https://az.sputniknews.ru/20230405/dushanbe-stal-blizhe-k-baku-tadzhikistan-vneset-vklad-v-transportnye-proekty-regiona-453395891.html
Душанбе стал ближе к Баку: Таджикистан внесет вклад в транспортные проекты региона
Душанбе стал ближе к Баку: Таджикистан внесет вклад в транспортные проекты региона
Sputnik Азербайджан
Интеграция Таджикистана в транспортные проекты региона укрепит его позиции в качестве транзитного звена. Что же может предложить Душанбе международным... 05.04.2023, Sputnik Азербайджан
2023-04-05T10:00+0400
2023-04-05T10:00+0400
2023-04-05T14:43+0400
азербайджан
центральная азия
экономика
политика
транспортный коридор
каспийское море
транскаспийский международный транспортный маршрут
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453415371_0:32:1194:704_1920x0_80_0_0_9bee8e77f924eb2699fa7a9b46300236.jpg
БАКУ, 5 апр — Sputnik. Азербайджан продолжает успешно наращивать экономическое и политическое взаимодействие со странами Центральной Азии. После ряда взаимных визитов на высшем уровне в Узбекистан, Кыргызстан, а также расширения экономического сотрудничества с Казахстаном и Туркменистаном, настала очередь и Таджикистана. Как стало известно, главной темой обсуждений в ходе официального визита президента Ильхама Алиева в Душанбе станет расширение двустороннего экономического взаимодействия. В частности, ожидается, что стороны обсудят усиление сотрудничества по транспортно-коммуникационным проектам. Цифры, не отражающие реальный потенциал Экономические отношения Азербайджана и Таджикистана развиваются достаточно медленно: по итогам 2022 года товарооборот между двумя странами составил всего $6 млн. При этом 95% товарооборота пришлось на экспорт азербайджанских товаров в Таджикистан. Инвестиции также находятся на низком уровне – на протяжении почти 27 лет взаимные капиталовложения составили почти $6 млн. Эти цифры указывают на то, что несмотря на имеющийся у двух стран богатый потенциал, взаимодействие по торгово-экономическому сектору развито пока не в полной мере. Главным механизмом развития экономических отношений Баку и Душанбе является созданная в 2011 году межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В ходе ее заседаний в разные годы обсуждались такие вопросы, как создание совместных предприятий, внедрение опыта Азербайджана в сельском хозяйстве Таджикистана, а также реализация совместных проектов в области цветной металлургии. При этом необходимо отметить, что геополитические изменения в мире, на фоне которых возрастает роль Прикаспийского региона, могут стать главным импульсом для интенсивного взаимодействия двух стран. Тем более что Баку и Душанбе сотрудничают в рамках ряда экономических и политических организаций, таких как СНГ, ОЭСР и ШОС, в которой Азербайджан имеет статус наблюдателя. Транспортные проекты: что может предложить Душанбе Присоединение Таджикистана к региональным транспортным проектам является одной из главным тем в вопросе международного экономического сотрудничества этой страны. Считается, что интеграция Таджикистана в международные транспортные проекты в регионе позволит ему получить альтернативный выход к морским портам. Так, Душанбе может присоединиться к Транскаспийскому коридору (Средний коридор/ТМТМ) и получить выход к международным портам Казахстана и Азербайджана, что позволит наладить экспорт таджикских товаров на западные рынки. Кроме того, участие в региональных транспортных коридорах даст возможность Таджикистану увеличить товаропоток через свою территорию, что усилит его позиции в качестве транзитного звена. Укрепив свою транспортную инфраструктуру, Таджикистан может стать транзитной страной для выхода товаров из Китая, Афганистана и Пакистана на мировые рынки. Важность расширения транзитных возможностей осознают и в самом Таджикистане. Так, с этой целью в 2022 году в стране началась реализация трех инвестиционных проектов, в том числе реконструкция участков автодорог Дангара-Бохтар и Душанбе-Кульма протяженностью в десятки километров. Также продолжается строительство автомобильной дороги Рогун–Обигарм–Нурабад длиной 76 километров. Правительство Таджикистана ожидает, что в нынешнем году стартуют еще 17 инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере на общую сумму более $1 млрд. Согласно