https://az.sputniknews.ru/20230815/enver-mamedov-100-let-istorii-v-odnoy-sudbe-457719590.html
Энвер Мамедов: 100 лет истории в одной судьбе
Энвер Мамедов: 100 лет истории в одной судьбе
Sputnik Азербайджан
Создатель советского телевидения, государственный деятель, дипломат… А еще разведчик, американист, журналист… Полиглот и долгожитель. Все это ипостаси одного... 15.08.2023, Sputnik Азербайджан
2023-08-15T15:00+0400
2023-08-15T15:00+0400
2023-08-15T17:44+0400
азербайджан
энвер мамедов
гостелерадио ссср
радио "маяк"
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/08/0f/457729569_0:0:246:139_1920x0_80_0_0_2335d199f07223aa12b8f76e98bcd236.jpg
БАКУ, 15 авг — Sputnik. Энвера Мамедова называют "человеком-эпохой", он не только прожил долгую жизнь, но непосредственно принимал участие и влиял на самые острые события 100-летней истории. Главные вехи его судьбы – участие в войне и в Нюрнбергском процессе, создание большого советского телевидения и радио, издание влиятельного журнала в США, спасение знаменитой "Иронии судьбы, или С легким паром!" и еще много чего на "невидимом фронте". К 100-летнему юбилею мы решили вспомнить самые интересные факты из жизни Энвера Мамедова, о которых рассказывали в разное время его коллеги, друзья, а также он сам в интервью и воспоминаниях. Энвер родился в 1923 году в Баку в обеспеченной семье. Отец происходил из семьи крупного бакинского чиновника, работал судьей. Но после войны, как многие другие соотечественники, подвергся репрессиям, был арестован и расстрелян. Мать из дворян, и после революции единственная работа, на которую ее готовы были взять, это место машинистки. Из-за финансовых трудностей в семье воспитанием мальчика занялась бабушка. Будучи дальней родственницей Льва Толстого, она имела дворянские корни, а потому Энвер получил хорошее образование. У него была гувернантка-немка, от которой он научился немецкому языку. Также с бабушкой изучал французский и итальянский. Позже он выучит и английский. С началом войны парня, учитывая знание им языков, отправляют на курсы военных переводчиков при Разведуправлении Генерального штаба. В 22 года он уже работал атташе в российском посольстве в Италии. В 1945 году новое назначение - в состав военного трибунала на Нюрнбергском процессе. Лейтенант Мамедов назначен замначальника бюро переводов, но, по сути, он выполнял роль синхронного переводчика с четырех языков. Их там было всего двое: Олег Трояновский, закрепленный за советским представителем в суде (И. Никитченко), и Энвер Мамедов, работавший с прокурором Романом Руденко. Одна из историй, которую рассказывал сам Мамедов, связана с доставкой на Нюрнбергский процесс нацистского преступника фельдмаршала Паулюса. Его надо было доставить из СССР в советскую зону оккупации в Германии тайно, это ответственное задание поручили Мамедову, и он с ним справился. Особые воспоминания у дипломата связаны с работой в США. В 1956 году, накануне визита Хрущева в Америку, Мамедов поступает на должность советника-посланника посла. Помимо всего прочего, он занимается изданием известного в мире журнала "СССР". Но мидовская работа приносила ему все меньше удовольствия, и вскоре Энвер Мамедов уходит на Гостелерадио – так называлась структура, отвечавшая за радио- и телевещание. Расцвет его карьеры приходится на годы руководства редакцией вещания на США, затем "Иновещанием", а потом долгое время он был заместителем председателя Гостелерадио, фактически и юридически руководил Центральным телевидением. Как вспоминали коллеги, в журналистике Мамедов быстро достиг высот. Он получил особый статус "журналиста Политбюро", таким статусом обладали всего несколько человек на весь Советский Союз. "Зарплата у нас была как у министров, была прикрепленная машина, секретарь-референт - все, на мой взгляд, не очень нужные, так сказать, вещи, - вспоминал Энвер Мамедов. - Но важно было другое - то, что мы имели доступ к секретным материалам Министерства иностранных дел и некоторых других организаций. Кроме того, мы пользовались правом выезда из Советского Союза в любую точку земного шара без длительного оформления". Очень быстро его назначили