Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Как "ханское село" превратилось в город Ханкенди – рассказывает историк

© Sputnik / Murad OrujovВид на Ханкенди, фото из архива
Вид на Ханкенди, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.09.2023
Подписаться
До 14 мая 1805 года, то есть до присоединения Карабахского ханства к Российской империи, Ханкенди считался собственностью Периджахан Бейим, жены карабахского Мехдигулу-хана, рассказал историк
БАКУ, 29 сен — Sputnik. Одним из самых обсуждаемых вопросов в социальных сетях в Азербайджане за последние дни является этимология топонима Ханкенди. На сей счет высказываются разные мнения, но, конечно, в таких вопросах самое правильное – узнать мнение историков.
Об историческом прошлом Ханкенди и этимологии этого названия корреспондент Sputnik Азербайджан поговорила с сотрудником Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Фаигом Исмайловым.
Он отметил, что руководство Армении всегда прямо или косвенно распространяло ложную и безосновательную информацию о том, что Ханкенди – крупнейший город в северной части Карабахского экономического региона – исторически принадлежал армянам. Исследования показывают, что до начала прошлого века, а именно до 1920 года, в Ханкенди армяне вообще не проживали.
"Город Ханкенди в Карабахе, ставший жертвой захватнической политики армян, отличается от других азербайджанских городов тем, что он сравнительно молодой. Согласно историческим источникам, Ханкенди в конце XVIII века был резиденцией для отдыха семей карабахских ханов. Она располагалась на небольшой равнине, у восточного подножия Кавказского хребта, всего в 10 километрах от тогдашней столицы Карабахского ханства – города Панахабад (Шуша)", – рассказал Исмайлов.
Он подчеркнул, что изначально это место было известно как "ханское село" (Ханкенди), поскольку здесь во время отдыха жили только семья хана и его ближайшее окружение. Но постепенно в эту местность стали съезжаться ремесленники и торговцы, представители самых разных профессий, и масштабы поселения росли и расширялись. В период ханства в Ханкенди насчитывалось всего 15 основных кварталов, но к 1918-20 годам город разросся – в нем уже было 37 кварталов.
В те времена в Ханкенди действовало 17 мечетей: Гара Гусейн, Меджидли, Алыш, Зеленая мечеть, Сияфур, Имам Али, Харрат Уста Гулу, мечеть Эрминаван, Эйридам, Чайкенары, Самирабад, Желтая мечеть, Билендерли, Юрд йер, Большая мечеть и Мирзяляр.
Кроме того, на кладбищах вблизи города Ханкенди находились 17 гробниц, в том числе Момина Хатун и Отлудере, представляющих собой великолепные памятники архитектуры, а также места религиозного поклонения – оджаг (место поклонения – ред.) Сейида Мухаммеда, Беюк Пир зиеретгахы, Керки оджагы, Гала пири, оджаг Халифа Ибрагима Валиуллы.
Не встречается и намека на армянские названия как в топонимах первых 15 основных мехелле (квартал – ред.) города Ханкенди – Меркезшехер, Сейид Мухаммед мехелляси, Махаллы, Маджидли, Саатлы, Йазарлар вя Тарзянляр мехеллеси, Ага мехелляси, Ханбагы, Беюкбазар, Таджилляр мехеллеси, Юхары мехелле (Верхний квартал), Ашагы мехелле ("Нижний квартал), Даг мехелле, Байгар мехеллеси, Учйол Гурдлары мехелляси, – так и в топонимах новых, появившихся позже, 22 кварталов.
Историк привел названия этих кварталов Ханкенди: Мешади Асадулла, Гайебашы, Зангезурлар, Озан, Гала, Тезе мехелле, Чапарханлы, Херратлар, Орта мехелле, Задаганлар, Гаргар (Чайгыраглылар), Джудюрхан, Алакешлер, Аллахгерек, Котангайа, Беюк мехелле, Кичик мехелле, Билендерлилер, Габыджыг-Хокмавар, Гойгешем, Пойлу и Шингедан.
По словам историка, до 1920 года Ханкенди жили 1375 семей, и из приблизительно 8 тысяч человек населения в городе не было ни одного армянина.
До 14 мая 1805 года, то есть до присоединения Карабахского ханства к Российской империи, Ханкенди считался собственностью Периджахан Бейим – жены карабахского Мехдигулу-хана. Таким образом, территория, на которой расположен нынешний город Ханкенди, была в собственности азербайджанской женщины, а не принадлежала какой-либо этнической группе или народу.
После Октябрьской революции 1917 года в бывший Российской империи стали происходить сложные процессы, которые затронули и Южный Кавказ, в том числе и Ханкенди. Армяне, заселенные русскими на землях Иреванского ханства, исторически принадлежавшего азербайджанцам, провозгласили там государство Армения.
По словам историка, воодушевленные этим событием, армянские националисты начали предъявлять территориальные претензии к Нахчыванскому, Зангезурскому, Нагорно-Карабахскому регионам Азербайджана и в целом ко всем азербайджанским землям. Армянские военные формирования нападали в этих регионах на населенные азербайджанцами города и села, убивали мирных жителей.
В 1918-1920 годах в результате политики правительства независимой Азербайджанской Демократической Республики (АДР) и решимости азербайджанской армии удалось пресечь притязания армянских националистов на Нагорный Карабах и Ханкенди. Но после падения АДР процесс заселения Ханкенди армянами усилился.
"После установления советской власти в Азербайджане ЦИК Азербайджанской ССР 7 июля 1923 года издал декрет "Об образовании Нагорно-Карабахской автономной области" (НКАО). Согласно этому декрету центром (главным городом) НКАО был объявлен Ханкенди. 1 сентября 1923 года город был переименован в Степанакерт в честь Степана Шаумяна, руководителя Бакинского Совнаркома (26 бакинских комиссаров), дашнака, на руках которого была кровь многих азербайджанцев", – сказал ученый.
По словам Исмайлова, быстрый рост числа армян, которые в советский период переселились в Ханкенди из разных городов, вызвал необходимость в строительстве новых жилых домов. Именно поэтому армяне и взялись "перестраивать" город. Они, ссылаясь на ветхость строений, начали массово сносить дома и административные здания, уничтожая исторические кварталы Ханкенди.
"37 кварталов, которые являлись украшением города, были снесены. Все памятники истории и культуры в городе Ханкенди, в том числе 15 мечетей, 17 гробниц, 5 святилищ, 2 храма, 15 городских кладбищ, были разрушены до основания. Старинные жилые дома и административные здания были снесены и на их месте построены новые. На руинах культурного наследия Азербайджана были построены трех- и пятиэтажные жилые дома, разбиты новые парки, открыты рестораны, гастрономы, возведены монументальные статуи и сооружения. В Ханкенди осталось лишь ограниченное количество старых зданий XVIII-XIX веков, но их внешний вид претерпел такие изменения, что от прежнего облика ничего не осталось", – сказал историк.
Тем не менее, по словам Исмайлова, все попытки армян стереть следы азербайджанцев в Ханкенди – городе, основанном карабахским ханом, оказались тщетными. Азербайджанцы скоро вернут своему городу исторический облик и превратят его в райских уголок, достойный славы Периджахан Бейим, супруги основателя города – карабахского Мехдигулу-хана.
Лента новостей
0