Душанбе стал ближе к Баку: Таджикистан внесет вклад в транспортные проекты региона

© Official website of President of Azerbaijan RepublicФлаги Таджикистан Азербайджан
Флаги Таджикистан Азербайджан - Sputnik Азербайджан, 1920, 05.04.2023
Подписаться
Интеграция Таджикистана в транспортные проекты региона укрепит его позиции в качестве транзитного звена. Что же может предложить Душанбе международным транспортным коридорам, проходящим через регион?
БАКУ, 5 апр — Sputnik. Азербайджан продолжает успешно наращивать экономическое и политическое взаимодействие со странами Центральной Азии. После ряда взаимных визитов на высшем уровне в Узбекистан, Кыргызстан, а также расширения экономического сотрудничества с Казахстаном и Туркменистаном, настала очередь и Таджикистана.
Как стало известно, главной темой обсуждений в ходе официального визита президента Ильхама Алиева в Душанбе станет расширение двустороннего экономического взаимодействия. В частности, ожидается, что стороны обсудят усиление сотрудничества по транспортно-коммуникационным проектам.

Цифры, не отражающие реальный потенциал

Экономические отношения Азербайджана и Таджикистана развиваются достаточно медленно: по итогам 2022 года товарооборот между двумя странами составил всего $6 млн. При этом 95% товарооборота пришлось на экспорт азербайджанских товаров в Таджикистан. Инвестиции также находятся на низком уровне – на протяжении почти 27 лет взаимные капиталовложения составили почти $6 млн.
Эти цифры указывают на то, что несмотря на имеющийся у двух стран богатый потенциал, взаимодействие по торгово-экономическому сектору развито пока не в полной мере.
Главным механизмом развития экономических отношений Баку и Душанбе является созданная в 2011 году межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В ходе ее заседаний в разные годы обсуждались такие вопросы, как создание совместных предприятий, внедрение опыта Азербайджана в сельском хозяйстве Таджикистана, а также реализация совместных проектов в области цветной металлургии.
При этом необходимо отметить, что геополитические изменения в мире, на фоне которых возрастает роль Прикаспийского региона, могут стать главным импульсом для интенсивного взаимодействия двух стран. Тем более что Баку и Душанбе сотрудничают в рамках ряда экономических и политических организаций, таких как СНГ, ОЭСР и ШОС, в которой Азербайджан имеет статус наблюдателя.

Транспортные проекты: что может предложить Душанбе

Присоединение Таджикистана к региональным транспортным проектам является одной из главным тем в вопросе международного экономического сотрудничества этой страны.
Считается, что интеграция Таджикистана в международные транспортные проекты в регионе позволит ему получить альтернативный выход к морским портам. Так, Душанбе может присоединиться к Транскаспийскому коридору (Средний коридор/ТМТМ) и получить выход к международным портам Казахстана и Азербайджана, что позволит наладить экспорт таджикских товаров на западные рынки.
Кроме того, участие в региональных транспортных коридорах даст возможность Таджикистану увеличить товаропоток через свою территорию, что усилит его позиции в качестве транзитного звена. Укрепив свою транспортную инфраструктуру, Таджикистан может стать транзитной страной для выхода товаров из Китая, Афганистана и Пакистана на мировые рынки.
Важность расширения транзитных возможностей осознают и в самом Таджикистане. Так, с этой целью в 2022 году в стране началась реализация трех инвестиционных проектов, в том числе реконструкция участков автодорог Дангара-Бохтар и Душанбе-Кульма протяженностью в десятки километров.
Также продолжается строительство автомобильной дороги Рогун–Обигарм–Нурабад длиной 76 километров.
Правительство Таджикистана ожидает, что в нынешнем году стартуют еще 17 инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере на общую сумму более $1 млрд.
Согласно проекту Душанбе, в ближайшие три года будут завершены еще шесть транспортных проектов на сумму $690 млн, сданы в эксплуатацию 317 километров международных автомобильных дорог, 32 моста, пять тоннелей протяженностью 11,2 километра и семь противолавинных коридоров.

Таджикистан – стыковочная окраина трансрегиональных объединений

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что перспективными товарами в грузопотоках между Азербайджаном и Таджикистаном могут быть нефтяной кокс и глинозем из Азербайджана в Таджикистан, а обратно на Каспий может пойти продукция таджикского алюминиевого комбината ТАЛКО.

"Подобного рода поставки могут быть главными грузами в проектах транспортного взаимодействия между Таджикистаном и Азербайджаном. Они, во-первых, достаточно крупные по объему – здесь, очевидно, будет задействован железнодорожный транспорт. Их можно осуществлять в обе стороны – в одну сторону загрузка нефтяного кокса и глинозема, в обратную сторону продукция таджикского алюминиевого завода", – отметил Караваев в беседе со Sputnik Азербайджан.

По словам эксперта, Таджикистан – это некая стыковочная окраина крупных трансрегиональных объединений, которые взаимно пересекаются на пространстве Центральной Азии. То есть, с одной стороны, Таджикистан тесно экономически интегрирован в китайскую макроэкономическую деятельность с точки зрения инвестиций и товарных потоков. С другой стороны, на Таджикистан наслаиваются несколько границ трансрегиональных объединений.

"И Азербайджан, в свою очередь, в этом аспекте представляет интересы сразу двух направлений – взаимодействие по линии каспийской экономики в целом, возможности по выводу товаров и грузов из Таджикистана в сторону Запада", – отметил экономист.

Одновременно с этим, добавил он, Азербайджан несет в своей центрально-азиатской политике задачи, которые необходимо реализовывать в рамках Организации тюрскских государств (ОТГ).

"Здесь есть необходимые элементы союзнического взаимодействия Азербайджана с Турцией в рамках которого они развивают отдельный проект, связанный с транспортным коридором в Афганистан через Туркменистан. И обустройство широкой транспортной и логистической сети в этом направлении со стороны Азербайджана в сердце Центральной Азии позволит Таджикистану получить дополнительные преимущества по выводу части своего экспорта в этом направлении", – считает Караваев.

При этом эксперт отмечает, что в интересах России, чтобы Таджикистан находил больше партнерской опоры и взаимодействия именно со своей ближайшей периферией, тем самым заполняя лакуны, которые могли бы быть заняты западными компаниями из недружеских для РФ стран.

"Пусть Таджикистан обрастает связями с партнерами в ЕАЭС, СНГ или по своей приграничной периферии, включая Афганистан и Туркменистан, нежели туда будут проникать интересы крупных корпораций из недружественных стан, прежде всего из ЕС", – считает эксперт.

Лента новостей
0