Альтернативная инициатива: Каспийский регион становится новым зерновым хабом

© AFP 2023 / TURKISH DEFENCE MINISTRYСудно Razoni ("Разони") с зерном
Судно Razoni (Разони) с зерном  - Sputnik Азербайджан, 1920, 25.07.2023
Подписаться
Для удовлетворения растущего спроса на хранение и складирование зерна прикаспийские страны активно развивают свою инфраструктуру. Как Россия может использовать возможности региона для экспорта зерна?
БАКУ, 25 июл — Sputnik. Для развития международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" и привлечения больших объемов грузов правительства стран-участниц проекта развивают возможности не только транспортной, но и логистической инфраструктуры, которая включает складирование и хранение.
Благодаря этому расширяется и перечень товаров и сырья, которые могут быть транспортированы через МТК. Среди основных транспортных грузов, таких как нефть, нефтепродукты, удобрения, контейнеры, особое место начинает занимать и зерно. При этом, судя по ситуации в мире, а также по экспортному потоку зерновых из РФ, роль коридора "Север-Юг", а также всего Каспийского региона в поставках данного вида товара на мировые рынки будет только расти.
Тут стоит отметить, что после прекращения Черноморской зерновой инициативы (зерновая сделка) прорабатывается вопрос экспорта зерна из России. Так, РФ сложно поставлять свое зерно на мировые рынки по традиционному маршруту из-за ряда санкционных ограничений – возникают проблемы при заходе в европейские порты, сложности с фрахтом и страхованием судов.
В таком случае, считают эксперты, Россия может использовать проработанный маршрут "Север-Юг", который не проходит по той территории, где существуют санкционные ограничения, а также позволяет стране осуществить политику по переориентации своего экспорта в восточном и южном направлениях.
Кроме того, экспорт российского зерна по МТК "Север-Юг" позволит в краткие сроки доставить товар потребителям на азиатском рынке, где, как ожидается, спрос на зерно будет расти в краткосрочной перспективе.

Как Каспий превратят в зерновой хаб

Для удовлетворения растущего спроса на хранение и складирование зерна страны Каспийского региона активно развивают свою инфраструктуру. Так, в Азербайджане работы в этом направлении были начаты много лет назад – в 2007 году был создан зерновой терминал пропускной способностью в 1500 тонн в сутки для приема и обработки зерна. ООО "Бакинский зерновой терминал" было учреждено совместно с компанией из Казахстана.
Бакинский зерновой терминал имеет пять силосов для временного хранения зерна общим объемом 15 тыс. тонн, а мощность его транспортных коммуникаций по перевалке составляет 250-300 тонн зерна в час, что позволяет принимать из морских судов и отгружать в железнодорожные вагоны до 2 тыс. тонн зерна в сутки. Кроме того, в состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн в сутки, способный переработать до 50 тыс. тонн зерна в год.
На момент создания терминал был рассчитан для приема и экспорта в первую очередь казахстанского зерна, которое поставляется многие годы на мировой рынок, в том числе по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.
В то же время Азербайджан создал крупный парк по хранению зерна – общая мощность зерновых элеваторов (их всего 30) и силосов в ряде городов страны составляет 720 тыс. тонн.
Важно также, что Азербайджан развивает свою инфраструктуру по хранению зерна и в рамках МТК "Север-Юг", создав в 2021 году на границе с Ираном, в Астаре зерновой терминал Astara grain terminal пропускной способностью 500 тыс. тонн в год. Он рассчитан на увеличение экспорта зерновых на рынки Ближнего Востока, в частности в страны Персидского залива.
Каждая страна каспийской "пятерки" по-своему реализует проекты по развитию инфраструктуры по принятию и хранению зерна. В частности, в России в рамках обустройства 8-го и 9-го причалов порта Оля в Астрахани строятся новые зерновые терминалы, которые планируется ввести в строй в начале следующего года. В целом их мощность составит порядка 900 тыс. тонн.
Кроме того, планируются работы по реконструкции и увеличению мощности зернового терминала в порту Махачкалы. В планах правительства Республики Дагестан утроение мощности терминала – с нынешних 500 тыс. тонн до 1,5 млн тонн в год.
В то же время прикаспийские страны активно налаживают сотрудничество в сфере создания пункта экспорта зерна из региона. В частности, на уровне разработки находится проект России и Ирана по созданию зернового хаба в южных иранских портах. Вместе с Россией к зерновому хабу в иранском Бендер-Аббасе проявляет интерес и Казахстан, который намерен построить там собственный терминал.

Новые рынки – новые возможности

Между тем спрос на российское зерно в мире растет параллельно с ростом производства и экспорта из России. Так, ожидается, что урожай зерна в РФ в 2023 году может достичь 130 млн тонн. При этом, по предварительным данным за прошлый сельскохозяйственный сезон (с июля 2022 по июнь 2023 года), Россия экспортировала 59,3 млн тонн зерна, что является рекордным для нее объемом. Таким образом, за прошедший сельскохозяйственный год доля российского зерна на мировом рынке составила 13%.
Согласно данным Российского зернового союза, РФ начала поставки зерна на новые рынки, а часть покупателей перешла в разряд постоянных. Так, по итогам мая были налажены поставки российского зерна в Йемен, Оман, Бангладеш, Бразилию, Мексику, Тунис и другие страны, куда раньше РФ не экспортировала данный вид продукции. При этом цены на российское зерно остаются на уровне европейских, и дисконты покупателям не предоставляются.
Стоит отметить, что особый интерес с точки зрения экспорта российского зерна представляют страны Персидского залива – покупательная способность в регионе довольно высокая, а спрос на зерно там растет заметными темпами. Кроме того, эти страны некоторое время уже позиционируют себя как торгово-промышленный центр региона, занимаясь реэкспортом различных товаров, а также переработкой сырья в готовый продукт. Среди целей экономики ряда стран Персидского залива, например, ОАЭ, переработка импортируемых в страну зерновых для дальнейшего экспорта на мировые рынки готовой конечно продукции.
Стоит отметить, что для поставок российского зерна в страны Персидского залива будут задействованы южные порты Ирана в Заливе, а для развития данного маршрута, кроме морских поставок из Астрахани в каспийские порты ИРИ, несомненно, будут использованы и транзитные возможности Азербайджана.
Уборка пшеницы, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 22.07.2023
Новости
Миссия РФ в ООН назвала семь условий возвращения Москвы в зерновую сделку
Лента новостей
0