https://az.sputniknews.ru/20230621/azerbaydzhan-i-kazakhstan-sverka-chasov-mezhdu-klyuchevymi-zvenyami-transportnykh-koridorov-456128224.html
Азербайджан и Казахстан: сверка часов между ключевыми звеньями транспортных коридоров
Азербайджан и Казахстан: сверка часов между ключевыми звеньями транспортных коридоров
Sputnik Азербайджан
Премьер-министр Казахстан планирует обсудить в Баку взаимодействие в рамках проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута и расширение... 21.06.2023, Sputnik Азербайджан
2023-06-21T22:30+0400
2023-06-21T22:30+0400
2023-06-22T10:34+0400
азербайджан
казахстан
экономика
транскаспийский международный транспортный маршрут
каспийское море
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453423006_516:0:1887:771_1920x0_80_0_0_dacd7da2f5d1aa800d3625edc8f5cf90.jpg
БАКУ, 21 июн — Sputnik. Азербайджан и Казахстан давно являются стратегическими партнерами на Каспии. Сегодня сотрудничество двух стран охватывает различные сферы экономики, что определяет укрепление политических связей. Основной сферой взаимодействия в последние годы является выстраивание транспортно-логистических маршрутов. В первую очередь это международный логистический проект Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который также известен как Средний коридор. В настоящее время на этом маршруте действует шаттл-сервис контейнерных перевозок в грузинские порты Поти и Батуми. Направление имеет ряд преимуществ, главное из которых – сокращение времени доставки. Вместе с тем существуют и проблемы, для устранения которых Казахстан намерен нарастить количество контейнеров и паромов в азербайджанском направлении. Именно тема развития ТМТМ станет основной в ходе предстоящего визита премьера Казахстана Алихана Смаилова в Баку. Ожидается, что в азербайджанской столице состоится подписание договора о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами в различных сферах.Напомним также, что казахстанская нефть экспортируется в Азербайджан с последующей транспортировкой по трубопроводам в Европу. Объемы сырья, поставляемые по этому маршруту, составляют по разным оценкам от 3% до 5% от общего экспорта нефти из Казахстана. Следует отметить, что сегодня на Каспийском море доступны только танкерные перевозки, что делает транспортировку углеводородов дорогой. К тому же ограниченные возможности казахстанского флота и инфраструктуры порта Актау сдерживают растущий спрос на перевозку углеводородов. На эти нюансы также обращено внимание казахстанских хозяйственников. Еще одним фактором, отрицательно влияющим на транспортировку казахстанских углеводородов, является разница в качестве – казахстанская нефть уступает азербайджанской. Соответственно, при смешивании азербайджанская нефть теряет в цене. Это влечет за собой накладывание дополнительных тарифов на ее прокачку, что в итоге увеличивает стоимость транспортировки и конечную цену для потребителей. Торгово-экономическое сотрудничество – залог политического сближения Отношения между Азербайджаном и Казахстаном давно характеризуются как стратегические и партнерские. Взаимная политическая поддержка со стороны руководства двух стран сказывается и на росте экономического сотрудничества. В ходе состоявшегося в Баку 19-го заседания азербайджано-казахстанской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству было отмечено, что Казахстан планирует поставлять в Азербайджан несырьевые товары, в том числе продукты металлургии, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, фармацевтики, стройматериалы. Азербайджан же экспортирует в Казахстан плавучие средства, бесшовные трубы, сахар, минеральные воды, полимеры пропилена и этилена, упаковочные мешки, орехи, фрукты, крепкие спиртные напитки. Однако основной областью взаимодействия двух прикаспийских государств все-таки являются именно инфраструктурные проекты, реализация которых будет способствовать развитию экономического потенциала Азербайджана и Казахстана, а также сделает необходимой политическую координацию на высшем уровне. Совместные усилия в сфере развития транспортно-логистических проектов Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего евразийского экономического совета заявил о необходимости развития транспортного коридора "Север-Юг" в сопряжении с Транскаспийским маршрутом. Такая постановка вопроса подразумевает объединение инфраструктур двух коридоров, которые пересекаются на территории центральноазиатских республик и Азербайджана. Это дает возможность перенаправлять потоки товаров в различные направления и создает дополнительные преимущества. Следует отметить, что основной движущей силой создания транспортного коридора "Север-Юг" выступает Россия. Маршрут позволяет обеспечить доставку грузов к Индийскому океану с последующей транспортировкой в страны Азии и Африки. Коридор становится особенно актуальным с учетом наложенных Западом антироссийских санкций и закрытием западного маршрута для товаров из РФ. Инициатором "Срединного коридора" же выступает Китай, который