проекту Душанбе, в ближайшие три года будут завершены еще шесть транспортных проектов на сумму $690 млн, сданы в эксплуатацию 317 километров международных автомобильных дорог, 32 моста, пять тоннелей протяженностью 11,2 километра и семь противолавинных коридоров. Таджикистан – стыковочная окраина трансрегиональных объединений Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что перспективными товарами в грузопотоках между Азербайджаном и Таджикистаном могут быть нефтяной кокс и глинозем из Азербайджана в Таджикистан, а обратно на Каспий может пойти продукция таджикского алюминиевого комбината ТАЛКО. По словам эксперта, Таджикистан – это некая стыковочная окраина крупных трансрегиональных объединений, которые взаимно пересекаются на пространстве Центральной Азии. То есть, с одной стороны, Таджикистан тесно экономически интегрирован в китайскую макроэкономическую деятельность с точки зрения инвестиций и товарных потоков. С другой стороны, на Таджикистан наслаиваются несколько границ трансрегиональных объединений. Одновременно с этим, добавил он, Азербайджан несет в своей центрально-азиатской политике задачи, которые необходимо реализовывать в рамках Организации тюрскских государств (ОТГ). При этом эксперт отмечает, что в интересах России, чтобы Таджикистан находил больше партнерской опоры и взаимодействия именно со своей ближайшей периферией, тем самым заполняя лакуны, которые могли бы быть заняты западными компаниями из недружеских для РФ стран.
центральная азия
каспийское море
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/04/05/453415371_107:0:1087:735_1920x0_80_0_0_e569e65e9616dd186a84704d399f2b3c.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, центральная азия, экономика, политика, транспортный коридор, каспийское море, транскаспийский международный транспортный маршрут
азербайджан, центральная азия, экономика, политика, транспортный коридор, каспийское море, транскаспийский международный транспортный маршрут
Душанбе стал ближе к Баку: Таджикистан внесет вклад в транспортные проекты региона
10:00 05.04.2023 (обновлено: 14:43 05.04.2023) Интеграция Таджикистана в транспортные проекты региона укрепит его позиции в качестве транзитного звена. Что же может предложить Душанбе международным транспортным коридорам, проходящим через регион?
БАКУ, 5 апр — Sputnik. Азербайджан продолжает успешно наращивать экономическое и политическое взаимодействие со странами Центральной Азии. После ряда взаимных визитов на высшем уровне в Узбекистан, Кыргызстан, а также расширения экономического сотрудничества с Казахстаном и Туркменистаном, настала очередь и Таджикистана.
Как стало известно, главной темой обсуждений в ходе официального визита президента Ильхама Алиева в Душанбе станет расширение двустороннего экономического взаимодействия. В частности, ожидается, что стороны обсудят усиление сотрудничества по транспортно-коммуникационным проектам.
Цифры, не отражающие реальный потенциал
Экономические отношения Азербайджана и Таджикистана развиваются достаточно медленно: по итогам 2022 года товарооборот между двумя странами составил всего $6 млн. При этом 95% товарооборота пришлось на экспорт азербайджанских товаров в Таджикистан. Инвестиции также находятся на низком уровне – на протяжении почти 27 лет взаимные капиталовложения составили почти $6 млн.
Эти цифры указывают на то, что несмотря на имеющийся у двух стран богатый потенциал, взаимодействие по торгово-экономическому сектору развито пока не в полной мере.
Главным механизмом развития экономических отношений Баку и Душанбе является созданная в 2011 году межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В ходе ее заседаний в разные годы обсуждались такие вопросы, как создание совместных предприятий, внедрение опыта Азербайджана в сельском хозяйстве Таджикистана, а также реализация совместных проектов в области цветной металлургии.
При этом необходимо отметить, что геополитические изменения в мире, на фоне которых возрастает роль Прикаспийского региона, могут стать главным импульсом для интенсивного взаимодействия двух стран. Тем более что Баку и Душанбе сотрудничают в рамках ряда экономических и политических организаций, таких как СНГ, ОЭСР и ШОС, в которой Азербайджан имеет статус наблюдателя.
