https://az.sputniknews.ru/20230809/zapad-mozhet-ugodit-v-kapkan-kotoryy-sam-i-rasstavil-457553225.html
Запад может угодить в "капкан", который сам и расставил
Запад может угодить в "капкан", который сам и расставил
Sputnik Азербайджан
Атака украинских беспилотников на нефтеналивной танкер Sig в Черном море грозит вылиться в энергетический кризис. 09.08.2023, Sputnik Азербайджан
2023-08-09T19:00+0400
2023-08-09T19:00+0400
2023-08-09T19:00+0400
спецоперация россии по защите донбасса
россия
черное море
украина
нефть
зерновая сделка
колумнисты
политика
казахстан
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e4/0a/19/425288782_0:110:3248:1937_1920x0_80_0_0_e12c1c7f4bd15b4466d50cecf711b710.jpg
БАКУ, 9 авг — Sputnik. Российские порты в Черном море являются важными пунктами поставок зерна и нефти из РФ на мировой рынок. Вместе с российской через эти порты переправляется и казахстанская нефть. Инцидент с нефтеналивным танкером Sig наносит урон не только интересам Москвы, но и интересам Астаны, для которой маршрут через Черное море является основным в европейском направлении. Попытка давления на Россию: возможные последствия Попытка Киева принудить РФ вернуться к зерновой сделке вряд ли сработает, так как Москва уже неоднократно демонстрировала, что говорить с ней с позиции силы бесполезно. Напротив, такие попытки еще больше накаляют обстановку. В подобном русле высказался и зампред Совбеза РФ Дмитрия Медведева, который резко осудил атаку на танкер и пообещал ответ российской стороны. Об этом же заявил российский МИД. Так, Мария Захарова подчеркнула, что террористические атаки Киева не будут оставаться без ответа, а их авторы должны понести наказание. Возвращение Москвы в зерновую сделку на данном этапе не дает ей абсолютно никаких дивидендов. За исключением голословных высказываний госсекретаря США Блинкена о том, что власти его страны в полной мере поддерживают экспорт зерна Россией, "и что нечего бояться санкций, которые не распространяются на российское зерно, транспортировку, страхование и прочее", никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается. При этом продолжают действовать так называемые "скрытые санкции", которые затрагивают банки и физических лиц, связанных с торговлей с Россией. Кремль же неоднократно заявлял, что готов незамедлительно вернуться к зерновой сделке после того, как будут выполнены условия черноморской инициативы касательно России. Напомним, что условия вывоза российского зерна и удобрений были обговорены и задокументированы в пакетном соглашении по "зерновой сделке", стороной в которой выступала ООН, однако данный пункт соглашения так и не был реализован в течении целого года, на протяжении которого действовало инициатива. Не хлебом единым Не меньшее беспокойство Запада связано с тем, что атака украинских беспилотников на танкер создает угрозу экспорту российской и казахстанской нефти. Это может привести к росту цен на мировом рынке. Financial Times пишет, что такой ход событий может не понравиться вашингтонской администрации, которая желает, чтобы цены на нефть оставались стабильными перед президентскими выборами в 2024 году. К тому же стоит учитывать тот факт, что, в отличие от Казахстана, России намного проще использовать для вывоза нефти свои терминалы в портах других морей. А вот Казахстан только в прошлом году через терминал Шесхарис, принадлежащий российской компании "Транснефть", а также через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озереевке, находящихся недалеко от Новороссийска, отгрузил 54,3 млн тонн своей нефти, что составило свыше 84% от всего экспорта центральноазиатской республики. В такой ситуации эксперты рассматривают альтернативные маршруты поставок казахстанской нефти. Наиболее привлекательным направлением является трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД), который выходит на Средиземное море, минуя акваторию Черного. Согласно договоренности компании "КазМунайГаз" с акционерами нефтепровода, Казахстан сможет перекачивать по ней 1,5 млн тонн нефти в год. И это при том, что БТД загружен практически всего наполовину своей мощности, а Казахстан может дополнительно догрузить трубопровод на 20-25 млн тонн. Но этого не хотят акционеры трубопровода, поскольку в