https://az.sputniknews.ru/20230411/pochemu-kazakhstanu-vygodnee-postavlyat-neft-po-truboprovodu-baku-supsa-453671316.html
Почему Казахстану выгоднее поставлять нефть по трубопроводу Баку-Супса
Почему Казахстану выгоднее поставлять нефть по трубопроводу Баку-Супса
Sputnik Азербайджан
После начала поставок казахстанкой нефти по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан, азербайджанская сторона предложила Казахстану еще один экспортный маршрут - Баку-Супса... 11.04.2023, Sputnik Азербайджан
2023-04-11T21:30+0400
2023-04-11T21:30+0400
2023-04-11T21:30+0400
нефть и газ
азербайджан
казахстан
экономика
поставки по бтд
трубопровод
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/05/427853733_0:73:3313:1937_1920x0_80_0_0_fa21ae73f0de4689fbda6d75e4a658bb.jpg
БАКУ, 11 апр — Sputnik. В целях диверсификации маршрутов поставок своей нефти Казахстан рассматривает различные варианты, связанные с транзитом через территорию Азербайджана и посредством его инфраструктуры. Так, в Астане уже в этом году планируют экспортировать через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) 1,5 млн тонн нефти. В дальнейшем годовой объем должен увеличиться до 6-6,5 млн тонн. Сейчас поставки идут полным ходом – в марте по БТД было отправлено 20 тыс. тонн нефти, а в апреле ожидается поставка 125 тыс. тонн. Трубопровод Баку-Супса с выходом к Черному морю также может стать инфраструктурой для экспорта казахстанской нефти. По словам министра торговли и интеграции Казахстана Серика Жумангарина, с таким предложением выступила азербайджанская сторона. При этом, как отметил министр, этот маршрут предложен в качестве дополнения к БТД. Сам Казахстан также активно развивает портовую и морскую инфраструктуру для увеличения экспорта через азербайджанские трубопроводы. Так, компании "КазМунайГаз" (Казахстан) и Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ) планируют закупить танкерный флот дедвейтом от 8 до 12 тыс. тонн для транспортировки нефти в акваториях Каспийского и Черного морей. Кроме того, казахстанский оператор магистральных нефтепроводов "КазТрансОйл", владеющий "Батумским нефтяным терминалом", совместно с эмиратской компанией рассматривает варианты наращивания мощностей нефтетерминала в Батуми. Зачем Казахстану нужен маршрут Баку-Супса?По итогам 2022 года Казахстан экспортировал на мировые рынки 64,3 млн тонн нефти, из которых около 97% пришлось на трубопроводные системы, действующие между Казахстаном и Россией. Так, свыше 80% поставок шли по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), около 13% - по пути Атырау-Самара, а еще 3,6% - по морскому маршруту через порт Актау до Новороссийска, через Махачкалу. В рамках частичной диверсификации поставок казахстанская нефть с марта также успешно поставляется и по БТД. Возникает вопрос – зачем казахстанским компаниям нужен еще один маршрут экспорта - Баку-Супса? Вопрос прокачки казахстанской нефти по этому трубопроводу не новый – впервые о нем заговорили еще в мае прошлого года, пояснил глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. Говоря о том, насколько Казахстану в целом выгодно экспортировать нефть через территорию Азербайджана по тому или иному трубопроводу, онтотметил несколько моментов. Так, трубопроводная транспортировка нефти всегда дешевле, однако в случае с Казахстаном это требует дополнительных денег. Таким образом, отметил эксперт, перемычки, которые соединяют маршрут поставок, это дополнительные расходы. Поэтому у частных компаний всегда есть опасения, что поставки нефти окажутся не такими выгодными с коммерческой точки зрения. По словам Шабана, после того, как казахстанская нефть доставляется в Новороссийск там она смешивается с российской и продается как смесь под маркой CPC Blend. Однако поставщикам азербайджанской нефти невыгодно ее смешение с казахстанской из-за разницы в качестве сырья. При этом, добавил эксперт, с туркменской нефтью каких-либо проблем нет, потому что геологическая структура Абшеронского архипелага и нефть, добытая там, очень схожа с ней. По словам Шабана, прежде чем БТД заполнить казахстанской нефтью, нужно привести ее состав в соответствие с более качественной азербайджанской. То есть, на территории Казахстана из состава нефти должна быть выведена лишняя сера. При этом, отметил эксперт, в нефти, добытой на месторождении "Кашаган", присутствует не только сера, но и большой объем водорода. А выведение лишних компонентов из состава казахстанской нефти – это дополнительные расходы. Поэтому казахстанскую нефть для грузоотправителей было бы выгоднее поставлять по отдельно выделенному трубопроводу, рассказал Шабан. Таким образом, одним из лучших вариантов для поставок казахстанской нефти как раз и является трубопровод Баку-Супса, считает он.
казахстан
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/09/05/427853733_27:0:2758:2048_1920x0_80_0_0_5021b886b38bfa14bebe12f16c096def.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, казахстан, экономика, поставки по бтд, трубопровод
азербайджан, казахстан, экономика, поставки по бтд, трубопровод
Почему Казахстану выгоднее поставлять нефть по трубопроводу Баку-Супса
После начала поставок казахстанкой нефти по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан, азербайджанская сторона предложила Казахстану еще один экспортный маршрут - Баку-Супса. Почему отправка нефти через этот нефтепровод выгодна и Баку, и Астане?
