https://az.sputniknews.ru/20230718/bronzovyy-vek-tokaya-mamedova-kak-znamenityy-skulptor-pisal-svoyu-istoriyu-456866362.html
Бронзовый век Токая Мамедова: как знаменитый скульптор писал свою историю
Бронзовый век Токая Мамедова: как знаменитый скульптор писал свою историю
Sputnik Азербайджан
Прожив почти век, выдающийся азербайджанский скульптор Токай Мамедов оставил необычное послание потомкам – свою последнюю работу он посвятил не историческим... 18.07.2023, Sputnik Азербайджан
2023-07-18T23:59+0400
2023-07-18T23:59+0400
2023-07-18T23:59+0400
азербайджан
скульптор токай мамедов
гаджи зейналабдин тагиев
узеир гаджибейли
балет "кёроглу"
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/07/11/456866915_0:561:2047:1712_1920x0_80_0_0_2992d79d3385b7a6e06c3e7bc4c63ece.jpg
БАКУ, 18 июл — Sputnik. На родине скульптора Токая Мамедова почитают как легенду и мастера, который определенно повлиял на развитие национального изобразительного искусства. По его монументальным творениям можно отслеживать историю от советских времен до наших дней, он - создатель современного облика Баку. Это большая личность, которая прожила невероятные 90 лет жизни. Мамедов родился и умер в Баку, его жизнь длилась с 18 июля 1927 по 2 мая 2018-го и была наполнена переломными событиями. По линии матери Токай был выходцем из известного в Азербайджане рода, имевшего отношение к знаменитому на Кавказе миллионеру-нефтянику и меценату Тагиеву. Зивер Тагиева (Мамедова), чье детство прошло в окружении гувернанток, многочисленных педагогов по музыке, языкам и рисованию, впоследствии стала первой женщиной-скульптором Азербайджана. Отцом Токая Мамедова был Габиб Мамедов, отучившийся в России и работавший профессором в Политехническом институте. Будущий скульптор рос в творческой атмосфере и в жены себе также выбрал знатную и творческую натуру - Аиду ханум Абдуллаеву, правнучку легендарного генерал-лейтенанта Араблинского. Впоследствии Аида достигнет высот в игре на арфе и станет заслуженной артисткой Азербайджана. Свои первые уроки рисования Токай получил от матери, затем отучился в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, по окончании которой прошел стажировку в Италии и вернулся в Баку, где позже возглавил кафедру скульптуры в Азербайджанской государственной академии художеств. За свою долгую, наполненную вдохновением жизнь Токай Мамедов создал целую галерею портретов выдающихся личностей Азербайджана. Скульптор любил изображать творческих людей, музыкантов, поэтов, мыслителей. Главным образом он работал с бронзой, мрамором и гранитом, но также любил и дерево. Используя свойства дерева, его богатую, красивую структуру, он добивался изящества скульптурных форм. Из-под резца Мамедова вышли десятки работ, но мы решили остановиться на двух, которые называют особенными. Это памятник великому азербайджанскому композитору, автору первой оперы Узеиру Гаджибейли и последнее творение мастера – памятник благородному разбойнику, герою народного эпоса Кёроглу. Главное творение Именно так называют историки созданный в 1960 году памятник Узеиру Гаджибейли, который был установлен перед зданием Бакинской консерватории. Памятник был сделан из бронзы, его высота - почти три метра. История главного произведения Мамедова напрямую связана с его матерью Зивер ханум. Помимо того что она была известным скульптором, Зивер ханум также прекрасно играла на скрипке. Именно благодаря музыке она познакомилась с Узеиром Гаджибейли и даже была первой скрипкой в оркестре, которым он дирижировал. Это объясняет, почему таким почитаемым в семье был гениальный композитор. Его первый бюст создала сама Зивер Мамедова, работа долгое время стояла в вестибюле консерватории. Спустя время Токай Мамедов начнет работать над созданием собственного памятника композитору. Сегодня эта монументальная скульптура украшает площадь перед входом в здание и считается лучшей работой среди всего наследия