Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Как будет осуществляться утилизация автомобилей в Азербайджане: сборы, компенсации, штрафы

CC0 / floz / Car crashQəzaya uğramış avtomobil, arxiv şəkli
Qəzaya uğramış avtomobil, arxiv şəkli - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.06.2023
Подписаться
В США, Канаде и Австралии процесс утилизации старых и непригодных к использованию автомобилей основан на рыночном механизме и природоохранном законодательстве.
БАКУ, 6 июн — Sputnik. Широкую дискуссию в Азербайджане вызвал вопрос о размере единовременной выплаты при утилизации подержанных автомобилей старше 10 лет. Согласно информации, выплата будет составлять от 1500 манатов.
В то же время уже объявлен возможный размер утилизационного сбора при ввозе в Азербайджан подержанных автомобилей. Ранее эксперт ОАО Temiz Şeher Мирза Лачинов во время выступления на совместном заседании комитетов Милли Меджлиса (парламента) при обсуждении изменений в закон "О производственных и бытовых отходах" сообщил, что утилизационный сбор предусмотрен для автомобилей старше трех лет.

"Если после выпуска автомобиля прошло 4-7 лет, то утилизационный сбор составит 400 манатов, а для автомобилей старше семи лет – 700 манатов. Однако эти цифры не окончательные, дискуссии по данному вопросу продолжаются", – пояснил Лачинов.

Он также указал на необходимость пересмотра законодательства об обращении с отходами в республике.

"Требования времени и происходящие процессы диктуют необходимость пересмотра указанного законодательства, но на это необходимо определенное время. Мы хотим использовать подход, при котором отходы рассматривались бы как сырье, которое необходимо вернуть в экономический цикл. И в международной практике в настоящее время в целом присутствует такая же тенденция", – добавил эксперт.

Что касается оценки автомобилей, подлежащих утилизации, то Лачинов отметил, что, поскольку все подобные транспортные средства являются отходами, то при оценке марка автомобиля не будет иметь значение.

Плюсы программы утилизации

Советник министра экологии и природных ресурсов Расим Саттарзаде заявил Sputnik Азербайджан, что по мере увеличения производства автомобилей в мире вопрос утилизации старых машин с истекшим сроком эксплуатации превратился в глобальную проблему.
По его словам, в странах Евросоюза, Японии, Корее и Китае существует прямое законодательное регулирование этой сферы, а в США, Канаде и Австралии регулирование основано на рыночном механизме и природоохранном законодательстве.
Советник отметил, что во многих странах действуют правила, стимулирующие автовладельцев сдавать на утилизацию старые машины, что позволяет "убить сразу двух зайцев" – снизить уровень загрязнения окружающей среды и повысить безопасность на дорогах.

"Согласно правилам, владельцу старой машины выплачивается компенсация, а на покупку нового авто выдается скидочный купон. По нему гражданин может купить новый автомобиль отечественного производства со скидкой. Таким образом в стране поддерживается отечественный автопром", – рассказал Саттарзаде.

В настоящее время, пояснил советник, большая часть выбросов в транспортном секторе приходится на старые автомобили. Согласно евростандартам, установленная при производстве автомобилей норма по выхлопным газам составляет от 0,5 до 1 грамма на километр пробега. Количество таких выхлопов в старых автомобилях во много раз выше.
Саттарзаде напомнил, что Азербайджан взял на себя обязательство по снижению вредных выбросов в связи с изменениями климата.

"Если говорить об углекислом газе, создающем парниковый эффект, новые автомобили на каждый километр пробега выбрасывают в атмосферу 110-150 граммов углекислого газа. У старых машин этот показатель составляет 300-350 граммов. Замена 3000 старых легковых автомобилей на новые позволит предотвратить выбросы в атмосферу около 6000 тонн выхлопных газов, что приведет к снижению уровня парниковых газов в атмосфере", – сказал представитель министерства отметив.

Он также остановился и на других положительных моментов при запуске процесса утилизации транспортных средств.

"Он будет осуществляться компанией-утилизатором, отвечающей определенным требованиям и прошедшей регистрацию. Полезные материалы, полученные при утилизации, будут направляться на переработку. Таким образом, при утилизации старых автомобилей будут получать сырье, которое можно повторно использовать в производстве, что будет способствовать более эффективному обращению с отходами. Помимо прочего, будут созданы новые сырьевые ресурсы для производства", – отметил советник министра.

Кроме того, по словам Саттарзаде, вывод старых автомобилей из обращения также приведет к обновлению автопарка, что снизит количество дорожно-транспортных происшествий и простимулирует отечественное производство автомобилей.
Эксперт по транспорту Эльмаддин Мурадлы также согласен с мнением, что утилизация старых автомобилей необходима для обновления автопарка.

"В стране растет смертность в результате ДТП. И по большей части такие смертельные аварии случаются с участием подержанных автомобилей с истекшим сроком эксплуатации", – пояснил собеседник агентств.

Отметим, что на совместном заседании комитетов Милли Меджлиса начальник отдела Главного управления Государственной дорожной полиции МВД Эльвин Гусейнзаде сообщил, что в Азербайджане насчитывается более 1,7 млн автомобилей, срок эксплуатации 60-65% из них составляет более 20 лет.

Как будет оцениваться утилизируемый автомобиль?

Саттарзаде сообщил, что согласно программе утилизации, планируется внести различные изменения в законодательные акты. Владельцы транспортных средств будут платить утилизационный сбор во время техосмотра их машин и при ввозе легковых автомобилей из-за рубежа. По его словам, эту сумму предполагается возвращать гражданам в виде скидки и единовременной выплаты при утилизации.
По его словам, единовременная выплата будет составлять 1500-3000 манатов в зависимости от категории автомобиля, однако в будущем эта сумма может быть увеличена.
Эксперт по транспорту Эльданиз Джафаров считает, что размеры выплат автовладельцам при утилизации автомобилей должны формироваться, исходя из рыночной цены утилизируемого автомобиля.

"Речь идет о поврежденных транспортных средствах, которые фактически превратились в металлолом и непригодны к эксплуатации. Сдача в утиль подобных автомобилей принесет пользу всем. Хочу отметить, что программа утилизации будет осуществляться на добровольной основе", – сказал Джафаров Sputnik Азербайджан.

В свою очередь Мурадлы отметил, что автовладельцам будет выдвинуто требование, что машина должна содержаться в исправном состоянии, в противном случае ее необходимо будет сдать на утилизацию.
Лента новостей
0