Новости

Тарифы на проезд в АР выросли: повысится ли качество услуг в общественном транспорте?

© Sputnik / Murad OrujovНовые составы "Бакинского метрополитена"
Новые составы Бакинского метрополитена - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.02.2023
Подписаться
Эксперты считают, что государству необходимо восстановить контроль над сферой общественного транспорта и применить механизмы ее дотации.
БАКУ, 3 фев — Sputnik. Новые тарифы на проезд в метро и маршрутных автобусах в Азербайджане вступают в силу с 3 февраля. Согласно решению Тарифного совета (ТС), проезд в метро и в маршрутных автобусах повышается на 10 гяпиков – с 0,3 до 0,4 маната за одну поездку. Верхний предел тарифа по республике устанавливается на уровне 40 гяпиков на внутригородских автобусных маршрутах, а также в размере 0,4-1,00 манат – на пригородных и междугородних автобусных маршрутах в зависимости от расстояния.
На междугородних автобусных маршрутах верхний предел тарифа устанавливается на уровне 0,3 маната за 1 километр (ранее – 0,24 маната).

Тарифы растут, а уровень сервиса не повышается

В условиях низкого качества обслуживания в сфере общественного транспорта в стране решение Совета о повышении стоимости проезда вызвало серьезное недовольство в обществе. Люди жалуются, что сегодня они ездят в переполненных автобусах и метро, предполагают, что с повышением тарифов ситуация с уровнем качества обслуживания пассажиров вряд ли изменится в лучшую сторону.
Житель поселка Баил Амиль Гаджиев сообщил Sputnik Азербайджан, что эксплуатационный срок службы автобусов № 53, обслуживающих пассажиров в направлении Баил-Батамдар, давно вышел, но их да сих пор не снимают с маршрута. Он заявил, что несколько раз застревал в дороге из-за лопнувшей шины у автобуса на этой линии.
В свою очередь, жительница поселка Масазыр Гюльнар Сафарова сообщила агентству, что состояние автобусов маршрута №142 можно назвать крайне плачевным – пассажиры годами ездят из поселка в столицу на этих сломанных автобусах. По ее словам, владелец маршрутной линии неоднократно обещал недовольным водителям и пассажирам, что обновит автобусный парк только после ремонта дороги, но воз, как говорится, и ныне там…
Еще одной серьезной проблемой являются слишком большие интервалы в движении маршрутных автобусов. Жители пригородных поселков, да и столичные жители тоже, жалуются, что иногда им приходится стоять на остановке в ожидании транспорта по 30 минут и больше. Перевозчики объясняют это наличием малого числа автобусов на линиях. Естественно, в такой ситуации, когда "долгожданный" транспорт, наконец, подъезжает к остановке, люди начинают приступом брать его.

Перевозчики недовольны "незначительным" повышением тарифов

Заместитель директора компании-перевозчика General Avto Company Асиф Рустамов сообщил Sputnik Азербайджан, что повышение тарифов, хоть и незначительное на его взгляд, сможет в некоторой степени снизить издержки. Он отметил, что запчасти для автобусов покупаются за границей, а цены на них постоянно растут. По его словам, средств, полученных за счет нынешнего повышения тарифов на проезд, будет недостаточно для покрытия расходов на покупку запчастей.

"Стоимость автобусов, соответствующих нормам "Евро-5" и "Евро-6", слишком высока. Сложно обновить автобусную базу с текущим тарифом. И последнее повышение тарифа тоже не исправит ситуацию. Столь незначительное повышение тарифа позволит только покрыть мелкие расходы", – сказал замдиректора.

Рустамов выразил мнение, что стоимость проезда в 50 гяпиков позволила бы обновить производственно-ремонтную базу компании. Он пояснил, что это было бы в разы выгоднее покупки новых автобусов.

"Для ремонта автобусов новой модели необходимо наличие высокотехнологического оборудования с электронными системами. Имеющееся у нас оборудование не позволяет отремонтировать автобусы, а закупить новые электронные приборы за счет небольшого повышения тарифов на 10 гяпиков невозможно", – рассказал представитель компании-пассажироперевозчика.

Тем не менее Рустамов заявил, что компания постарается максимально улучшить качество пассажироперевозок.

Издержки перевозчиков не покрываются

Эксперт по транспортным вопросам, юрист Аршад Гусейнов заявил Sputnik Азербайджан, что повышение тарифов не приведет ни к чему хорошему и не решит финансово-экономических трудностей общественного транспорта. По его словам, перевозчики в сложившейся ситуации не получили желаемого финансирования.