Мамедова. Бронзовый монумент установлен на строгом постаменте, герой изображен сидящим в задумчивой позе и оставляет глубокое впечатление. Работа над ним заняла два года и принесла славу и признание. Токай Мамедов словно подхватил эстафету своей матери и достойно продолжил ее дело. Любопытно, что в большой галерее портретов национальных исторических личностей у Мамедова есть два бюста, выпадающих из общего ряда. Это также "музыкальные" памятники - польскому композитору Фредерику Шопену и австрийскому композитору Амадею Моцарту. Оба творения – вновь отсылка к гению его матери, у которой эти два композитора были любимыми. Последняя работа мастера Величественная скульптура всадника на коне - Кёроглу стала последним произведением Токая Мамедова. Ее называют "совершенным образцом творчества". Это памятник герою народного эпоса, благородному разбойнику по прозвищу Кёроглу, что переводится как "Сын слепого". К кульминационной работе своего монументального творчества Токай Мамедов шел 30 лет. Были созданы различные варианты. И только в 2012 году с участием президента Ильxама Aлиeва состоялось официальное открытие монумента. Его высота – 23 метра от земли. Кёроглу предстает как справедливый, мужественный, бесстрашный герой с вознесенным мечом, воспаривший к облакам на распластанном в полете коне. В образе Кёроглу воплощен народный идеал героя, справедливого и честного. Творение Мамедова как напоминание потомкам об истинных ценностях, любви к родной земле и своей истории. Кстати, оперу "Кёроглу" написал Узеир Гаджибейли. В завершение стоит добавить, что скульптор-монументалист Токай Мамедов при жизни имел огромное количество званий и наград. Он - народный художник Азербайджанской ССР (1973), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1962), получил Государственную премию СССР (1978) и удостоен ордена "Шараф" ("Честь") (2012). Также был председателем правления Союза художников Азербайджана и являлся иностранным членом Российской академии художеств. Воплощая в монументальных памятниках незабываемые образы великих личностей, Токай Мамедов обогатил сокровищницу азербайджанской культуры.
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/07/11/456866915_0:369:2047:1904_1920x0_80_0_0_17e4e1ad3e87da278d978dc5c89b8bd3.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Марта Курт
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/09/427882464_0:320:960:1280_100x100_80_0_0_a5fa1676cd18e7d3adffc6a6a6eeec72.jpg
азербайджан, скульптор токай мамедов, гаджи зейналабдин тагиев, узеир гаджибейли, балет "кёроглу"
азербайджан, скульптор токай мамедов, гаджи зейналабдин тагиев, узеир гаджибейли, балет "кёроглу"
Бронзовый век Токая Мамедова: как знаменитый скульптор писал свою историю
Прожив почти век, выдающийся азербайджанский скульптор Токай Мамедов оставил необычное послание потомкам – свою последнюю работу он посвятил не историческим деятелям, а благородному разбойнику из народного эпоса.
БАКУ, 18 июл — Sputnik. На родине скульптора Токая Мамедова почитают как легенду и мастера, который определенно повлиял на развитие национального изобразительного искусства. По его монументальным творениям можно отслеживать историю от советских времен до наших дней, он - создатель современного облика Баку. Это большая личность, которая прожила невероятные 90 лет жизни.
Мамедов родился и умер в Баку, его жизнь длилась с 18 июля 1927 по 2 мая 2018-го и была наполнена переломными событиями. По линии матери Токай был выходцем из известного в Азербайджане рода, имевшего отношение к знаменитому на Кавказе миллионеру-нефтянику и меценату Тагиеву. Зивер Тагиева (Мамедова), чье детство прошло в окружении гувернанток, многочисленных педагогов по музыке, языкам и рисованию, впоследствии стала первой женщиной-скульптором Азербайджана. Отцом Токая Мамедова был Габиб Мамедов, отучившийся в России и работавший профессором в Политехническом институте.
