Азербайджанские проекты в тренде мировой экономики

© Sputnik / STR / Перейти в фотобанкСолнечные панели
Солнечные панели - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.01.2023
Подписаться на
НовостиTelegram
В швейцарском Давосе проходит очередной Всемирный экономический форум. Его девиз: "Сотрудничество в условиях раздробленного мира".
БАКУ, 18 янв — Sputnik. Проводимый с 70-х годов прошлого века в Давосе Всемирный экономический форум на этот раз пришелся на период глубочайшего экономического и политического кризиса. Традиционно в нем принимают участие мировые лидеры, топ-менеджеры крупнейших компаний, политические и общественные деятели.
Выступивший на открытии ВЭФ его основатель Клаус Шваб подчеркнул значимость форума как площадки, объединяющей все заинтересованные стороны. Он также выразил надежду на то, что участники ВЭФ сумеют найти пути решения существующих кризисов.
В число высокопоставленных участников форума входит и президент Азербайджана Ильхам Алиев, у которого традиционно насыщенный рабочий график. На всех его двусторонних встречах обсуждаются возможности расширения сотрудничества во многих сферах. И следует отметить, что Азербайджану есть что предложить Европе и миру в целом.

Основные обсуждаемые на форуме темы

Одна из панельных дискуссий Всемирного экономического форума в Давосе будет посвящена перспективам развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (Среднего коридора).
Участники мероприятия обсудят, как страны Южного Кавказа и Центральной Азии будут приспосабливаться к последствиям конфликта на Украине, расширение транспортного сотрудничества, инвестиции в энергетическую инфраструктуру и то, как Европа и Азия могут наладить эффективное партнерство в новой геополитической реальности.
Значение грузоперевозок по Среднему коридору (ТМТМ) еще больше возросло после конфликта на Украине. Что касается Азербайджана, то его значимость в расширении возможностей Среднего коридора даже не обсуждается. В последние годы страна увеличила свои транзитные возможности по многим показателям, в том числе за счет строительства нефте- и газопроводов, новых железнодорожных линий, современных автодорог, морских портов и т.д.
Более того, Азербайджан, претендующий на роль основного транспортного хаба на ТМТМ, предлагает диверсификацию последующего маршрута, следующего с Востока на Запад. По замыслу Баку, доставляемые с Востока грузы могут быть поставлены из Азербайджана как на юго-восток в направлении стран Персидского залива, так и на запад, в направлении Европы. Для сокращения этого маршрута и увеличения скорости доставки грузов планируется запуск Зангезурского коридора, в функционировании которого заинтересованы как на Западе, так и в самой России. Именно это и расценивается как один из основных факторов, позволяющих сделать вывод о том, что Москва не только не против реализации Среднего коридора, но и заинтересована в его развитии.

Что еще может предложить Азербайджан миру

В последние годы Азербайджан удивляет мир тем, что реализует проекты, которые оказываются востребованными уже спустя несколько лет. В памяти экспертного сообщества свежи дискуссии о том, что, дескать, "Южный газовый коридор", газопроводы TANAP и TAP не востребованы и инвестиции в них - пустая трата времени и финансов. В настоящее время трудно себе представить европейскую энергетическую безопасность без функционирования этих трубопроводов.
Продолжая данную политику, Баку усиленно работает над расширением этой инфраструктуры, что позволит обеспечить транспортировку по ней голубого топлива с газовых месторождений Туркменистана. Параллельно и сам Азербайджан намерен нарастить экспорт добываемого им газа.
Также Азербайджан планирует нарастить выработку электроэнергии из ВИЭ.
"Азербайджан развивает возобновляемые источники энергии не для того, чтобы обеспечить собственную энергетическую безопасность. Мы сделали это много лет назад. Сегодня Азербайджан не только полностью удовлетворяет свои потребности в энергии, но и экспортирует сырую нефть, нефтепродукты, природный газ, продукцию нефтехимической промышленности, электроэнергию", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на официальном открытии Недели устойчивого развития в Абу-Даби.
Азербайджанская программа по возобновляемым источникам энергии имеет совершенно другую повестку дня, отметил Алиев. Во-первых, потому, что у этой отрасли огромный потенциал. Во-вторых, потому что это поможет диверсифицировать экспорт и, конечно, создаст новый экологически чистый сектор азербайджанской экономики, закончил свою мысль президент Азербайджана.
Для реализации поставленных задач Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) подписала соглашение с компанией из ОАЭ Masdar, которая охватывает развитие проектов береговой ветровой и солнечной энергетики, а также интегрированных шельфовых ветровых и "зеленых водородных" проектов общей мощностью 4 ГВт.
Masdar также строит в Азербайджане солнечную электростанцию мощностью 230 МВт. Она будет вырабатывать 500 млн киловатт-часов электроэнергии в год, что достаточно для удовлетворения потребностей более 110 тыс. домохозяйств.
Параллельно с этим Азербайджан уже налаживает экспорт электроэнергии в Европу. Недавно с участием председателя Еврокомиссии был подписан документ о стратегическом партнерстве, который предусматривает четырехстороннее сотрудничество по возобновляемой энергии и водороду, а также создание коридора "зеленой энергии" между Азербайджаном, Грузией, Венгрией и Румынией. В ближайшие годы благодаря экспорту 3 ГВт "зеленой энергии" и водорода по проложенному по дну Черного моря кабелю Азербайджан будет играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы за счет чистых ресурсов.

Чистая энергия – будущее мировой энергетической системы

Как отметил в Давосе глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол, в настоящее время "зеленая" энергетика переживает гигантский рост, который обусловлен как экологическими соображениями, так и общими проблемами в мировой энергетической системе. Только за прошлый год рост производства "зеленой" электроэнергии составил 25%.
В сравнительном эквиваленте можно отметить то, что если в 2019 году из 100 автомобилей на рынках Европы, США и Китая лишь три были электрокарами, то в 2022 году их количество выросло до 30, а в 2040 году составит 50 на 100 обычных автомобилей.
Аналитики МЭА отмечают, что в ближайшие пять лет мир добавит столько же возобновляемой энергии, сколько за последние 20 лет. В частности, по прогнозу агентства, ожидается, что мощность ВИЭ в мире вырастет в 2022-2027 годах на 2,4 тыс. ГВт.
Как показывает анализ энергетической ситуации, ведущие мировые компании уже определились с будущим этой отрасли. Среди тех стран, которые уже находятся в авангарде этого движения, Азербайджан занимает особое место. Скорее всего, это будет еще раз наглядно доказано по итогам Всемирного экономического форума в Давосе.
Лента новостей
0