Посвящение любимой: как Афрасияб Бадалбейли создал первый в Азербайджане балет
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
Подписаться
Бадалбейли объединил танцевальный фольклор с классической хореографией.
БАКУ, 19 апр — Sputnik. Сегодня день рождения выдающегося композитора, музыковеда, дирижера Афрасияба Бадалбейли, который вошел в историю музыкальной культуры Азербайджана как создатель первого в стране и на всем мусульманском Востоке балета "Девичья башня".
Он также автор таких легендарных балетных постановок, как "Низами", "Гнев народа" и "Золотой ключик", музыкальных сочинений для симфонического оркестра, музыки к ряду пьес. До сих пор актуальны его работы и статьи в области музыковедения. Популярным является его толковый монографический музыкальный словарь, в котором наряду с известными музыкальными терминами собраны и разработанные им азербайджанские термины.
Любовь к музыке
Композитор родился 19 апреля 1907 года в Баку, в семье народного просветителя Бадалбека Бадалбекова. Его отец был родом из Карабаха, из потомственной дворянской семьи, и посвятил всю свою жизнь делу народного образования. Мать Рагима Каджар - внучка принца Бахмана Мирзы Каджара.
Афрасияб был самым старшим из шести детей в семье. Ему не было и шести, когда он научился играть на национальном музыкальном инструменте таре. В девять его определили в только что открывшуюся мусульмано-русскую музыкальную школу, директором которой был его отец. Параллельно с общеобразовательной школой Бадалбейли стал посещать уроки по классу скрипки, где поражал учителей одаренностью и знанием азербайджанских народных мелодий и мугамов.
Бадалбейли окончил Азербайджанский государственный тюркский музыкальный техникум, Азербайджанский государственный университет и Бакинский государственный музыкальный техникум.
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли
Дирижер Афрасияб Бадалбейли
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
После завершения учебы его пригласили в Азербайджанский драматический театр на должность заведующего музыкальной частью. Уже тогда музыковеды отмечали, что музыка молодого композитора обогащает театральное действие в эмоциональном плане и как нельзя лучше воплощает замысел драматурга - автора пьесы.
Затем его пригласили в Азербайджанский государственный театр оперы и балета, где он впервые в 23 года встал за дирижерский пульт. Руководство театра полностью доверяло молодому музыканту и верило в его талант.
Но такое доверие, востребованность и успех не вскружили Афрасиябу Бадалбейли голову, и он твердо решил продолжить образование. Молодой музыкант поступил на дирижерский факультет Московской консерватории, учился в классе профессора Константина Сараджева. Затем продолжил учебу в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. В городе на Неве композитор познакомился со своей будущей супругой – первой азербайджанской балериной Гамэр Алмасзаде, которая училась в Ленинградском хореографическом училище. После окончания учебы они решают вернуться на родину. У них была общая цель - создать первый азербайджанский классический балет.
Создание первого балета
Народный артист Азербайджана, племянник композитора Фархад Бадалбейли, ссылаясь на рассказ своего отца, вспоминал, что в 1940 году в Азербайджанском театре оперы и балета уже была балетная труппа. По его словам, идея создания балета на сюжет средневековой романтической легенды о Девичьей башне была очень положительно воспринята в обществе.
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли
Дирижер Афрасияб Бадалбейли
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
"Для написания своего произведения дядя изучил множество народных плясок и обрядов, прочувствовал драматизм этой легенды. Он хотел объединить танцевальный фольклор с классической хореографией. Его целью было создать балет, в котором органически сольются воедино житейская правда и романтика, добро и зло. Задача у него была нелегкая, но он справился. Нужно также признать, что на создание балета дядю вдохновила его супруга", - сказал Sputnik Азербайджан народный артист.
Сам Афрасияб Бадалбейли о замысле и критериях выбора материала для своего произведения рассказывал так: "Работая над первым азербайджанским национальным балетом, я ставил задачу написать музыкально-хореографический роман, пересказывающий средствами современного нам музыкального языка бессмертную народную легенду о борьбе против тирана, о борьбе за свободу и счастье".