уже вложил в его развитие десятки миллиардов долларов. Реализация проекта позволяет крупнейшей экономике мира быстро и безопасно доставлять товары на основной потребительский рынок, каковым сегодня является ЕС. Участие в реализации данных транспортных коридоров априори предусматривает расширение политических консультаций между странами-участницами, что, в свою очередь, служит укреплению стабильности. В этом контексте абсолютно понятны старания стран способствовать развитию данного проекта. Что делается для развития ТМТМ в Азербайджане и Казахстане? Азербайджан и Казахстан интенсивно работают над расширением сотрудничества в интермодальных железнодорожных грузоперевозках. Также сторонами ведется активная работа по исполнению "Дорожной карты по синхронному развитию Среднего коридора (ТМТМ) по территориям Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции на 2022-2027 гг.", подписанной в ноябре 2022 года министрами транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. "Дорожная карта" направлена на развитие ТМТМ, усовершенствование железнодорожной и портовой инфраструктуры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Также ведется строительство контейнерного хаба на базе порта Актау, строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты и обводной железнодорожной линии станции Алматы, что позволит увеличить пропускную способность казахстанско-китайского транспортного коридора в пять раз – с 24 до 120 поездов в неделю, а также повысить скорость контейнерных поездов до 1500 километров в сутки. Над расширением возможностей маршрута работают и в Азербайджане. Увеличить пропускную способность и скорость доставки грузов поможет реализация проекта Зангезурского коридора. Последний проект подразумевает выполнение договоренности, достигнутой по итогам 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией. В настоящее время межправительственная комиссия Азербайджана, России и Армении на уровне вице-премьеров ведет интенсивные переговоры по выработке механизмов исполнения данного соглашения. Согласно последним заявлениям участников переговоров, основные моменты уже согласованы и остается произвести уточнение технических вопросов. Судя по создавшейся ситуации, представители Казахстана и Азербайджана на предстоящей встрече уделят особое внимание именно транспортно-логистическим вопросам, которые представляют большое значение не только для развития товарооборота между нашими странами, но и, с учетом сложившихся реалий, для выстраивания экономических взаимоотношений целых регионов.
казахстан
каспийское море
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453423006_687:0:1715:771_1920x0_80_0_0_629622f45d7d846fe0350f87d6fb46a3.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
азербайджан, казахстан, экономика, транскаспийский международный транспортный маршрут , каспийское море
азербайджан, казахстан, экономика, транскаспийский международный транспортный маршрут , каспийское море
Азербайджан и Казахстан: сверка часов между ключевыми звеньями транспортных коридоров
22:30 21.06.2023 (обновлено: 10:34 22.06.2023) Премьер-министр Казахстан планирует обсудить в Баку взаимодействие в рамках проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута и расширение торгово-экономического сотрудничества.
БАКУ, 21 июн — Sputnik. Азербайджан и Казахстан давно являются стратегическими партнерами на Каспии. Сегодня сотрудничество двух стран охватывает различные сферы экономики, что определяет укрепление политических связей.
Основной сферой взаимодействия в последние годы является выстраивание транспортно-логистических маршрутов. В первую очередь это международный логистический проект Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который также известен как Средний коридор. В настоящее время на этом маршруте действует шаттл-сервис контейнерных перевозок в грузинские порты Поти и Батуми. Направление имеет ряд преимуществ, главное из которых – сокращение времени доставки. Вместе с тем существуют и проблемы, для устранения которых Казахстан намерен нарастить количество контейнеров и паромов в азербайджанском направлении.
Именно тема развития ТМТМ станет основной в ходе предстоящего визита премьера Казахстана Алихана Смаилова в Баку. Ожидается, что в азербайджанской столице состоится подписание договора о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами в различных сферах.
Напомним также, что казахстанская нефть экспортируется в Азербайджан с последующей транспортировкой по трубопроводам в Европу. Объемы сырья, поставляемые по этому маршруту, составляют по разным оценкам от 3% до 5% от общего экспорта нефти из Казахстана. Следует отметить, что сегодня на Каспийском море доступны только танкерные перевозки, что делает транспортировку углеводородов дорогой. К тому же ограниченные возможности казахстанского флота и инфраструктуры порта Актау сдерживают растущий спрос на перевозку углеводородов. На эти нюансы также обращено внимание казахстанских хозяйственников.
