https://az.sputniknews.ru/20230919/torgovye-suda-azerbaydzhana-i-stran-eaes-na-kaspii--predlozhenie-otstaet-ot-sprosa-458730159.html
Торговые суда Азербайджана и стран ЕАЭС на Каспии – предложение отстает от спроса?
Торговые суда Азербайджана и стран ЕАЭС на Каспии – предложение отстает от спроса?
Sputnik Азербайджан
Для удовлетворения потребностей Азербайджана и стран ЕАЭС в торговых судах открывается перспективная ниша для их сотрудничества. Как кооперация Баку-ЕАЭС... 19.09.2023, Sputnik Азербайджан
2023-09-19T10:00+0400
2023-09-19T10:00+0400
2023-09-19T12:22+0400
еаэс
азербайджан
каспий
судостроение
сотрудничество
грузоперевозки
казахстан
зао "азербайджанское каспийское морское пароходство" (каспар)
ооо "бакинский судостроительный завод"
экономика
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/06/17/443260698_0:0:999:562_1920x0_80_0_0_d01f68bba5d138a7e76b229e846e0639.jpg
БАКУ, 19 сен — Sputnik. Резкий рост грузоперевозок по Каспийскому морю в течение последних двух лет выявил не только слабые места данного морского маршрута, но и дефицит торговых судов. При этом страны каспийской пятерки уже начали гонку по наращиванию торгового флота. У Азербайджана он на Каспии самый большой - 53 коммерческих судна. При этом страна намерена увеличить свой флот за счет роста мощностей Бакинского судостроительного завода с нынешних 6 до 10-15 танкеров и сухогрузов в год. Аналогичные планы вынашивают и две страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на Каспии – Россия и Казахстан. Как страны ЕАЭС развивают торговый флот на Каспии Страны ЕАЭС сегодня активно развивают торговые маршруты, в том числе морские, для расширения грузоперевозок как между странами-участницами, так и партнерами вне союза. Выход ЕАЭС в Каспийский бассейн, который является важным транспортным звеном МТК "Север-Юг", помогает союзу также активно развивать сотрудничество со странами Центральной и Восточной Азии благодаря интеграции в другой маршрут – Транскаспийский (Средний коридор, ТМТМ). В таком случае крайне важно развитие странами ЕАЭС торгового флота на Каспии. Так, Россия планирует увеличить здесь мощности судостроительных заводов – до конца 2026 года на них будет построено 20 контейнеровозов. Главный российский судостроительный центр на Каспии находится в Астраханской области, где в целом функционируют около 10 крупных и средних судостроительных и судоремонтных предприятий, которые строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда. Суммарная мощность обработки металла судостроительных и судоремонтных предприятий Астраханской области составляет до 90 тыс. тонн в год. Они также выполняют заказы партнеров из прикаспийских государств по строительству и ремонту крупных и технически сложных судов. В то же время Россия планирует развивать торговый флот на Каспии вместе с партнерами по морю. Так, между судоходной компанией Ирана и российским Клубом конвергенции коридора "Север–Юг" подписано соглашение о строительстве и приобретении 20 судов для использования в растущих грузоперевозках двух стран. Кроме того, другая страна ЕАЭС – Казахстан также планирует увеличить торговый флот. Ожидается, что к 2030 году его пополнят десять нефтеналивных барж, восемь паромов, шесть танкеров и контейнеровоз. В этом вопросе Казахстан намерен сотрудничать и с иностранными инвесторами. Так, в расширении торгового флота Астане поможет компания Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ) – портовый промышленный и логистический оператор. В рамках соглашения, подписанного между эмиратской компанией и "Казмортрансфлотом", планируют построить и приобрести контейнерные паромы и сухогрузные суда, в том числе для участия в перевозках грузов по маршруту "Север-Юг". Перспективы сотрудничества Баку и ЕАЭС в судостроении В целом для удовлетворения потребностей Азербайджана и стран ЕАЭС в торговых судах открывается перспективная ниша для их сотрудничества. Так, модернизированный судостроительный завод в Азербайджане начинает