Будущий скульптор рос в творческой атмосфере и в жены себе также выбрал знатную и творческую натуру - Аиду ханум Абдуллаеву, правнучку легендарного генерал-лейтенанта Араблинского. Впоследствии Аида достигнет высот в игре на арфе и станет заслуженной артисткой Азербайджана.
Свои первые уроки рисования Токай получил от матери, затем отучился в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, по окончании которой прошел стажировку в Италии и вернулся в Баку, где позже возглавил кафедру скульптуры в Азербайджанской государственной академии художеств.
За свою долгую, наполненную вдохновением жизнь Токай Мамедов создал целую галерею портретов выдающихся личностей Азербайджана. Скульптор любил изображать творческих людей, музыкантов, поэтов, мыслителей. Главным образом он работал с бронзой, мрамором и гранитом, но также любил и дерево. Используя свойства дерева, его богатую, красивую структуру, он добивался изящества скульптурных форм.
Из-под резца Мамедова вышли десятки работ, но мы решили остановиться на двух, которые называют особенными. Это памятник великому азербайджанскому композитору, автору первой оперы Узеиру Гаджибейли и последнее творение мастера – памятник благородному разбойнику, герою народного эпоса Кёроглу.
Именно так называют историки созданный в 1960 году памятник Узеиру Гаджибейли, который был установлен перед зданием Бакинской консерватории. Памятник был сделан из бронзы, его высота - почти три метра.
История главного произведения Мамедова напрямую связана с его матерью Зивер ханум. Помимо того что она была известным скульптором, Зивер ханум также прекрасно играла на скрипке. Именно благодаря музыке она познакомилась с Узеиром Гаджибейли и даже была первой скрипкой в оркестре, которым он дирижировал. Это объясняет, почему таким почитаемым в семье был гениальный композитор. Его первый бюст создала сама Зивер Мамедова, работа долгое время стояла в вестибюле консерватории. Спустя время Токай Мамедов начнет работать над созданием собственного памятника композитору. Сегодня эта монументальная скульптура украшает площадь перед входом в здание и считается лучшей работой среди всего наследия Мамедова. Бронзовый монумент установлен на строгом постаменте, герой изображен сидящим в задумчивой позе и оставляет глубокое впечатление. Работа над ним заняла два года и принесла славу и признание. Токай Мамедов словно подхватил эстафету своей матери и достойно продолжил ее дело.
Любопытно, что в большой галерее портретов национальных исторических личностей у Мамедова есть два бюста, выпадающих из общего ряда. Это также "музыкальные" памятники - польскому композитору Фредерику Шопену и австрийскому композитору Амадею Моцарту. Оба творения – вновь отсылка к гению его матери, у которой эти два композитора были любимыми.
Величественная скульптура всадника на коне - Кёроглу стала последним произведением Токая Мамедова. Ее называют "совершенным образцом творчества". Это памятник герою народного эпоса, благородному разбойнику по прозвищу Кёроглу, что переводится как "Сын слепого".
К кульминационной работе своего монументального творчества Токай Мамедов шел 30 лет. Были созданы различные варианты. И только в 2012 году с участием президента Ильxама Aлиeва состоялось официальное открытие монумента. Его высота – 23 метра от земли. Кёроглу предстает как справедливый, мужественный, бесстрашный герой с вознесенным мечом, воспаривший к облакам на распластанном в полете коне.
В образе Кёроглу воплощен народный идеал героя, справедливого и честного. Творение Мамедова как напоминание потомкам об истинных ценностях, любви к родной земле и своей истории. Кстати, оперу "Кёроглу" написал Узеир Гаджибейли.
В завершение стоит добавить, что скульптор-монументалист Токай Мамедов при жизни имел огромное количество званий и наград. Он - народный художник Азербайджанской ССР (1973), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1962), получил Государственную премию СССР (1978) и удостоен ордена "Шараф" ("Честь") (2012). Также был председателем правления Союза художников Азербайджана и являлся иностранным членом Российской академии художеств. Воплощая в монументальных памятниках незабываемые образы великих личностей, Токай Мамедов обогатил сокровищницу азербайджанской культуры.