БАКУ, 11 апр — Sputnik. В целях диверсификации маршрутов поставок своей нефти Казахстан рассматривает различные варианты, связанные с транзитом через территорию Азербайджана и посредством его инфраструктуры.
Так, в Астане уже в этом году планируют экспортировать через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) 1,5 млн тонн нефти. В дальнейшем годовой объем должен увеличиться до 6-6,5 млн тонн. Сейчас поставки идут полным ходом – в марте по БТД было отправлено 20 тыс. тонн нефти, а в апреле ожидается поставка 125 тыс. тонн.
Трубопровод Баку-Супса с выходом к Черному морю также может стать инфраструктурой для экспорта казахстанской нефти. По словам министра торговли и интеграции Казахстана Серика Жумангарина, с таким предложением выступила азербайджанская сторона. При этом, как отметил министр, этот маршрут предложен в качестве дополнения к БТД.
Сам Казахстан также активно развивает портовую и морскую инфраструктуру для увеличения экспорта через азербайджанские трубопроводы. Так, компании "КазМунайГаз" (Казахстан) и Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ) планируют закупить танкерный флот дедвейтом от 8 до 12 тыс. тонн для транспортировки нефти в акваториях Каспийского и Черного морей.
Кроме того, казахстанский оператор магистральных нефтепроводов "КазТрансОйл", владеющий "Батумским нефтяным терминалом", совместно с эмиратской компанией рассматривает варианты наращивания мощностей нефтетерминала в Батуми.
Зачем Казахстану нужен маршрут Баку-Супса?
По итогам 2022 года Казахстан экспортировал на мировые рынки 64,3 млн тонн нефти, из которых около 97% пришлось на трубопроводные системы, действующие между Казахстаном и Россией. Так, свыше 80% поставок шли по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), около 13% - по пути Атырау-Самара, а еще 3,6% - по морскому маршруту через порт Актау до Новороссийска, через Махачкалу.
В рамках частичной диверсификации поставок казахстанская нефть с марта также успешно поставляется и по БТД. Возникает вопрос – зачем казахстанским компаниям нужен еще один маршрут экспорта - Баку-Супса?
Вопрос прокачки казахстанской нефти по этому трубопроводу не новый – впервые о нем заговорили еще в мае прошлого года, пояснил глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
Говоря о том, насколько Казахстану в целом выгодно экспортировать нефть через территорию Азербайджана по тому или иному трубопроводу, онтотметил несколько моментов.
Так, трубопроводная транспортировка нефти всегда дешевле, однако в случае с Казахстаном это требует дополнительных денег.
"Как известно, для того, чтобы транспортировать свою нефть через Азербайджан, Казахстан должен делать перевалку несколько раз. Сначала доставить в порты Актау или Курык по железной дороге в цистернах, затем загрузить в танкеры, а потом с танкеров в трубопроводы в Сангачале", - рассказал Шабан Sputnik Азербайджан.
Таким образом, отметил эксперт, перемычки, которые соединяют маршрут поставок, это дополнительные расходы. Поэтому у частных компаний всегда есть опасения, что поставки нефти окажутся не такими выгодными с коммерческой точки зрения.
По словам Шабана, после того, как казахстанская нефть доставляется в Новороссийск там она смешивается с российской и продается как смесь под маркой CPC Blend.
Однако поставщикам азербайджанской нефти невыгодно ее смешение с казахстанской из-за разницы в качестве сырья.
"Для прокачки по нефтепроводу акционерам БТД нужна именно такая марка нефти, которая была бы по своим химическим характеристикам близка к азербайджанской. А с казахстанской нефтью большая проблема, в первую очередь в связи с тем, что она относится к высокосернистым сортам "черного золота". Если ее объемы в БТД будут больше, то стоимость конечной продукции, которую в Джейхане получат покупатели, будет занижена", - отметил Шабан.
При этом, добавил эксперт, с туркменской нефтью каких-либо проблем нет, потому что геологическая структура Абшеронского архипелага и нефть, добытая там, очень схожа с ней.
По словам Шабана, прежде чем БТД заполнить казахстанской нефтью, нужно привести ее состав в соответствие с более качественной азербайджанской. То есть, на территории Казахстана из состава нефти должна быть выведена лишняя сера.
При этом, отметил эксперт, в нефти, добытой на месторождении "Кашаган", присутствует не только сера, но и большой объем водорода. А выведение лишних компонентов из состава казахстанской нефти – это дополнительные расходы.
Поэтому казахстанскую нефть для грузоотправителей было бы выгоднее поставлять по отдельно выделенному трубопроводу, рассказал Шабан.
Таким образом, одним из лучших вариантов для поставок казахстанской нефти как раз и является трубопровод Баку-Супса, считает он.
"Задействовав эту трубу акционеры и страны-транзитеры получат дополнительную выгоду. А Казахстан, который на 80% зависит только от одного трубопровода, постепенно сможет диверсифицировать свой экспорт", - резюмировал Шабан.