этом случае упадет качество прокачиваемого по трубе азербайджанского сырья Azeri Light, который на мировых рынках котируется гораздо дороже казахстанской. Немаловажным фактором является и цена на прокачку сырья. Так транспортировка 1 тонны казахстанской нефти по БТД обходится в $124, что в три раза выше, чем по КТК. Наряду с этим, есть и несколько альтернативных маршрутов через Россию. К примеру, есть возможность прокачки казахской нефти в Европу по трубопроводу "Дружба" и через порт Усть-Луга, что обойдется в $29 и $31 за тонну соответственно. Именно такими нюансами объясняется факт заинтересованности Казахстана в сохранении стабильности в портовой инфраструктуре на черноморском побережье России. Министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев заявил в кулуарах правительства о том, что Казахстан намерен выступить с инициативой по обеспечению безопасной работы порта на Черном море, "исходя из того, что выгодоприобретателями от работы именно нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе и из Европейского союза". По словам Саткалиева, соответствующее поручение дал глава правительства. Последствия инцидента в Черном море Что касается непосредственно ситуации в акватории Черного моря, то эксперты Bloomberg считают, что украинская атака на российский нефтяной танкер ознаменует собой новую фазу конфликта. По мнению экономистов, продолжение такой ситуации неминуемо повлечет за собой рост цен на зерновые и энергоносители, что может сильно ударить по мировой экономике, которая и так переживает не лучшие времена. Западные аналитики предполагают, что новый виток энергетического кризиса значительно осложнит помощь Украине в противостоянии с Россией. Что касается экономической ситуации в самой России, то несмотря на определенные трудности, которые могут возникнуть в процессе экспорта нефти по Черному морю, рост цен на энергоносители и зерновые с лихвой покроют эти потери. Получается, что Запад пожинает плоды кризиса, который сам же и спровоцировал. С той лишь разницей, что "капкан" был расставлен для Москвы, а попал в нее сам Запад. Как говорится, не рой яму другому.
россия
черное море
украина
казахстан
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e4/0a/19/425288782_259:0:2990:2048_1920x0_80_0_0_22612846b1343ae43a0a746449c04f26.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
россия, черное море, украина, нефть, зерновая сделка, колумнисты, политика, казахстан
россия, черное море, украина, нефть, зерновая сделка, колумнисты, политика, казахстан
Запад может угодить в "капкан", который сам и расставил
Атака украинских беспилотников на нефтеналивной танкер Sig в Черном море грозит вылиться в энергетический кризис.
БАКУ, 9 авг — Sputnik. Российские порты в Черном море являются важными пунктами поставок зерна и нефти из РФ на мировой рынок. Вместе с российской через эти порты переправляется и казахстанская нефть. Инцидент с нефтеналивным танкером Sig наносит урон не только интересам Москвы, но и интересам Астаны, для которой маршрут через Черное море является основным в европейском направлении.
Попытка давления на Россию: возможные последствия
Попытка Киева принудить РФ вернуться к зерновой сделке вряд ли сработает, так как Москва уже неоднократно демонстрировала, что говорить с ней с позиции силы бесполезно. Напротив, такие попытки еще больше накаляют обстановку. В подобном русле высказался и зампред Совбеза РФ Дмитрия Медведева, который резко осудил атаку на танкер и пообещал ответ российской стороны. Об этом же заявил российский МИД. Так, Мария Захарова подчеркнула, что террористические атаки Киева не будут оставаться без ответа, а их авторы должны понести наказание.
Возвращение Москвы в зерновую сделку на данном этапе не дает ей абсолютно никаких дивидендов. За исключением голословных высказываний госсекретаря США Блинкена о том, что власти его страны в полной мере поддерживают экспорт зерна Россией, "и что нечего бояться санкций, которые не распространяются на российское зерно, транспортировку, страхование и прочее", никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается. При этом продолжают действовать так называемые "скрытые санкции", которые затрагивают банки и физических лиц, связанных с торговлей с Россией.