Композитор Узеир Гаджибейли, который был двоюродным братом его отца, высоко оценивал творчество Бадалбейли.
"Бадалбейли в этом балете свободно развил композиторскую мысль и в то же время любовно и бережно использовал красоту народных мелодий. Особой свежестью выделяются такие народные мелодии, как "Шалахо", "Ай бери бах", "Кикиджан", на основе которых созданы эмоционально насыщенные танцы..." - отмечал композитор в своей статье о балете молодого коллеги.
Сам Бадалбейли позже признавался, что, следуя примеру Узеира Гаджибейли, включил в состав оркестра такие азербайджанские народные музыкальные инструменты, как тар, зурна, дэф, звучание которых усиливало национальный колорит музыки балета.
18 апреля 1940 года, накануне дня рождения Бадалбейли, на сцене театра оперы и балета в Баку состоялась премьера "Девичьей башни". Этот дата вошла в историю азербайджанской музыкальной культуры как день создания первого национального балета. Главную партию в спектакле исполнила Гамэр Алмасзаде, которая была для Бадалбейли музой при создании этого произведения. Считается, что композитор посвятил балет своей жене. Но в том же году, когда состоялась премьера спектакля, их брак распался. Что стало причиной, неизвестно.
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли и Гамэр Алмасзаде
Дирижер Афрасияб Бадалбейли и Гамэр Алмасзаде
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
"Я многие годы занималась изучением творчества Афрасияба Бадалбейли и нашла огромное количество статей. В них был высоко оценен балет композитора "Девичья башня". Он несколько раз был показан в Москве, где также пресса бурно отреагировала на рождение такого масштабного и оригинального произведения в достаточно редком по тем временам жанре. Бадалбейли сделал очень многое для развития музыкальной культуры Азербайджана, но та вершина, которую композитор покорил в свои 33 года, осталась для него самой главной", - рассказала Sputnik Азербайджан заслуженный деятель искусств, профессор Земфира Гафарова.
Вторая любовь
К сожалению, любовь Афрасияба и Гамэр длилась недолго. Во второй раз он женился на 28-летней грузинке Евгении Орагвелидзе, работавшей на Грузинском телевидении. В связи с гастролями в Тбилиси Азербайджанского театра оперы и балета девушка готовила передачу под рубрикой "Гости Тбилиси". Ее участниками должны были стать Афрасияб Бадалбейли, его бывшая супруга Гамэр Алмасзаде и другие артисты.
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли
Дирижер Афрасияб Бадалбейли
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
"Мне было 28 лет, а ему - 56. После окончания передачи, когда я провожала гостей, Афрасияб Бадалович попросил записать ему номер моего телефона. Он подарил мне брошюру о балете "Девичья башня" с автографом, пригласил на спектакль и проводил после него. Познакомился с моей мамой и сыном. А спустя месяц после знакомства, уезжая в Баку, он сделал мне предложение, заявив, что не потерпит отказа. Я согласилась, переехала в Азербайджан", - вспоминала впоследствии в одном из своих интервью Евгения.
Они прожили вместе 12 лет. По ее словам, это были годы счастливой семейной жизни.
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.MumtazДирижер Афрасияб Бадалбейли
Дирижер Афрасияб Бадалбейли
© Photo : Azerbaijan National State Archive of Literature and Art named after S.Mumtaz
"Мой сын называл его папой. Мы жили в скромной небольшой двухкомнатной квартире. Афрасияб Бадалович много работал, но по вечерам к письменному столу подходил только после того, как Дима заснет на диване, и обязательно прикрывал настольную лампу газетой, оберегая сон мальчика", - рассказывала супруга композитора.
Афрасияб Бадалбейли никогда не щадил себя и полностью отдавался работе. Это не могло не сказаться на его здоровье - он скончался от острой сердечной недостаточности 6 января 1976 года.
Похоронен композитор на второй Аллее почетного захоронения в Баку.