Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

"Зеленые инициативы" и грузовой транзит – на чем строится сотрудничество Баку и Пекина

© Photo : Minister of the Economy of the Republic of AzerbaijanАзербайджан и Китай обсудили перспективы сотрудничества в области энергетики
Азербайджан и Китай обсудили перспективы сотрудничества в области энергетики - Sputnik Азербайджан, 1920, 05.09.2023
Подписаться
Китай традиционно входит в топ-5 торговых партнеров Азербайджана, а Баку играет важную роль в инициированных Пекином транспортно-логистических проектах.
БАКУ, 5 сен — Sputnik. Азербайджан усиливает сотрудничество с Китаем – одним из главных региональных игроков и крупнейшей экономикой мира. Так, на прошлой неделе в Пекине состоялось открытие Торгового дома Азербайджана, а делегация, возглавляемая министром экономики Микаилом Джаббаровым, провела ряд встреч и мероприятий в КНР.
В рамках визита, в частности, прошли консультации и переговоры по таким вопросам, как расширение сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий, взаимодействие в торгово-экономической, энергетической, транспортно-транзитной, инвестиционной, гуманитарной, туристической и других сферах.
О том, какие проекты намерены развивать Азербайджан и Китай, и в чем взаимная выгода сотрудничества двух стран, в материале Sputnik Азербайджан.

Растущий товарооборот как результат развития кооперации

Китай традиционно входит в топ-5 торговых партнеров Азербайджана. Так, по итогам января-июня 2023 года азербайджано-китайский товарооборот составил $1,3 млрд против $959 млн за аналогичный период прошлого года.
Структура товарооборота между Азербайджаном и Китаем за последние годы перетерпела значительные изменения – китайский экспорт в южнокавказскую республику расширился с продукции легкой промышленности до автомобилей и электрического оборудования. В то же время экспорт АР в КНР, который раньше был представлен исключительно в виде нефти и нефтепродуктов, сейчас охватывает продукты питания и другую продукцию ненефтяной промышленности.
При этом, как ранее в интервью Sputnik Азербайджан рассказал советник по торгово-экономическим вопросам посольства Китая в Азербайджане Ма Чи, Пекин готов работать вместе с азербайджанской стороной над расширением масштабов двусторонней торговли, оптимизацией структуры товаров, укреплением сотрудничества между государственными ведомствами и предприятиями в областях, связанных с торговлей, таких как логистика и транспорт, таможенная пограничная инспекция, а также над содействием повышению уровня либерализации и упрощением торговли.

"Зеленые" инициативы сплачивают Баку и Пекин

"Зеленые" инициативы, направленные на создание инфраструктурных проектов с нулевыми выбросами углерода, могут стать одними из главных пунктов сотрудничества Азербайджана и Китая.
Так, Азербайджан ведет курс по расширению электрогенерации из возобновляемых источников энергии, а также планирует экспортировать "зеленую" электроэнергию в европейском направлении.
Аналогичные проекты по увеличению доли ВИЭ в энергобалансе страны осуществляет КНР – ожидается, что в 2023 году доля Китая в общемировой инвестиционной структуре в ВИЭ составит 41%.
"Зеленая" энергия – именно та сфера, которая может предоставить широкие возможности для наращивания сотрудничества между Азербайджаном и Китаем. О планах кооперации в этой сфере заявлял в начале года и президент Ильхам Алиев. Так, во время интервью китайскому телеканалу CGTN президент рассказал, что в портфель сотрудничества с Китаем планируется добавить и партнерство в области "зеленой" энергетики, поскольку у республики есть огромной потенциал, а Поднебесная добилась крупных достижений в технологической сфере.

