https://az.sputniknews.ru/20230822/mirovoy-defitsit-diztopliva-kak-vozmozhnost-dlya-azerbaydzhana-i-eaes-457880044.html
Мировой дефицит дизтоплива как возможность для Азербайджана и ЕАЭС
Мировой дефицит дизтоплива как возможность для Азербайджана и ЕАЭС
Sputnik Азербайджан
Цены на дизтопливо значительно выросли за последние два года в ряде стран мира. 22.08.2023, Sputnik Азербайджан
2023-08-22T12:57+0400
2023-08-22T12:57+0400
2023-08-22T12:57+0400
азербайджан
еаэс
дизельное топливо
спрос
цены
производство
бакинский нпз имени гейдара алиева
экономика
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/03/09/439965621_0:61:3073:1789_1920x0_80_0_0_97c895030bd555640bc6e73078437ea7.jpg
БАКУ, 22 авг — Sputnik. Мировые запасы дизельного топлива приблизились к историческому минимуму, что вызывает опасения по поводу очередного скачка цен на него и его дефицита в преддверии отопительного сезона. Стоит отметить, что рост цен на дизель традиционно является катализатором для ускорения инфляции. Так, дизельное топливо широко используется в грузоперевозках – им заправляются около 96% грузовых автомобилей и фур. Рост цен на него неизбежно влияет на тарифы, увеличивая стоимость продукции для конечного потребителя. Так, например, в США цены на дизельное топливо растут с июня, что уже сказывается на инфляции – по итогам прошлого месяца рост цен в Штатах ускорился до 3,2% против 3% в июне. Аналитики ожидают, что цены на дизтопливо и соответственно инфляция в США продолжат расти из-за того, что американские НПЗ не смогли увеличить свои запасы этим летом. Грозит ли Азербайджану дефицит дизтоплива В Азербайджане ситуация с дизельным топливом довольно неоднозначная: на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе оно в целом производится в достаточных объемах как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Но производство дизеля на НПЗ периодически сокращалось в связи с продолжающейся на предприятии модернизацией. В результате цена на дизель в Азербайджане в 2021 году впервые за долгое время выросла сразу на 0,2 маната – с 0,6 до 0,8 маната за литр. Однако в 2023 году ситуация изменилась - производство стало расти. По итогам января-июня 2023 года на Бакинском НПЗ было произведено 1,2 млн тонн дизтоплива против 862 тыс. тонн в аналогичный период прошлого года. Кроме того, во втором квартале предприятие начало производить дизтопливо по стандарту "Евро-5". Ожидается, что НПЗ после завершения модернизации будет выпускать 2,9 млн тонн дизеля вместо нынешних 1,9 млн тонн. Стоит отметить, что Азербайджан до недавнего времени поставлял дизтопливо в ряд стран, однако после начала модернизации на Бакинском НПЗ экспорт значительно сократился. Главным образом азербайджанское дизтопливо поставлялось в Грузию, удовлетворяя около 40% потребностей этой страны. Но с марта 2023 года Грузия прекратила импорт азербайджанского дизеля, так как Тбилиси полностью отказался от дизтоплива стандарта "Евро-4" и в соответствии с Соглашением об ассоциации с 1 января 2023 года перешел на стандарт "Евро-5". Мировой дефицит на фоне снижения цен на дизель в ЕАЭС В то время как во всем мире ожидается рост цен на дизтопливо и его дефицит, в странах-участницах Евразийского экономического союза стоимость дизеля заметно снизилась. Так, по итогам июня 2023 года дизтопливо подешевело в годовом исчислении в Армении – почти на $0,4 и в России – на $0,25 за литр. В рамках ЕАЭС этому способствовало несколько факторов. Во-первых, из-за роста цен и спроса на глобальном уровне Казахстан для сбалансирования внутреннего рынка ЕАЭС отказался поставлять дизель за пределы объединения. Астана с 10 апреля ввела запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, в том числе дизеля и газойля. Кроме того, с 5 февраля вступил в силу ряд ограничений на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, в результате чего вырос их экспорт на альтернативные рынки и в ЕАЭС. Напомним, что цены на дизтопливо значительно выросли за последние два года в ряде стран мира. Так, например, в июле оно подорожало в Турции за сутки сразу на $0,3. Эта тенденция сохранилась в августе – за день стоимость дизеля вновь выросла еще на $0,99. Возможности для азербайджанского экспорта После того как Азербайджан запустит производство дизеля на полную мощность на Бакинском НПЗ, список стран, куда его можно будет экспортировать, расширится. Так, в Кыргызстане наблюдается довольно нестабильная ситуация с ценами на дизель – в 2022 году он подорожал почти на 30%. При этом стоит отметить, что основным поставщиком дизтоплива в Кыргызстан является Россия. Напомним, что спрос на российские нефтепродукты в последнее время значительно вырос на альтернативных рынках – на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке. Так, например, Бразилия с начала года заняла второе место по импорту российского дизельного топлива. Эта страна намерена в дальнейшем увеличить его закупки из РФ на 25%. Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками в Саудовскую Аравию, Турцию и ряд стран Северной Африки (Тунис, Марокко), куда были перенаправлены высвободившиеся объемы нефтепродуктов. Ожидается, что экспорт российского дизтоплива на новые рынки сбыта будет расти, и в таком случае поставки нефтепродуктов в Кыргызстан можно было бы диверсифицировать, в том числе за счет импорта из Азербайджана.
https://az.sputniknews.ru/20220727/vyrosli-optovye-tseny-na-benzin-i-diztoplivo-stoit-li-ozhidat-povysheniya-roznichnykh-tsen-444431622.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/03/09/439965621_47:0:2778:2048_1920x0_80_0_0_f7330b3f7f61d5a4a5113b2358efa5fc.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, еаэс, дизельное топливо, спрос, цены, производство, бакинский нпз имени гейдара алиева, экономика
азербайджан, еаэс, дизельное топливо, спрос, цены, производство, бакинский нпз имени гейдара алиева, экономика
Мировой дефицит дизтоплива как возможность для Азербайджана и ЕАЭС
Цены на дизтопливо значительно выросли за последние два года в ряде стран мира.