принимать заказы и от иностранных партнеров. В частности, рассматривается вопрос сотрудничества между Азербайджаном и Россией в строительстве судов. У РФ есть планы по строительству 100 судов в течение следующих 10-15 лет, и к работам в том числе планируется привлечение бакинской верфи. Азербайджанская сторона может также оказать услуги по проектированию судов для российских заказчиков. Кроме того, Азербайджан активно развивает кооперацию по судостроению с Казахстаном. Например, ремонт судов из Казахстана на Бакинском судостроительном заводе планируется освободить от НДС. В целом о судостроительных возможностях Азербайджана информировал ЕАЭС и президент Ильхам Алиев, выступая в мае на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе. Стоит отметить, что, учитывая растущий спрос на суда на Каспии, в Азербайджане проводятся работы по расширению видов выпускаемых судов и увеличению мощностей производства. Так, ранее ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) и Бакинский судостроительный завод подписали контракт на строительство нового судна типа Ro-Pax для перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов в рамках развития проекта по производству данного вида судов. Паромом можно будет перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 46 полувагонов, либо 50 грузовиков с полуприцепами. Кроме того, Бакинский судостроительный завод, Бакинский международный морской торговый порт и нидерландская Damen Shipyards Gorinchem B.V. подписали в июне меморандум о взаимопонимании о трехстороннем сотрудничестве. Ожидается, что в рамках взаимодействия на азербайджанской верфи будут строить суда по проекту Damen. Стоит отметить, что Бакинский судостроительный завод, проектная мощность которого составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год, является резидентом Гарадагского промышленного парка. Поэтому завод освобожден от налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.
каспий
казахстан
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/06/17/443260698_13:0:762:562_1920x0_80_0_0_f478a0f6781e0deb0f9f93377dfba4de.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
еаэс, азербайджан, каспий, судостроение, сотрудничество, грузоперевозки, казахстан, зао "азербайджанское каспийское морское пароходство" (каспар), ооо "бакинский судостроительный завод", экономика
еаэс, азербайджан, каспий, судостроение, сотрудничество, грузоперевозки, казахстан, зао "азербайджанское каспийское морское пароходство" (каспар), ооо "бакинский судостроительный завод", экономика
Торговые суда Азербайджана и стран ЕАЭС на Каспии – предложение отстает от спроса?
10:00 19.09.2023 (обновлено: 12:22 19.09.2023) Для удовлетворения потребностей Азербайджана и стран ЕАЭС в торговых судах открывается перспективная ниша для их сотрудничества. Как кооперация Баку-ЕАЭС позволит расширить торговый флот на Каспии?
БАКУ, 19 сен — Sputnik. Резкий рост грузоперевозок по Каспийскому морю в течение последних двух лет выявил не только слабые места данного морского маршрута, но и дефицит торговых судов. При этом страны каспийской пятерки уже начали гонку по наращиванию торгового флота. У Азербайджана он на Каспии самый большой - 53 коммерческих судна. При этом страна намерена увеличить свой флот за счет роста мощностей Бакинского судостроительного завода с нынешних 6 до 10-15 танкеров и сухогрузов в год.
Аналогичные планы вынашивают и две страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на Каспии – Россия и Казахстан.
Как страны ЕАЭС развивают торговый флот на Каспии
Страны ЕАЭС сегодня активно развивают торговые маршруты, в том числе морские, для расширения грузоперевозок как между странами-участницами, так и партнерами вне союза. Выход ЕАЭС в Каспийский бассейн, который является важным транспортным звеном МТК "Север-Юг", помогает союзу также активно развивать сотрудничество со странами Центральной и Восточной Азии благодаря интеграции в другой маршрут – Транскаспийский (Средний коридор, ТМТМ).