первым заместителем председателя Гостелерадио. За 23 года работы на этой должности он пережил четырех председателей Гостелерадио. Начальство менялось, а первым замом всегда оставался Энвер Мамедов. Поэтому, люди близкие к телевидению и радио, именно его считают основателем советского телерадиовещания. С его же легкой руки появилась любимая в народе радиостанция "Маяк". Идея радиостанции пришла к Мамедову после воспоминаний о Кубе, где он бывал еще в бытность мидовским работником. Там была радиостанция "Часы", где периодически передавались сигналы точного времени. Мамедов решил создать радио, где бы шли только новости и сообщалось время. Но в Политбюро это назвали бредом. Тогда он зашел с другого конца, предложив таким способом бороться с "вражескими голосами", что тут же было одобрено. Мамедов был инициатором прямых спортивных трансляций, показа в телеэфире спектаклей ведущих театров и многосерийных циклов о крупнейших музеях страны, благодаря ему на экраны телевизоров вышли две любимых народом картины - сериал "17 мгновений весны" и фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" Именно Мамедов настоял на том, чтобы немцы в "Семнадцати мгновениях весны" были показаны умными, а потом отстоял фильм, когда его не хотели выпускать в эфир. Точно так же он поступил и с фильмом Эльдара Рязанова. Он, на свой страх и риск, дал добро Рязанову снимать картину, когда от нее отказалось Госкино, а идеологический отдел поставил крест на сценарии. Позже, благодаря Мамедову, фильм увидели зрители. Именно при нем пережили свои самые звездные времена такие проекты, как "Вокруг смеха", "Кабачок 13 стульев", "Что? Где? Когда?" и "Кинопанорама". Энвер Мамедов был в молодости человеком высокого роста, очень стройным и обаятельным. О нем всегда ходило много легенд, которые часто превращались в анекдоты. В руководстве страны о нем говорили: у Мамедова завышен уровень свободы. "Он был абсолютно демократичным человеком, который работал в авторитарной системе", - вспоминали коллеги. Стоит добавить, что его сын пошел по стопам отца и стал дипломатом, дослужившись до замминистра иностранных дел. А внук - член Совета Федерации с 2011 года.
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/08/0f/457729569_0:0:246:185_1920x0_80_0_0_b88e0bb7a48689b3f8de849ae46b4874.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
азербайджан, энвер мамедов, гостелерадио ссср, радио "маяк"
азербайджан, энвер мамедов, гостелерадио ссср, радио "маяк"
Энвер Мамедов: 100 лет истории в одной судьбе
15:00 15.08.2023 (обновлено: 17:44 15.08.2023) Создатель советского телевидения, государственный деятель, дипломат… А еще разведчик, американист, журналист… Полиглот и долгожитель. Все это ипостаси одного человека – азербайджанца Энвера Мамедова. Сегодня ему исполняется 100 лет.
БАКУ, 15 авг — Sputnik. Энвера Мамедова называют "человеком-эпохой", он не только прожил долгую жизнь, но непосредственно принимал участие и влиял на самые острые события 100-летней истории. Главные вехи его судьбы – участие в войне и в Нюрнбергском процессе, создание большого советского телевидения и радио, издание влиятельного журнала в США, спасение знаменитой "Иронии судьбы, или С легким паром!" и еще много чего на "невидимом фронте".
К 100-летнему юбилею мы решили вспомнить самые интересные факты из жизни Энвера Мамедова, о которых рассказывали в разное время его коллеги, друзья, а также он сам в интервью и воспоминаниях.
Энвер родился в 1923 году в Баку в обеспеченной семье. Отец происходил из семьи крупного бакинского чиновника, работал судьей. Но после войны, как многие другие соотечественники, подвергся репрессиям, был арестован и расстрелян. Мать из дворян, и после революции единственная работа, на которую ее готовы были взять, это место машинистки. Из-за финансовых трудностей в семье воспитанием мальчика занялась бабушка. Будучи дальней родственницей Льва Толстого, она имела дворянские корни, а потому Энвер получил хорошее образование. У него была гувернантка-немка, от которой он научился немецкому языку. Также с бабушкой изучал французский и итальянский. Позже он выучит и английский.