БАКУ, 22 авг — Sputnik. Мировые запасы дизельного топлива приблизились к историческому минимуму, что вызывает опасения по поводу очередного скачка цен на него и его дефицита в преддверии отопительного сезона.
Стоит отметить, что рост цен на дизель традиционно является катализатором для ускорения инфляции. Так, дизельное топливо широко используется в грузоперевозках – им заправляются около 96% грузовых автомобилей и фур. Рост цен на него неизбежно влияет на тарифы, увеличивая стоимость продукции для конечного потребителя.
Так, например, в США цены на дизельное топливо растут с июня, что уже сказывается на инфляции – по итогам прошлого месяца рост цен в Штатах ускорился до 3,2% против 3% в июне. Аналитики ожидают, что цены на дизтопливо и соответственно инфляция в США продолжат расти из-за того, что американские НПЗ не смогли увеличить свои запасы этим летом.
Грозит ли Азербайджану дефицит дизтоплива
В Азербайджане ситуация с дизельным топливом довольно неоднозначная: на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе оно в целом производится в достаточных объемах как для внутреннего потребления, так и для экспорта.
Но производство дизеля на НПЗ периодически сокращалось в связи с продолжающейся на предприятии модернизацией.
В результате цена на дизель в Азербайджане в 2021 году впервые за долгое время выросла сразу на 0,2 маната – с 0,6 до 0,8 маната за литр.
Однако в 2023 году ситуация изменилась - производство стало расти. По итогам января-июня 2023 года на Бакинском НПЗ было произведено 1,2 млн тонн дизтоплива против 862 тыс. тонн в аналогичный период прошлого года.
Кроме того, во втором квартале предприятие начало производить дизтопливо по стандарту "Евро-5". Ожидается, что НПЗ после завершения модернизации будет выпускать 2,9 млн тонн дизеля вместо нынешних 1,9 млн тонн.
Стоит отметить, что Азербайджан до недавнего времени поставлял дизтопливо в ряд стран, однако после начала модернизации на Бакинском НПЗ экспорт значительно сократился. Главным образом азербайджанское дизтопливо поставлялось в Грузию, удовлетворяя около 40% потребностей этой страны. Но с марта 2023 года Грузия прекратила импорт азербайджанского дизеля, так как Тбилиси полностью отказался от дизтоплива стандарта "Евро-4" и в соответствии с Соглашением об ассоциации с 1 января 2023 года перешел на стандарт "Евро-5".
Мировой дефицит на фоне снижения цен на дизель в ЕАЭС
В то время как во всем мире ожидается рост цен на дизтопливо и его дефицит, в странах-участницах Евразийского экономического союза стоимость дизеля заметно снизилась.
Так, по итогам июня 2023 года дизтопливо подешевело в годовом исчислении в Армении – почти на $0,4 и в России – на $0,25 за литр.
В рамках ЕАЭС этому способствовало несколько факторов. Во-первых, из-за роста цен и спроса на глобальном уровне Казахстан для сбалансирования внутреннего рынка ЕАЭС отказался поставлять дизель за пределы объединения. Астана с 10 апреля ввела запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, в том числе дизеля и газойля.
Кроме того, с 5 февраля вступил в силу ряд ограничений на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, в результате чего вырос их экспорт на альтернативные рынки и в ЕАЭС.
Напомним, что цены на дизтопливо значительно выросли за последние два года в ряде стран мира. Так, например, в июле оно подорожало в Турции за сутки сразу на $0,3. Эта тенденция сохранилась в августе – за день стоимость дизеля вновь выросла еще на $0,99.
Возможности для азербайджанского экспорта
После того как Азербайджан запустит производство дизеля на полную мощность на Бакинском НПЗ, список стран, куда его можно будет экспортировать, расширится. Так, в Кыргызстане наблюдается довольно нестабильная ситуация с ценами на дизель – в 2022 году он подорожал почти на 30%.
При этом стоит отметить, что основным поставщиком дизтоплива в Кыргызстан является Россия. Напомним, что спрос на российские нефтепродукты в последнее время значительно вырос на альтернативных рынках – на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке.
Так, например, Бразилия с начала года заняла второе место по импорту российского дизельного топлива. Эта страна намерена в дальнейшем увеличить его закупки из РФ на 25%. Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками в Саудовскую Аравию, Турцию и ряд стран Северной Африки (Тунис, Марокко), куда были перенаправлены высвободившиеся объемы нефтепродуктов.
Ожидается, что экспорт российского дизтоплива на новые рынки сбыта будет расти, и в таком случае поставки нефтепродуктов в Кыргызстан можно было бы диверсифицировать, в том числе за счет импорта из Азербайджана.