Чаевые в ресторанах: почему из добровольных они превратились в обязательные

CC0 / Peter Stanic / MoneyЧаевые
Чаевые - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.07.2023
Подписаться
По словам эксперта, требование оплатить сервисный сбор — это большой удар по развитию туризма в стране.
БАКУ, 18 июл — Sputnik. Посетители ресторанов, кафе и других заведений общественного питания все чаще сетуют на предъявление дополнительной платы за обслуживание (сервисный сбор, или так называемые чаевые), которую включают в счет.
Sputnik Азербайджан обратился в Государственную службу по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком при Министерстве экономики, чтобы там разъяснили, что это за сбор и вправе ли его требовать.
В ведомстве сообщили, что продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене интересующего его товара (работы, услуги). Информация о товарах и услугах должна быть доведена до потребителей через меню, ассортиментный список или иными способами, утвержденными собственником или руководителем объекта. Кроме своей основной деятельности, предприятия общественного питания могут также оказывать потребителям разного вида дополнительные (платные) услуги. Их стоимость должна быть отражена в меню или прайс-листе. Недопустимо, чтобы дополнительные услуги потребителям навязывали.
Для того чтобы потребитель мог сделать правильный выбор услуг, оказываемых в ресторане, отметили в госслужбе, по его требованию исполнитель должен предоставить ему следующую информацию:
перечень услуг и сроки выполнения;
цены на услуги и условия оплаты;
фирменное название и состав предлагаемой продукции общественного питания;
порционные объемы и цены предлагаемых блюд, алкогольных и безалкогольных напитков;
документ (рецепт), на основании которого была разработана продукция или услуга, предоставляемые на объектах общественного питания.
Если меню не в полном объеме соответствует требованиям законодательства или же вообще отсутствует, то, согласно статье 445 Кодекса об административных правонарушениях АР, это может повлечь наложение штрафа в размере от 800 до 1 000 манатов за нарушение ценовой дисциплины.
В госслужбе также сообщили, что в текущем году по итогам расследования 26 обращений граждан по поводу ненадлежащего оформления меню или его отсутствия, на основании представленных доказательств, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении одного юридического лица и для дачи правовой оценки дело было направлено в суд. Вместе с тем, в целях предупреждения нарушений прав потребителей в сфере общественного питания (кафе, рестораны) в течение последних шести месяцев были разработаны примерные формы предоставляемой потребителю информации и меню, отражающие требования действующего законодательства в данной сфере. С начала 2023 года этот документ был разослан 3913 объектам общественного питания.
В ведомстве проинформировали, что если подробная и достоверная информация о товарах и услугах не предоставляется потребителю заранее, то он может обратиться в ведомство с жалобой на объект общественного питания, разместив ее на официальном сайте Государственной службы по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком, отправив электронное письмо по адресу office@competition.gov.az или позвонив в кол-центр ведомства по номеру 195-1.

Зона отдыха в Новханы с сервисным сбором 25%

Недавно в соцсетях распространилась информация о высоких сервисных сборах в одном из столичных ресторанов. Так, в итоговую сумму счета, выставленного клиенту в зоне отдыха My Beach в Новханы, был включен сервисный сбор в размере 25% от общей стоимости заказанных блюд и напитков. Клиент пожаловался, что ему пришлось оплатить столь высокую сумму в качестве так называемых чаевых – при общей сумме заказа в 266,25 маната они составили 53,25 маната. Отметим, что в чеке, фото которого размещено в сети, указано, что сервисный сбор в ресторане составляет 25% от суммы заказа.
Как сообщили Sputnik Азербайджан в зоне отдыха My Beach, сервисный сбор за шоу-программы составляет 25%, а за отдельные кабинеты – 10%. Они заявили, что их сервисный сбор законный и отражен в кассовых чеках.

Сервисный сбор с клиента – незаконный

Председатель Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов заявил Sputnik Азербайджан, что в последние годы в местных ресторанах и кафе вошла в моду плата за сервис. Это, по его словам, незаконное требование и не что иное, как залезание в карман потребителя.

"В большинстве стран мира клиенты ресторана и так платят чаевые обслуживающим их официантам, но чаевые с клиентов не требуют. Посетитель сам решает, оставлять чаевые или нет – это дело добровольное. Однако у нас в ресторанной сфере в последние годы творится произвол. Рестораторы в Азербайджане вбивают в счет сумму за сервис, таким образом вынуждая клиента платить чаевые. Это нарушение прав потребителей и обман граждан", – сказал глава ССП.

Гусейнов также отметил, что рестораны должны заранее информировать потребителей о том, что в счете будет значится и плата за обслуживание. Посетитель должен знать, какой процент от счета составит плата за сервис. Если он заранее не был уведомлен об этом, то может подать жалобу на ресторан.
По словам эксперта, требование платы за сервис с потребителя — это большой удар по развитию туризма в стране.
"Было бы хорошо, если бы Государственная служба по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком предприняла серьезные шаги для решения этой проблемы", – сказал Гусейнов.
По его словам, ситуация, когда каждый ресторан по-своему определяет размер сервисного сбора, абсурдна.
Отметим, что в большинстве стран мира плата за сервис в ресторанах зачисляется на отдельный счет. В Турции плата за сервис в ресторанах составляет 20%, Швеции - 25%, а в ресторанах Нидерландов она приближается к 30%.

В каких случаях рестораны могут взимать плату за сервис?

Юрист Акрам Гасанов сообщил Sputnik Азербайджан, что гражданин имеет право требовать с ресторана вернуть ему 25%, которые он заплатил "за сервис".

"Договор заключается в двух формах – устной и письменной. С письменным договором все понятно – все условия в нем прописаны, с устным дело обстоит иначе. Если договор заключается в устной форме, то другая сторона, то есть поставщик услуг, должна заявить о ценах с самого начала. Когда вы идете в ресторан, вам дают меню, где указаны цены. Если есть еще и сервисный сбор, то клиент должен быть проинформирован об этом заранее", – пояснил Гасанов.

По его словам, где-то в ресторане могут об этом написать, однако заказчик может не заметить этого или не обратить внимания.
"Если предприниматель что-то продает потребителю, оказывает услугу и при этом в договоре есть необычные или неожиданные условия, это может быть против интересов потребителя, и потому неприемлемо. Так, если ресторан заявляет, что плата за сервис в нем составляет 5%, то это вполне ожидаемо, но 25% – это уже неожиданное условие", – рассказал юрист.
Гасанов добавил, что даже если такое условие и имелось, но клиент его не увидел, то это условие недействительно.
Лента новостей
0