В таком случае крайне важно развитие странами ЕАЭС торгового флота на Каспии. Так, Россия планирует увеличить здесь мощности судостроительных заводов – до конца 2026 года на них будет построено 20 контейнеровозов.
Главный российский судостроительный центр на Каспии находится в Астраханской области, где в целом функционируют около 10 крупных и средних судостроительных и судоремонтных предприятий, которые строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда.
Суммарная мощность обработки металла судостроительных и судоремонтных предприятий Астраханской области составляет до 90 тыс. тонн в год. Они также выполняют заказы партнеров из прикаспийских государств по строительству и ремонту крупных и технически сложных судов.
В то же время Россия планирует развивать торговый флот на Каспии вместе с партнерами по морю. Так, между судоходной компанией Ирана и российским Клубом конвергенции коридора "Север–Юг" подписано соглашение о строительстве и приобретении 20 судов для использования в растущих грузоперевозках двух стран.
Кроме того, другая страна ЕАЭС – Казахстан также планирует увеличить торговый флот. Ожидается, что к 2030 году его пополнят десять нефтеналивных барж, восемь паромов, шесть танкеров и контейнеровоз.
В этом вопросе Казахстан намерен сотрудничать и с иностранными инвесторами. Так, в расширении торгового флота Астане поможет компания Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ) – портовый промышленный и логистический оператор.
В рамках соглашения, подписанного между эмиратской компанией и "Казмортрансфлотом", планируют построить и приобрести контейнерные паромы и сухогрузные суда, в том числе для участия в перевозках грузов по маршруту "Север-Юг".
Перспективы сотрудничества Баку и ЕАЭС в судостроении
В целом для удовлетворения потребностей Азербайджана и стран ЕАЭС в торговых судах открывается перспективная ниша для их сотрудничества. Так, модернизированный судостроительный завод в Азербайджане начинает принимать заказы и от иностранных партнеров.
В частности, рассматривается вопрос сотрудничества между Азербайджаном и Россией в строительстве судов. У РФ есть планы по строительству 100 судов в течение следующих 10-15 лет, и к работам в том числе планируется привлечение бакинской верфи. Азербайджанская сторона может также оказать услуги по проектированию судов для российских заказчиков.
Кроме того, Азербайджан активно развивает кооперацию по судостроению с Казахстаном. Например, ремонт судов из Казахстана на Бакинском судостроительном заводе планируется освободить от НДС.
В целом о судостроительных возможностях Азербайджана информировал ЕАЭС и президент Ильхам Алиев, выступая в мае на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе.
"В Баку уже несколько лет функционирует современная судостроительная вервь, которая может изготавливать любой тип судов, и рад сообщить, что возможности судостроения Азербайджана сегодня также предоставлены нашим соседям по Каспию, ведутся переговоры и активная работа по размещению заказов наших соседней по Каспию на судостроительном заводе в Баку", – подчеркнул тогда Алиев.
Стоит отметить, что, учитывая растущий спрос на суда на Каспии, в Азербайджане проводятся работы по расширению видов выпускаемых судов и увеличению мощностей производства.
Так, ранее ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) и Бакинский судостроительный завод подписали контракт на строительство нового судна типа Ro-Pax для перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов в рамках развития проекта по производству данного вида судов.
Паромом можно будет перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 46 полувагонов, либо 50 грузовиков с полуприцепами.
Кроме того, Бакинский судостроительный завод, Бакинский международный морской торговый порт и нидерландская Damen Shipyards Gorinchem B.V. подписали в июне меморандум о взаимопонимании о трехстороннем сотрудничестве. Ожидается, что в рамках взаимодействия на азербайджанской верфи будут строить суда по проекту Damen.
Стоит отметить, что Бакинский судостроительный завод, проектная мощность которого составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год, является резидентом Гарадагского промышленного парка. Поэтому завод освобожден от налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.