитические инсинуации ради экономических дивидендов
В ходе переговоров с представителями Армении и Азербайджана в Тегеране администрация президента Ирана выступила с заявлением о том, что открытие Зангезурского коридора "представляет угрозу национальным интересам Исламской Республики ". Причем если раньше Иран просто утверждал, что открытие коридора приведет к "перекрытию" сухопутной границы между Ираном и Арменией, то теперь в Тегеране уверены, что реализация этого проекта может создать плацдарм для сил НАТО в регионе.
Эксперты отмечают полную абсурдность предположения, что НАТО войдет в регион посредством железной или автомобильной дороги из Нахчывана в Армению. Другое дело, что, говоря о НАТО, в Тегеране намекают на прямое вхождение в регион Турции, которая является членом Североатлантического блока.
Но и в этом есть нестыковка. Ведь реализацию проекта усердно продвигает Россия, которая уж никак не может выступать лоббистом создания плацдарма НАТО в своем "подбрюшье". В таком случае должна быть другая причина, а именно - Тегеран намерен продвигать свои экономические интересы в связи с реализацией Зангезурского проекта, считают многие эксперты.
А заключаются они в том, что иранские власти намерены обеспечить прохождения стратегических региональных маршрутов через свою территорию. Это позволит Ирану не только обеспечить дополнительные доходы от транзита, но и даст Тегерану возможность получить новые рычаги влияния на региональную геополитику. Усилить позицию Тегерана также призваны такие маршруты, как "Север-Юг", который продвигает Москва, и "Восток-Запад", инициированный Индией.
Из вышесказанного следует, что дорога, которая свяжет западные районы Азербайджана с Нахчываном и далее с Турцией, откроется в любом случае. Другое дело - будет этот проект реализовываться вместе с Арменией, которая пока загнала себя в логистические закоулки, или в объезд ее территории совместно с Ираном.