"Зеленый шелковый путь" и транспортные коридоры

Китай не только является инициатором возрождения исторического "Великого шелкового пути", но и предложил его современную версию, основанную на инвестиционной программе по развитию экономик стран по маршруту транспортного коридора.
Так, в 2013 году Пекин предложил международный проект "Один пояс, один путь", который предполагает реализацию ряда проектов, направленных на развитие инфраструктуры и ускорение экономической интеграции стран, расположенных по пути исторического Шелкового пути.
Стоит отметить, что и Азербайджан является участником данной инициативы, а также активно развивает транспортные коридоры, которые реализуются в рамках проекта "Один пояс, один путь".
Одним из таких коридоров является Транскаспийский маршрут (Средний коридор/ТМТМ), в который интегрирована и транспортно-логистическая инфраструктура АР.
Стоит отметить, что Китай предлагает реализовать инициативу "Пояс-путь" по принципу "Зеленого шелкового пути" – проекта по созданию на территории маршрута "зеленых" инфраструктурных объектов, таких как возобновляемые источники энергии, цифровая экономика, искусственный интеллект и нанотехнологии.
Глобальные инфраструктурные цели Пекина совпадают с курсом Баку по внедрению высоких технологий и "зеленых" инициатив в экономику, так что КНР и Азербайджан могли бы плодотворно вести сотрудничество и в этом направлении.

Интересы Китая в Азербайджане

У Китая в Азербайджане есть свои экономические интересы, в первую очередь в направлении развития транспортных проектов, промышленного производства, в частности, в сфере производства алюминия, в освоении "зеленой" и цифровой экономики, а также организации технической помощи и совместного производства в сфере умного сельского хозяйства. Об этом рассказал Sputnik Азербайджан ведущий научный сотрудник Института экономики Министерства науки и образования АР, доцент Эмин Мамедзаде.

"За последние 30 лет после обретения независимости Азербайджан тесно и энергично развивал свои отношения с Китаем. В сентябре прошлого года в Самарканде состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который придал новый импульс развитию двусторонних отношений между странами. Надо отметить, что закономерным итогом этих отношений явилось то, что на днях во время визита министра экономики АР Микаила Джаббарова в Пекин было принято решение о создании Торгового дома Азербайджана в Китае. Это еще раз подчеркивает высокий статус наших экономических и политических отношений с КНР", – считает экономист.

По словам эксперта, главным проектом, который интересен и китайской, и азербайджанкой стороне, является "Один пояс, один путь" и его координация с транспортно-логистическим коридором под названием Средний коридор (Транскаспийский маршут/ТМТМ).

"Известно, что проект "Один пояс, один путь" был в свое время выдвинут Китаем для того, чтобы облегчить продвижение своих товаров на рынке Европы. В этом контексте Средний коридор был выдвинут со стороны государств Центральной Азии и Южного Кавказа для того, чтобы облегчить реализацию экономических коммуникаций и транспортно-логистической цепочек между центральноазиатским регионом и Европой", – отметил Мамедзаде.

В контексте этих двух логистических проектов КНР имеет определенные планы, чтобы реализовать свой экономический потенциал и возможности, используя именно эти логистические коридоры.
"В этом контексте Азербайджан представляет большой интерес для Китая, и я думаю, что в перспективе он будет стараться развивать именно эту ветку развития экономических отношений. То есть будет делаться упор на сотрудничество с Баку, связанное именно с транспортно-логистическими маршрутами", – добавил эксперт.

Цифровая экономика и военно-промышленное сотрудничество

По словам Мамедзаде, в будущем также возможно и совместное развитие определенных инициатив в сфере расширения цифровой экономики Азербайджана. Кроме того, между Баку и Пекином возможно налаживание военно-промышленного сотрудничества, считает экономист.

"Также надо отметить, что в настоящее время Китай занимает третью строчку в рейтинге торговый партнеров страны. В 2022 году импорт из КНР в Азербайджан составил порядка $2 млрд, в то время как экспорт в КНР составил $72 млн. Как видно, здесь явное положительное сальдо в сторону китайской экономики, и я думаю, что в этом контексте роль китайских инвесторов во взаимоотношениях с Баку носит очень важный характер и есть все возможности для выравнивания ситуации, чтобы баланс между нашим импортом и экспортом постепенно выравнялся", – отметил эксперт.

Так, считает Мамедзаде, для этого вполне возможно заключить определенные взаимовыгодные договоры как в сфере инвестиций, так и в сфере коммерческих отношений и представить азербайджанскую продукцию, в том числе традиционные продукты сельского хозяйства, нефтехимии, продукцию, связанную со строительством, на рынке Китая.
Лента новостей
0