Транспортные проекты: что может предложить Душанбе
Присоединение Таджикистана к региональным транспортным проектам является одной из главным тем в вопросе международного экономического сотрудничества этой страны.
Считается, что интеграция Таджикистана в международные транспортные проекты в регионе позволит ему получить альтернативный выход к морским портам. Так, Душанбе может присоединиться к Транскаспийскому коридору (Средний коридор/ТМТМ) и получить выход к международным портам Казахстана и Азербайджана, что позволит наладить экспорт таджикских товаров на западные рынки.
Кроме того, участие в региональных транспортных коридорах даст возможность Таджикистану увеличить товаропоток через свою территорию, что усилит его позиции в качестве транзитного звена. Укрепив свою транспортную инфраструктуру, Таджикистан может стать транзитной страной для выхода товаров из Китая, Афганистана и Пакистана на мировые рынки.
Важность расширения транзитных возможностей осознают и в самом Таджикистане. Так, с этой целью в 2022 году в стране началась реализация трех инвестиционных проектов, в том числе реконструкция участков автодорог Дангара-Бохтар и Душанбе-Кульма протяженностью в десятки километров.
Также продолжается строительство автомобильной дороги Рогун–Обигарм–Нурабад длиной 76 километров.
Правительство Таджикистана ожидает, что в нынешнем году стартуют еще 17 инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере на общую сумму более $1 млрд.
Согласно проекту Душанбе, в ближайшие три года будут завершены еще шесть транспортных проектов на сумму $690 млн, сданы в эксплуатацию 317 километров международных автомобильных дорог, 32 моста, пять тоннелей протяженностью 11,2 километра и семь противолавинных коридоров.
Таджикистан – стыковочная окраина трансрегиональных объединений
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что перспективными товарами в грузопотоках между Азербайджаном и Таджикистаном могут быть нефтяной кокс и глинозем из Азербайджана в Таджикистан, а обратно на Каспий может пойти продукция таджикского алюминиевого комбината ТАЛКО.
"Подобного рода поставки могут быть главными грузами в проектах транспортного взаимодействия между Таджикистаном и Азербайджаном. Они, во-первых, достаточно крупные по объему – здесь, очевидно, будет задействован железнодорожный транспорт. Их можно осуществлять в обе стороны – в одну сторону загрузка нефтяного кокса и глинозема, в обратную сторону продукция таджикского алюминиевого завода", – отметил Караваев в беседе со Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, Таджикистан – это некая стыковочная окраина крупных трансрегиональных объединений, которые взаимно пересекаются на пространстве Центральной Азии. То есть, с одной стороны, Таджикистан тесно экономически интегрирован в китайскую макроэкономическую деятельность с точки зрения инвестиций и товарных потоков. С другой стороны, на Таджикистан наслаиваются несколько границ трансрегиональных объединений.
"И Азербайджан, в свою очередь, в этом аспекте представляет интересы сразу двух направлений – взаимодействие по линии каспийской экономики в целом, возможности по выводу товаров и грузов из Таджикистана в сторону Запада", – отметил экономист.
Одновременно с этим, добавил он, Азербайджан несет в своей центрально-азиатской политике задачи, которые необходимо реализовывать в рамках Организации тюрскских государств (ОТГ).
"Здесь есть необходимые элементы союзнического взаимодействия Азербайджана с Турцией в рамках которого они развивают отдельный проект, связанный с транспортным коридором в Афганистан через Туркменистан. И обустройство широкой транспортной и логистической сети в этом направлении со стороны Азербайджана в сердце Центральной Азии позволит Таджикистану получить дополнительные преимущества по выводу части своего экспорта в этом направлении", – считает Караваев.
При этом эксперт отмечает, что в интересах России, чтобы Таджикистан находил больше партнерской опоры и взаимодействия именно со своей ближайшей периферией, тем самым заполняя лакуны, которые могли бы быть заняты западными компаниями из недружеских для РФ стран.
"Пусть Таджикистан обрастает связями с партнерами в ЕАЭС, СНГ или по своей приграничной периферии, включая Афганистан и Туркменистан, нежели туда будут проникать интересы крупных корпораций из недружественных стан, прежде всего из ЕС", – считает эксперт.