С началом войны парня, учитывая знание им языков, отправляют на курсы военных переводчиков при Разведуправлении Генерального штаба. В 22 года он уже работал атташе в российском посольстве в Италии. В 1945 году новое назначение - в состав военного трибунала на Нюрнбергском процессе. Лейтенант Мамедов назначен замначальника бюро переводов, но, по сути, он выполнял роль синхронного переводчика с четырех языков. Их там было всего двое: Олег Трояновский, закрепленный за советским представителем в суде (И. Никитченко), и Энвер Мамедов, работавший с прокурором Романом Руденко.
Одна из историй, которую рассказывал сам Мамедов, связана с доставкой на Нюрнбергский процесс нацистского преступника фельдмаршала Паулюса. Его надо было доставить из СССР в советскую зону оккупации в Германии тайно, это ответственное задание поручили Мамедову, и он с ним справился.
Особые воспоминания у дипломата связаны с работой в США. В 1956 году, накануне визита Хрущева в Америку, Мамедов поступает на должность советника-посланника посла. Помимо всего прочего, он занимается изданием известного в мире журнала "СССР". Но мидовская работа приносила ему все меньше удовольствия, и вскоре Энвер Мамедов уходит на Гостелерадио – так называлась структура, отвечавшая за радио- и телевещание.
Расцвет его карьеры приходится на годы руководства редакцией вещания на США, затем "Иновещанием", а потом долгое время он был заместителем председателя Гостелерадио, фактически и юридически руководил Центральным телевидением.
Как вспоминали коллеги, в журналистике Мамедов быстро достиг высот. Он получил особый статус "журналиста Политбюро", таким статусом обладали всего несколько человек на весь Советский Союз.
"Зарплата у нас была как у министров, была прикрепленная машина, секретарь-референт - все, на мой взгляд, не очень нужные, так сказать, вещи, - вспоминал Энвер Мамедов. - Но важно было другое - то, что мы имели доступ к секретным материалам Министерства иностранных дел и некоторых других организаций. Кроме того, мы пользовались правом выезда из Советского Союза в любую точку земного шара без длительного оформления".
Очень быстро его назначили первым заместителем председателя Гостелерадио. За 23 года работы на этой должности он пережил четырех председателей Гостелерадио. Начальство менялось, а первым замом всегда оставался Энвер Мамедов. Поэтому, люди близкие к телевидению и радио, именно его считают основателем советского телерадиовещания.
С его же легкой руки появилась любимая в народе радиостанция "Маяк". Идея радиостанции пришла к Мамедову после воспоминаний о Кубе, где он бывал еще в бытность мидовским работником. Там была радиостанция "Часы", где периодически передавались сигналы точного времени. Мамедов решил создать радио, где бы шли только новости и сообщалось время. Но в Политбюро это назвали бредом. Тогда он зашел с другого конца, предложив таким способом бороться с "вражескими голосами", что тут же было одобрено.
Мамедов был инициатором прямых спортивных трансляций, показа в телеэфире спектаклей ведущих театров и многосерийных циклов о крупнейших музеях страны, благодаря ему на экраны телевизоров вышли две любимых народом картины - сериал "17 мгновений весны" и фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" Именно Мамедов настоял на том, чтобы немцы в "Семнадцати мгновениях весны" были показаны умными, а потом отстоял фильм, когда его не хотели выпускать в эфир. Точно так же он поступил и с фильмом Эльдара Рязанова. Он, на свой страх и риск, дал добро Рязанову снимать картину, когда от нее отказалось Госкино, а идеологический отдел поставил крест на сценарии. Позже, благодаря Мамедову, фильм увидели зрители. Именно при нем пережили свои самые звездные времена такие проекты, как "Вокруг смеха", "Кабачок 13 стульев", "Что? Где? Когда?" и "Кинопанорама".
Энвер Мамедов был в молодости человеком высокого роста, очень стройным и обаятельным. О нем всегда ходило много легенд, которые часто превращались в анекдоты.
В руководстве страны о нем говорили: у Мамедова завышен уровень свободы. "Он был абсолютно демократичным человеком, который работал в авторитарной системе", - вспоминали коллеги.
Стоит добавить, что его сын пошел по стопам отца и стал дипломатом, дослужившись до замминистра иностранных дел. А внук - член Совета Федерации с 2011 года.