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на транспортировку казахстанских углеводородов, является разница в качестве – казахстанская нефть уступает азербайджанской. Соответственно, при смешивании азербайджанская нефть теряет в цене. Это влечет за собой накладывание дополнительных тарифов на ее прокачку, что в итоге увеличивает стоимость транспортировки и конечную цену для потребителей.
Торгово-экономическое сотрудничество – залог политического сближения
Отношения между Азербайджаном и Казахстаном давно характеризуются как стратегические и партнерские. Взаимная политическая поддержка со стороны руководства двух стран сказывается и на росте экономического сотрудничества.
В ходе состоявшегося в Баку 19-го заседания азербайджано-казахстанской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству было отмечено, что Казахстан планирует поставлять в Азербайджан несырьевые товары, в том числе продукты металлургии, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, фармацевтики, стройматериалы.
Азербайджан же экспортирует в Казахстан плавучие средства, бесшовные трубы, сахар, минеральные воды, полимеры пропилена и этилена, упаковочные мешки, орехи, фрукты, крепкие спиртные напитки.
Однако основной областью взаимодействия двух прикаспийских государств все-таки являются именно инфраструктурные проекты, реализация которых будет способствовать развитию экономического потенциала Азербайджана и Казахстана, а также сделает необходимой политическую координацию на высшем уровне.
Совместные усилия в сфере развития транспортно-логистических проектов
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего евразийского экономического совета заявил о необходимости развития транспортного коридора "Север-Юг" в сопряжении с Транскаспийским маршрутом.
Такая постановка вопроса подразумевает объединение инфраструктур двух коридоров, которые пересекаются на территории центральноазиатских республик и Азербайджана. Это дает возможность перенаправлять потоки товаров в различные направления и создает дополнительные преимущества.
Следует отметить, что основной движущей силой создания транспортного коридора "Север-Юг" выступает Россия. Маршрут позволяет обеспечить доставку грузов к Индийскому океану с последующей транспортировкой в страны Азии и Африки. Коридор становится особенно актуальным с учетом наложенных Западом антироссийских санкций и закрытием западного маршрута для товаров из РФ.
Инициатором "Срединного коридора" же выступает Китай, который уже вложил в его развитие десятки миллиардов долларов. Реализация проекта позволяет крупнейшей экономике мира быстро и безопасно доставлять товары на основной потребительский рынок, каковым сегодня является ЕС.
Участие в реализации данных транспортных коридоров априори предусматривает расширение политических консультаций между странами-участницами, что, в свою очередь, служит укреплению стабильности. В этом контексте абсолютно понятны старания стран способствовать развитию данного проекта.
Что делается для развития ТМТМ в Азербайджане и Казахстане?
Азербайджан и Казахстан интенсивно работают над расширением сотрудничества в интермодальных железнодорожных грузоперевозках. Также сторонами ведется активная работа по исполнению "Дорожной карты по синхронному развитию Среднего коридора (ТМТМ) по территориям Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции на 2022-2027 гг.", подписанной в ноябре 2022 года министрами транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. "Дорожная карта" направлена на развитие ТМТМ, усовершенствование железнодорожной и портовой инфраструктуры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Также ведется строительство контейнерного хаба на базе порта Актау, строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты и обводной железнодорожной линии станции Алматы, что позволит увеличить пропускную способность казахстанско-китайского транспортного коридора в пять раз – с 24 до 120 поездов в неделю, а также повысить скорость контейнерных поездов до 1500 километров в сутки.
Над расширением возможностей маршрута работают и в Азербайджане. Увеличить пропускную способность и скорость доставки грузов поможет реализация проекта Зангезурского коридора. Последний проект подразумевает выполнение договоренности, достигнутой по итогам 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией. В настоящее время межправительственная комиссия Азербайджана, России и Армении на уровне вице-премьеров ведет интенсивные переговоры по выработке механизмов исполнения данного соглашения. Согласно последним заявлениям участников переговоров, основные моменты уже согласованы и остается произвести уточнение технических вопросов.
Судя по создавшейся ситуации, представители Казахстана и Азербайджана на предстоящей встрече уделят особое внимание именно транспортно-логистическим вопросам, которые представляют большое значение не только для развития товарооборота между нашими странами, но и, с учетом сложившихся реалий, для выстраивания экономических взаимоотношений целых регионов.