Сколько шлюпок спасли бы всех пассажиров "Титаника"
23:30 14.04.2023 (обновлено: 09:52 15.04.2023)
© AP Photo / Peter MorrisonМужчина проходит мимо последнего снимка «Титаника», сделанного у побережья Корка в Ирландии, фото из архива
© AP Photo / Peter Morrison
Подписаться
В ночь на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.
БАКУ, 14 апр — Sputnik. "Если бы?" - наверняка подобный вопрос хотя бы раз возникал в голове у зрителя нашумевшего фильма Дж.Кэмерона "Титаник".
А что если бы конструкторы предусмотрели больше шлюпок? И если да, то сколько? Даже главная героиня фильма дискутировала об этом на прогулочной палубе в день катастрофы.
Казалось бы, предусмотри в процессе строительства в два раза больше шлюпок, и всех бы удалось спасти. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
На "Титанике" было установлено всего 20 спасательных шлюпок - 16 обычных вместимостью 65 и 40 человек каждая (14 и 2 шт. соответственно) и четыре складных - на 47 пассажиров. Если все лодки удалось бы заполнить, то арифметика нам дает такие цифры: 990 человек уместились бы в стандартные шлюпки и еще 188 - в уменьшенные. Итого - 1178 пассажиров смогли бы спастись. Всего же в тот первый и последний рейс на судне находилось 2240 человек, включая членов экипажа. Получается, что в теории наличие и должное использование 40 шлюпок на "Титанике" могло бы спасти жизни всех, кто был на нем в ту роковую ночь.
Есть одно "но"
У того самого Джеймса Кэмерона после выхода фильма-катастрофы осталось немало вопросов. И шлюпки - не исключение. Спустя 20 лет он вместе с командой технических специалистов провел ряд экспериментов и тестов, результаты которых позволили сдвинуть теоретические рассуждения с мертвой точки.
Опытно-практическим путем команда Кэмерона установила, что среднее время подготовки шлюпки "Титаника" - 8,5 минуты, включая раскладку брезента, посадки людей в спасательную лодку - 10 минут (это очень усредненная цифра, конечно же, поскольку поначалу, как мы помним, женщины и дети неохотно покидали корабль). Получается, что 18,5 минуты ушло только на то, чтобы приготовить лодку и посадить в нее людей. Далее - команда прибавила примерно еще 20 минут на сам спуск до поверхности воды - экипаж не имел должного опыта спуска лодок, и сам процесс протекал достаточно медленно. Получается 38,5 минуты на одну шлюпку.
© AP Photo / Peter MorrisonМужчина проходит мимо последнего снимка «Титаника», сделанного у побережья Корка в Ирландии, фото из архива
Мужчина проходит мимо последнего снимка «Титаника», сделанного у побережья Корка в Ирландии, фото из архива
© AP Photo / Peter Morrison
Теперь давайте немного порассуждаем. "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23:40. Первая шлюпка (номер 7) покинула борт лишь спустя примерно час. Последняя (складная D) - ориентировочно в 02:05. Две из четырех складных лодок смыло с борта, и их уже не успели нормально подготовить для отправки (одна из них оказалась перевернута, и некоторые пассажиры и члены экипажа забирались на нее из воды). То есть за полтора часа удалось спустить 18 из 20 шлюпок. По мере затопления и увеличения дифферента судна осуществлять эвакуацию становилось все проблематичнее - сначала пассажиры неохотно садились в лодки, потом в агонии отчаянно пытались в них попасть. Все это явно увеличивало время для спуска лодок на воду - тут эксперимент проводить не надо.
Какие выводы можно сделать?
Изначально "Титаник" предполагалось оснастить 32 спасательными шлюпками, но впоследствии от этой идеи отказались - в пользу комфорта пассажиров. Эта же мысль была обыграна и в фильме. К сожалению, нет информации, где предполагалось их размещать - стандартно вдоль борта или как-то рядом друг с другом. Первый вариант мог создать у людей впечатление, что мест еще достаточно и торопиться некуда - по воспоминаниям очевидцев, после начала эвакуации пассажиры полагали, что это всего лишь учения (которые на самом деле должны были состояться, но их отменили) и явно не желали покидать теплые помещения. Второй вариант размещения шлюпок мог создать дополнительную "возню" - ожидание спуска основной лодки, крепление и подготовка следующей.
Собственно, к чему это? Это всего лишь предположение, но, скорее всего, наличие дополнительных шлюпок не помогло бы спасти больше пассажиров.
© HO / Atlantic Productions / AFPКорабль Титаник на дне Атлантического океана, фото из архива
Корабль Титаник на дне Атлантического океана, фото из архива
© HO / Atlantic Productions / AFP
Как мы помним, спасательные лодки отходили от тонущего корабля с разной степенью загрузки - от 12 до 68 человек (другие источники утверждают даже о перегрузке в 70 человек). Вероятно, что большее количество шлюпок еще больше рассредоточило бы в них людей. Но есть и еще одно мнение. Так, в ходе британского следствия после катастрофы представитель министерства торговли (а пассажирские суда находились в ведении этого ведомства) высказал предположение, что будь на "Титанике", наоборот, меньше лодок, пассажиры активнее и охотнее садились бы в них, что привело бы к спасению большего числа людей. Как знать, как знать.
Время
Однозначно, вот тот самый ресурс, который позволил бы спасти гораздо больше пассажиров. Будь у "Титаника" больше времени, удалось бы спустить на воду все шлюпки. Будь у судна больше времени, лодки не уходили бы полупустыми. Будь у корабля больше времени, "Карпатия" точно бы успела к месту трагедии (ей не хватило порядка 2,5-3 часов). Но времени в ту роковую ночь катастрофически не хватило...