Кремль же неоднократно заявлял, что готов незамедлительно вернуться к зерновой сделке после того, как будут выполнены условия черноморской инициативы касательно России.
Напомним, что условия вывоза российского зерна и удобрений были обговорены и задокументированы в пакетном соглашении по "зерновой сделке", стороной в которой выступала ООН, однако данный пункт соглашения так и не был реализован в течении целого года, на протяжении которого действовало инициатива.
Не меньшее беспокойство Запада связано с тем, что атака украинских беспилотников на танкер создает угрозу экспорту российской и казахстанской нефти. Это может привести к росту цен на мировом рынке. Financial Times пишет, что такой ход событий может не понравиться вашингтонской администрации, которая желает, чтобы цены на нефть оставались стабильными перед президентскими выборами в 2024 году.
К тому же стоит учитывать тот факт, что, в отличие от Казахстана, России намного проще использовать для вывоза нефти свои терминалы в портах других морей. А вот Казахстан только в прошлом году через терминал Шесхарис, принадлежащий российской компании "Транснефть", а также через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озереевке, находящихся недалеко от Новороссийска, отгрузил 54,3 млн тонн своей нефти, что составило свыше 84% от всего экспорта центральноазиатской республики.
В такой ситуации эксперты рассматривают альтернативные маршруты поставок казахстанской нефти. Наиболее привлекательным направлением является трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД), который выходит на Средиземное море, минуя акваторию Черного. Согласно договоренности компании "КазМунайГаз" с акционерами нефтепровода, Казахстан сможет перекачивать по ней 1,5 млн тонн нефти в год. И это при том, что БТД загружен практически всего наполовину своей мощности, а Казахстан может дополнительно догрузить трубопровод на 20-25 млн тонн. Но этого не хотят акционеры трубопровода, поскольку в этом случае упадет качество прокачиваемого по трубе азербайджанского сырья Azeri Light, который на мировых рынках котируется гораздо дороже казахстанской.
Немаловажным фактором является и цена на прокачку сырья. Так транспортировка 1 тонны казахстанской нефти по БТД обходится в $124, что в три раза выше, чем по КТК. Наряду с этим, есть и несколько альтернативных маршрутов через Россию. К примеру, есть возможность прокачки казахской нефти в Европу по трубопроводу "Дружба" и через порт Усть-Луга, что обойдется в $29 и $31 за тонну соответственно.
Именно такими нюансами объясняется факт заинтересованности Казахстана в сохранении стабильности в портовой инфраструктуре на черноморском побережье России. Министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев заявил в кулуарах правительства о том, что Казахстан намерен выступить с инициативой по обеспечению безопасной работы порта на Черном море, "исходя из того, что выгодоприобретателями от работы именно нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе и из Европейского союза". По словам Саткалиева, соответствующее поручение дал глава правительства.
Последствия инцидента в Черном море
Что касается непосредственно ситуации в акватории Черного моря, то эксперты Bloomberg считают, что украинская атака на российский нефтяной танкер ознаменует собой новую фазу конфликта.
"Битва за господство в Черном море быстро набирает обороты, что будет иметь серьезные последствия для глобальной энергетической и продовольственной безопасности", – пишет в свою очередь Politico.
По мнению экономистов, продолжение такой ситуации неминуемо повлечет за собой рост цен на зерновые и энергоносители, что может сильно ударить по мировой экономике, которая и так переживает не лучшие времена. Западные аналитики предполагают, что новый виток энергетического кризиса значительно осложнит помощь Украине в противостоянии с Россией.
Что касается экономической ситуации в самой России, то несмотря на определенные трудности, которые могут возникнуть в процессе экспорта нефти по Черному морю, рост цен на энергоносители и зерновые с лихвой покроют эти потери.
Получается, что Запад пожинает плоды кризиса, который сам же и спровоцировал. С той лишь разницей, что "капкан" был расставлен для Москвы, а попал в нее сам Запад. Как говорится, не рой яму другому.