Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Рост спроса на нефть в Китае поддержит цену на уровне до $110 за баррель – эксперты

© AP Photo / Eric GayНефтяная качалка, фото из архива
Нефтяная качалка, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 30.01.2023
Подписаться
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что снятие ковидных ограничений в первую очередь подстегнет международное авиасообщение КНР, спад которого из-за COVID-19 повлиял на общую динамику авиаперевозок в Восточной Азии.
БАКУ, 30 янв — Sputnik. Снятие ковидных ограничений в Китае создало большую неопределенность на и без того волатильном мировом нефтяном рынке, ключевой вопрос – как сильно вырастет спрос на нефть в этой стране в текущем году и какое влияние он окажет на нефтяные котировки в условиях ограничений против российской нефти.
Опрошенные ТАСС эксперты по-разному оценивают степень влияния ситуации на мировой нефтяной рынок, однако уверены, что рост потребления в Китае позволит поддержать котировки на высоком уровне.

Ключевые отраслевые регуляторы оценивают рост спроса на нефть в Китае в 2023 году на уровне около 500 тыс. баррелей в сутки. Управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США в своем январском прогнозе дает оценку в 530 тыс. баррелей в сутки (б/с). ОПЕК ожидает прироста в 510 тыс. б/с. Генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс говорил, что картель сохраняет "осторожный оптимизм" относительно перспектив роста потребления нефти в Китае.

Эксперт информационно-аналитического центра ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов назвал два фактора, лежащих в основе текущих прогнозов по Китаю.

"Прогнозы роста спроса в Китае исходят из двух предположений. Предположение первое - Китай вернется к обычному темпу роста спроса, который составляет 0,4-0,5 млн баррелей в сутки за год. Второе предположение – в Китае есть отложенный спрос, соответственно, увеличение произойдет "за себя и за того парня". То есть, в 2023 году КНР будет для начала нагонять отставание 2022 года, а уже потом перейдет к плановому росту. Оба варианта сейчас представляются в равной степени возможными, так как мы пока не знаем, будут ли в Китае новые антиковидные ограничения", – считает эксперт.

Драйвером роста потребления в Китае могут стать авиаперевозки

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что снятие ковидных ограничений в первую очередь подстегнет международное авиасообщение КНР, спад которого из-за COVID-19 повлиял на общую динамику авиаперевозок в Восточной Азии.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), выполненный пассажирооборот (RPK) международных авиарейсов в Восточной Азии в ноябре 2022 г. был на 50,5% ниже уровня ноября 2019 г. В свою очередь, в сегменте внутренних авиаперевозок в Китае эта разница составляла 70%. С ним согласен и главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

"Отказ от ковидных ограничений приведет к некоторому восстановлению деловой активности в стране и, соответственно, росту спроса на нефть, особенно в сегменте авиаперевозок, которые были практически заморожены. Рост спроса на нефть в Китае сейчас оценивают на уровне 500-700 тыс. баррелей в сутки дополнительно, но говорить о том, что этот рост радикальным образом изменит баланс сил на мировом нефтяном рынке, пока не приходится", – пояснил Громов ТАСС.

Эксперт отметил, что на конец прошлого года профицит нефти на мировом рынке оценивался примерно в 1 млн баррелей в сутки.

"Иными словами, тот рост, который мы сегодня вправе ожидать от китайской экономики по потреблению нефти и нефтепродуктов, приведет к тому, что предпосылок для сохранения профицита нефти на мировом рынке будет все меньше. И, скорее всего, во второй половине года при сохранении политики ОПЕК+, которая была объявлена в ноябре прошлого года об устойчивом ежемесячном сокращении добычи на 2 млн б/с, сложится устойчивый дефицит предложения, тогда стоит ожидать какого-то роста нефтяных котировок", – считает Громов.

Что скажет нефть?

Аналитики ведущих мировых агентств убеждены, что рост спроса на нефть в Китае будет толкать нефтяные котировки вверх. Руководитель отдела исследований сырьевых товаров Goldman Sachs Джеффри Кюрри в интервью Bloomberg TV говорил, что "открытие" Китая может привести к росту цены нефти марки Brent до $110 за баррель. С ним согласны и аналитики Morgan Stanley, которые допускают, что ко второму полугодию цена на нефть может взлететь до $100-110 за баррель. Правда, Morgan Stanley в качестве основной причины называет не открытие Китая как таковое, а сокращение запасов и малый объем свободных добычных мощностей.

"Мы ожидаем, что в первом квартале цена на Brent останется в диапазоне $80-85 за баррель. Однако рост спроса в условиях ограниченных запасов и свободных мощностей покажет, что потолок предложения не за горами. Мы ожидаем, что это поддержит нефть марки Brent в диапазоне $100-110 за баррель ко второму полугодию", – уверены в Morgan Stanley.

В то же время старший аналитик "БКС мир инвестиций" Рональд Смит отметил ТАСС, что по его прогнозу Brent поднимется до $95 в первом квартале, но к концу года снизится до $85.

Где искать выход?

Страны ОПЕК+ будут способны нарастить производство нефти до необходимых объемов, если Китай будет демонстрировать опережающий рост спроса, уверен Фролов.

"Риск для поставок в Европу создается санкционным противостоянием с Россией. Если наша страна будет вынуждена снизить производство, то на некоторое время это может привести к резкому росту цен. На данный момент российские поставки в целом перестроились на новые логистические цепочки. Но их ждет новое испытание после введения эмбарго на нефтепродукты", – отметил Фролов.

Россия по итогам 2022 года заняла второе место по объемам поставок нефти в Китай. Импорт российской нефти в страну по итогам года вырос на 8%, до 1,72 млн баррелей в сутки. Всего Россия поставила 86,25 млн тонн нефти. Фролов считает, что у России есть возможности для дальнейшего наращивания поставок в КНР.

"В краткосрочной перспективе рост поставок будет связан с отправкой морским транспортом в Азию тех объемов, которые раньше шли по трубопроводам в Европу. Также возможно, что часть поставщиков снизит продажи в Китай и Индию в ответ на запросы Европы, что приведет к своего рода размену на мировом рынке. В долгосрочной перспективе наша страна может расширить нефтепровод ВСТО, а также танкерные мощности на Дальнем Востоке. Ведь спрос в Китае продолжит увеличиваться", - заключил он.

Лента новостей
0