"Исследователи экономики отрасли и те, кто рассчитывают стоимость перевозки, однозначно подчеркивают, что себестоимость поездки в метро или автобусе больше, чем фактический тариф даже с учетом его повышения. В таком случае перевозчики, единственный источник дохода которых – тарифы, все равно не смогут получать прибыль и будут работать в убыток либо во избежание убытка будут вынуждены сократить расходы. Это приведет, как следствие, к спаду в этой сфере экономики", – сказал Гусейнов.

Он указал, что в подобной ситуации на маршруты будут выпускаться меньше автобусов, интервалы увеличатся, автобусов вне часов пик на улице практически не будет, будут эксплуатироваться сломанные автобусы, что также приведет к снижению качества услуг общественного транспорта.

Изменится ли ситуация в пассажирском транспорте?

Собеседник агентства считает, что сфера общественного транспорта с учетом сложившейся ситуации не только не будет развиваться, но, наоборот, будет регрессировать.

"Ведь автобусный парк с каждым днем будет еще более изнашиваться, а его техобслуживание будет требовать все больше средств", – сказал эксперт.

Гусейнов констатировал, что последний шаг правительства, направленный на "улучшение" экономической ситуации в общественном транспорте, еще раз наглядно подтвердил ошибочность государственной политики в отношении развития этой отрасли на протяжении многих лет. Он охарактеризовал нынешнее повышение тарифов буквально как "жалкую подачку" предпринимателям сектора общественного транспорта.

"Вот, мол, вам дополнительные 10 гяпиков, уж постарайтесь как-нибудь свести концы с концами", – пояснил юрист.

По его словам, общественный транспорт – это не та сфера, где предпринимателям нужно "сводить концы с концами", так как она в определенной степени влияет на качество жизни людей.

"Решение правительства подтверждает, что услуги общественного транспорта по-прежнему рассматривается как бизнес, ценообразование в котором регулируются государством. Нужно свернуть с этого ошибочного пути, нужно отложить в сторону деловую сторону общественного транспорта и начать рассматривать его как очень важную социальную услугу", – сказал Гусейнов.

Не будет контроля – не будет изменений

Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы предполагает, что столь незначительное повышение тарифов не решит проблем перевозчиков. Он считает, что для повышения качества обслуживания необходимо создать механизм строгого контроля над общественным транспортом. По мнению Мурадлы, повышение тарифов на самом деле должно стать стимулом для выхода перевозчиков из кризиса. Эксперт указал, что с учетом всех реалий себестоимость перевозки одного пассажира в Азербайджане составляет порядка 60-80 гяпиков.

"Поскольку тарифы на пассажирские перевозки регулируются государством, корректировать цены на услуги общественного транспорта в соответствии с реальностью невозможно. Период пандемии еще более осложнил и без того тяжелое положение общественного транспорта. Даже государственная компания Bakubus задолжала SOCAR миллионы манатов за топливо. Частные пассажирские транспортные компании в такой же ситуации. Перевозчики не могут покупать запчасти и ремонтировать свои автобусы", – рассказал Мурадлы.

По его словам, сегодня до 30-40 автобусов простаивают на производственной базе перевозчиков и не могут выйти на линию из-за отсутствия средств на ремонт. Он добавил, что в результате этого плотность пассажиропотока в общественном транспорте – в метро и автобусах – достигла просто небывалого уровня
Он подчеркнул, что отсутствие государственных дотаций на пассажирские перевозки и оказание помощи только государственной компании Bakubus не позволяет частным транспортным компаниям выйти из трудного положения, в котором они оказались.

"Сегодня перевозчики не могут позволить себе покупку новых автобусов. А это означает сворачивание частных пассажироперевозок. Поэтому нет никакой надежды на то, что с повышением тарифов произойдут кардинальные изменения", – рассказал собеседник агентства.

Министерство признает наличие проблемы и ищет пути ее решения

Ранее заместитель министра цифрового развития и транспорта Рахман Гумметов заявил, что "сегодня цены на перевозку пассажиров на территории страны вдвое меньше себестоимости". Он отметил, что это "общая проблема".
По его словам, метро и железная дорога фактически получают дотации от государства, а автобусные пассажироперевозки частично дотируются государством.
По словам Гумматова, у 36% населения страны ограничен доступ к транспорту, требуется требуется расширение автобусной сети, однако для этого важно обеспечить рентабельность данной сферы для перевозчиков.
"Мы осознаем, что этот вопрос беспокоит уязвимую прослойку населения. Однако верное регулирование со стороны государства служит интересам граждан. Мы должны найти выгодную и устойчивую для страны модель решения", – сказал замминистра.
Лента новостей
0